4 января. Павел Антокольский

топ 100 блогов vazart04.01.2024 о своей ученице Белле Ахмадулиной в дневнике 1964-го года:

4 января. Стихотворение Беллы «Гостить у художника» (о Ю. Васильеве) — безгранично по горизонту — впрочем, как все у нее. Как всегда и везде она видит с избытком (т.е. и лишнее) и что еще важнее — успевает виденное зафиксировать для других и для всех: свойство, родственное Пастернаку. Ее проза «Бабушка» — смесь «манеры» (т.е. манерности) с какой-то бесстыдной гениальностью! В целом же — слава богу, что это вообще есть и будет, обреченное расти, ветвиться, усложняться — и упрощаться.

Примечание

ГОСТИТЬ У ХУДОЖНИКА

             
Юрию Васильеву

Итог увяданья подводит октябрь.
Природа вокруг тяжела, серьезна.
В час осени крайний - так скучно локтям
опять ушибаться об угол сиротства.
Соседской четы непомерный визит
все длится, и я, всей душой утомляясь,
ни слова не вымолвлю - в горле висит
какая-то глухонемая туманность.
В час осени крайний - огонь погасить
и вдруг, засыпая, воспрянуть догадкой,
что некогда звали тебя погостить
в дому у художника, там, за Таганкой.
И вот, аспирином задобрив недуг,
напялив калоши, - скорее, скорее
туда, где, румяные щеки надув,
художник умеет играть на свирели.


О милое зрелище этих затей!
Средь кистей, торчащих из банок и ведер,
играет свирель и двух малых детей
печальный топочет вокруг хороводик.
Два детские личика умудрены
улыбкой такою усталой и вечной,
как будто они в мирозданье должны
нестись и описывать круг бесконечный.
Как будто творится века напролет
все это: заоблачный лепет свирели
и маленьких тел одинокий полет
над прочностью мира, во мгле акварели.
И я, притаившись в тени голубой,
застыв перед тем невесомым весельем,
смотрю на суровый их танец, на бой
младенческих мышц
с тяготеньем вселенным -
Слабею, впадаю в смятенье невежд,
когда, воссияв над трубою подзорной,
их в обморок вводит избыток небес,
терзая рассудок тоской тошнотворной.
Но полно! И я появляюсь в дверях,
недаром сюда я брела и спешила.
О счастье, что кто-то так радостно рад,
рад так беспредельно
и так беспричинно!
Явленью моих одичавших локтей
художник так рад, и свирель его рада,
и щедрые ясные лица детей
даруют мне синее солнышко взгляда.
И входит, подходит та, милая, та,
простая, как холст,
не насыщенный грунтом.

Но кроткого, смирного лба простота
пугает предчувствием
сложным и грустным.
О скромность холста,
пока срок не пришел,
невинность курка,
пока пальцем не тронешь,
звериный, до времени спящий прыжок,
нацеленный в близь, где играет звереныш.
Как мускулы в ней высоко взведены,
когда первобытным следит исподлобьем
три тени родные, во тьму глубины
запущенные виражом бесподобным.
О девочка цирка, хранящая дом!
Все ж выдаст болезненно -
звездная бледность -
во что ей обходится маленький вздох
над бездной внизу, означающей бедность.
Какие клинки покидают ножны,
какая неисповедимая доблесть
улыбкой ответствует гневу нужды,
каменья ее обращая в съедобность?
Как странно незрима она на свету,
как слабо затылок ее позолочен,
но неколебимо хранит прямоту
прозрачный, стеклянный ее позвоночник.
И радостно мне любоваться опять
лицом ее, облаком неочевидным,
и рученьку боязно в руку принять,
как тронуть скорлупку
в гнезде соловьином.

И я говорю: - О, давайте скорей
кружиться в одной карусели отвесной,
подставив горячие лбы под свирель,
под ивовый дождь ее частых отверстий!
Художник на бочке высокой сидит,
как Пан, в свою хитрую дудку дудит.

Давайте, давайте кружиться всегда,
и все, что случится, - еще не беда,
ах, господи боже мой, вот вечеринка,
проносится около уха звезда,
под веко летит золотая соринка,
и кто мы такие, и что это вдруг
цветет акварели голубенький дух,
и глина краснеет, как толстый ребенок,
и пыль облетает с холстов погребенных,
и дивные рожи румяных картин
являются нам, когда мы захотим.
Проносимся! И посреди тишины
целуется красное с желтым и синим,
и все одиночества душ сплочены
в созвездье одно притяжением сильным.

Жить в доме художника день или два
и дольше, но дому еще не наскучить,
случайно узнать, что стоят дерева
под тяжестью белой, повисшей на сучьях,
с утра втихомолку собраться домой,
брести облегченно по улице снежной,
жить дома, пока не придет за тобой
любви и печали порыв центробежный.


Белла Ахмадулина

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда С. приготовился два года назад плотно перезжать в Мюнхен, то он захотел купить второе пианино, чтобы было чем развлекаться вечерами в его деревне, где он жил. На ebay мы купили клавишную доску Thomann DP-ХХХ, немного поторговавшись, по сходной цене в 200 евро у девушки в Гельсдорфе. ...
Автоперевод: Комментарий " Правого сектора " в связи с заявлением Януковича . Ознакомившись с заявлением Януковича , мы должны констатировать тот очевидный факт , что преступный режим до сих пор в достаточной мере не осознал ни величины собственных злодеяний , ни силы народного ...
Здесь , - и прежде всего, позволю себе не согласиться с г-ном Стрелковым в его оценке событий в Нидерландах, ибо там все было  не просто. Там монарх, сосредоточившись на проблемах Испании, перестал выполнять обязанности графа Фландрского, покрывая за счет выжимания ...
Обожаю прогуливаться по красивым улочкам Черновцов. В городе очень много достопримечтаельностей и красивых церквей, почти каждое здание – это памятник архитектуры. В 2008 году Черновцам исполнилось 600 лет, поэтому город был основательно ...
Был, посмотрел, сделал выводы...Да, действительно стало похуже, чем раньше. По выходным - ещё нормально, Приднестровье затаривается. А перспективы какие...? Медленное, незаметное увядание, точно такое же, как надписи в Одессе на фасадных витринах : "Сдам, продам". Это как рак, первые стад ...