39. Трансгендеры в женском спорте. Предыстория
eis_gen — 28.02.2021Основной принцип олимпийского движения состоит в том, что все имеют право участвовать в соревнованиях, но никто не должен иметь изначальных преимуществ. Мышечная масса и сила играют важнейшую роль в спорте, в этом у мужчин явное изначальное преимущество перед женщинами. Поэтому соревнования для мужчин и женщин за редкими исключениями проводятся раздельно. Но как реализуется олимпийский принцип по отношению к спортсменам интерсексуалам и трансгендерам? О том, как эволюционировали правила допуска спортсменов интерсексуалов, рассказано в постах 16-20. Трансгендры в спорте это более новое явление. Понятно, что никто не возражает против участия в мужских соревнованиях спортсменов, изменивших свой пол с женского на мужской. В этом случае никаких изначальных преимуществ нет. Здесь показательна история американской метательницы молота Keelin/Kelly Godsey. Этот человек родился с женским телом, но считал себя мужчиной, о чём открыто заявил в 2005 году. Однако из-за желания участвовать в олимпийских играх (а шансы на это были только оставаясь женщиной) переход в мужчину задержался на 8 лет. Увы, не повезло - дважды при отборочных соревнованиях в олимпийскую команду США занять место, обеспечивавшее участие в Олимпиадах 2008 и 2012 годов, так и не удалось.
Иная ситуация в отношении допуска к женским соревнованиям спортсменов, родившихся мужчинами, но изменивших свой пол на женский. Международный Олимпийский Комитет и ряд других спортивных организаций разрешают участие трансгендеров в женских соревнованиях, но при определённых условиях (подробно о них расскажу в следующем посте). Однако очень много людей с этим несогласны и активно выступают за запрет на участие трансгендерных спортсменок в женских состязаниях. Самое неожиданное, что среди критиков оказалась и Renée Richards, многие годы бывшая символом в борьбе за право трансгендерных женщин участвовать в женских соревнованиях. Рени была первой трансгендерной женщиной, которая через суд добилась этого права. Это единственный человек, участвовавший в теннисных турнирах U.S. Open и как мужчина и как женщина. О Рени написано множество статей. В 1968 году на основе её автобиографической книги был снят документальный фильм Second Serve с Ванессой Редгрейв в роли Рени, а в 2011 еще один - Renée. Мне кажется, что стоит, хотя бы коротко, рассказать её историю.
Первоначально это был Richard Raskind, мальчик из еврейской семьи иммигрантов из России (папа хирург-ортопед, мама психиатр и к тому же профессор Колумбийского университета). Ричард оканчивает престижный Йельский университет, потом медицинскую школу, специализируется в офтальмологии, успешно развивается его карьера детского хирурга-офтальмолога. При этом он великолепный теннисист, чемпион университета и капитан университетской команды. Не оставляет Ричард теннис и работая врачом. Он пять раз участвует в престижном теннисном турнире U.S. Open. Есть и другое увлечение – он пилот-любитель. Ричард женат, у него есть сын. В общем, всё замечательно, кроме одного – все эти годы он считает себя женщиной. В течение десятилетий Ричард практически ежедневно общался с психотерапевтами, искал ответы на мучавшие его вопросы. В итоге в возрасте 40 лет он меняет пол и вместо Richard Raskind появляется Renée Richards (Renée на французском означает заново рождённая). Очень многое в жизни меняется, но желание играть в теннисных турнирах остаётся. А это неминуемо должно было привести к раскрытию его мужского прошлого. Так, собственно, и произошло. В новом теннисном клубе так впечатлены игрой Рени. что ей предлагают участвовать в турнире (естественно женском, ведь здесь её знают только как женщину). Турнир выигран, но в ней узнают Ричарда. Это попадает в заголовки газет, начинается дискуссия о том, а настоящая ли она женщина. Рени приглашают на один из турниров, но когда она соглашается, 25 из 32 теннисисток демонстративно отказываются от участия. В 1976 году Рени сообщают, что её участие в женском турнире U.S. Open возможно только при прохождении теста на тельца Барра. Те, кто читал мои посты об интерсексуалах в спорте, знают, что в 70-х годах все участницы проходили этот тест. У женщин половые хромосомы ХХ и одна из них инактивирована и находится в конденсированном состоянии, образуя тельце Барра. У мужчин половые хромосомы ХY, и соответственно тельце Барра отсутствует. К женским соревнованиям допускали только тех спортсменок, у которых были тельца Барра, но у Рени их естественно быть не могло. Получив фактически отказ, Рени подала иск в против двух основных американских теннисных ассоциаций. Рассмотрение дела продолжалось целый год. В суде Рени активно отстаивала свою позицию и в итоге она победила. Вердикт судьи констатировал, что отказ в участии в соревновании из-за теста на тельца Барра является дискриминацией по отношению к Рени. После победы в суде Рени смогла принять участие в женском турнире U.S. Open 1977 года, но из соревнования одиночек она выбыла после проигрыша в первой же игре, а вот в женской паре она дошла до финала. После ещё нескольких лет в профессиональном теннисе Рени вернулась в офтальмологию, где успешно практикует многие годы (даже после достижения ею 80 летнего возраста).
И вот неожиданно для всех эта культовая для ЛГБТ сообщества фигура вдруг заявила, что трансгендерные спортсменки, даже сменившие пол путём операции и гормонов, всё равно имеют изначальное преимущество в сравнении с обычными женщинами. Естественно Рени спрашивали, как это соотносится с её судебным процессом за право участвовать в женских турнирах. Её ответ был таким: «Мне тогда было 40 лет и я знала, что в этом возрасте я не могу быть лучшей; а вот если бы я сменила пол в 20-летнем возрасте, то выиграла бы женский Уимблдон».
Следующий пост будет посвящён правилам, регулирующим участие трансгендерных спортсменок в женских соревнованиях.