3.09.1942 439 день Великой Отечественной. Из директивы СВГ Жукову: Сталинград

топ 100 блогов pismadljaliz03.09.2022

«3 сентября 1942 года. 439 день Великой Отечественной войны Из книги: Сталинградская битва (оборона) и битва за Кавказ. Часть 1:

В директиве Ставки Верховного Главнокомандования от 3 сентября 1942 г. представителю Ставки в штабе Сталинградского фронта генералу армии Г. К. Жукову указывается: «Положение со Сталинградом ухудшилось. Противник находится в трех верстах от Сталинграда. Сталинград могут взять сегодня или завтра, если северная группа войск не окажет немедленной помощи. Потребуйте от командующих войсками, стоящих к северу и северо-западу от Сталинграда, немедленно ударить по противнику и прийти на помощь к сталинградцам. Недопустимо никакое промедление. Промедление теперь равносильно преступлению. Всю авиацию бросьте на помощь Сталинграду. В самом Сталинграде авиации осталось мало…».


Военные действия на других театрах Второй мировой войны

В Сербии во второй половине 1942 г. патриоты страны ведут работу по восстановлению партийных организаций в городах, укреплению уцелевших и созданию новых партизанских отрядов.

Большие успехи достигаются в Словении. Партизаны неоднократно устраивают диверсии на важной железнодорожной магистрали Белград – Загреб. Начинается вооруженная борьба и на территории Косово и Метохии. В самом Белграде действуют подпольные антифашистские организации. Фронт партизанской борьбы в Югославии ширится с каждым днем (к. 1).


Вспомним как это было…

«Авиаразведка, по-видимому, обнаружила наш командный пункт – утверждал генерал В. И. Чуйков. – Уйти куда-либо в другое место мы не имели права: здесь связь, отсюда шло управление войсками, да и перемещаться по открытой степи под бомбежкой было невозможно. Поэтому надо было сидеть и работать в блиндажах, перекрытых сверху не более как на четверть метра жердями и землей.

Мой рабочий столик с телефонами стоял напротив стола члена Военного совета Абрамова. Шесть квадратных метров площади с земляными стенками под низким перекрытием. Было жарко, душно и пыльно. Земля сыпалась через неплотно уложенные жерди и доски.

Просидев так несколько часов под бомбежкой, мы привыкли к ней и не обращали внимания на гул моторов и разрывы бомб. Вдруг наш блиндаж будто подбросило кверху. Раздался оглушительный взрыв. Я не помню, как мы с Абрамовым очутились на земле, а столы и табуретки оказались перевернутыми. Над нами было небо, затянутое пылью; летели комья земли и камни, кругом раздавались крики и стоны.

Когда пыль несколько рассеялась, мы увидели в шести-восьми метрах от нашего блиндажа огромную воронку диаметром метров 12–15. Вокруг лежало несколько изуродованных трупов, валялись перевернутые автомашины, выведенная из строя радиостанция; проводная связь тоже оказалась нарушенной.

Промежуточный узел связи армии находился в районе поселка Ягодный, километрах в двух южнее основного командного пункта, который к этому времени был восстановлен. Я решил оттуда держать связь с войсками.

Вызвав свою машину с адъютантом Климовым и шофером Калимулиным, я направился в путь. Но едва мы выбрались из балки, как авиация противника начала снова бомбить наш командный пункт. Бомбили мелкими бомбами. Было видно, как Ю-88 на бреющем полете высыпали по десять-двенадцать бомб над балкой, а затем начинали гоняться за отдельными машинами. Один «Юнкерс» устремился за нашей машиной. Тут нас спасли, скажу без прикрас, выдержка и расчет.

Не отрывая глаз от «Юнкерса», я крикнул Каюму:

– Держи прямо и никуда не сворачивай!..

Увидев первую оторвавшуюся от самолета бомбу, я приказал повернуть резко направо. Машина на полном ходу круто развернулась градусов на девяносто. И пока бомбы долетели до земли, мы в это время отскочили в сторону метров на сто.

«Юнкерс» сбросил около двенадцати бомб, но никто из нас не был ранен. Лишь на машине был пробит бачок аккумулятора, электролит вылился, и мотор не заводился. Все это происходило метрах в 300–500 от нашего командного пункта» (к. 40).

Раннее утро 3 сентября 1942 г. Четверг. После артиллерийской подготовки войска 1-й гвардейской армии переходят в наступление, но продвигаются всего лишь на несколько километров в направлении Сталинграда, нанеся противнику незначительное поражение. Дальнейшее продвижение 1-й гвардейской армии останавливается непрерывными ударами авиации и контратаками танков и пехоты противника, поддержанных артиллерией из района Сталинграда.


Маршал Г. К. Жуков вспоминал: «Наступление 1-й гвардейской армии, назначенное на 2 сентября, не могло осуществиться, так как войска, входящие в ее состав, из-за отсутствия горючего и растянутости в пути к утру 2 сентября не вышли в исходные районы. По просьбе командарма К. С. Москаленко атака была перенесена мною на следующий день, о чем я донес в Ставку. В донесении сказано: «1-я гвардейская армия 2 сентября перейти в наступление не смогла, так как ее части не сумели выйти в исходное положение, подвезти боеприпасы, горючее и организовать бой. Чтобы не допустить неорганизованного ввода войск в бой и чтобы не понести от этого напрасных потерь, после личной проверки на месте перенес наступление на 5 часов утра 3 сентября» (к. 20).


10 часов дня 3 сентября . После яростной бомбежки и артиллерийской подготовки немецкие войска повели наступление по всему фронту.


12 часов дня 3 сентября . На левом фланге армии врагу удается переправиться через реку Червленую. Командующий фронтом требует немедленно восстановить положение. Генералу Шумилову приказывается выехать на высоту 128,2 и лично руководить контратакой (к. 40).


Вторая половина дня 3 сентября . В район севернее города прибывают из резерва Ставки 24-я и 66-я армии. Заново укомплектовывается 1-я гвардейская армия.


Исход дня 3 сентября . Севернее Сталинграда сосредоточивается три армии Сталинградского фронта: 24-я армия под командованием генерал-майора Д. Т. Козлова в составе пяти стрелковых дивизий и одной танковой бригады; 66-я армия под командованием генерал-лейтенанта Р. Я. Малиновского в составе шести стрелковых дивизий и четырех танковых бригад. Кроме того, заканчивается укомплектование и сосредоточение 1-й гвардейской армии К. С. Москаленко в составе восьми стрелковых дивизий и на подходе к фронту находятся три танковых корпуса (4-й, 7-й и 16-й).


Для поддержки войск, контратакующих противника с севера и северо-запада, в состав Сталинградского фронта включается 16-я воздушная армия, имеющая около 100 самолетов.


В это время . Южнее Моздока противник отбрасывается подошедшими соединениями 11-го гвардейского стрелкового корпуса на 9 километров в северном направлении. Однако враг не отказывается от своего замысла прорваться в долину Алхан-Чурт.


Азовская флотилия минирует порты, прорывается через Керченский пролив и уводит в Черное море большое количество плавсредств и судов.


Ночь с 3 на 4 сентября . Из Крыма на Таманский полуостров начинает переправляться 46-я немецкая пехотная и 3-я румынская горнострелковая дивизии. Положение обороняющих полуостров частей морской пехоты и береговых батарей ухудшается.


В этот же день . Западный фронт. Бои юго-западнее Козельска. Сломив сопротивление противника, 3-й танковый корпус совместно с 342-й стрелковой дивизией к исходу дня овладевает Волосово, а 1-я гвардейская мотострелковая дивизия форсирует реку Вытебеть и освобождает Жуково. Через Вытебеть переправляется 195-я танковая бригада и устремляется на населенный пункт Перестряж. Однако овладеть им бригада не может, так как наткнулась на большой овраг, который прикрывается огнём немецкой противотанковой артиллерии, а вскоре противник атакует танками с левого фланга. Несмотря на то, что контратаку удается отбить, наступление 195-й танковой бригады приостанавливается. Не могут развить успех на запад и остальные войска 3-й танковой армии, а также и ударная группа 16-й армии, наступающая с севера (к. 53).


Из писем с фронта (П. А. Гоголев).

«… Пока что я работаю командиром батареи. Наверное, так и останусь на этой работе. На бывшее моё место – на заместителя командира батареи уже назначен другой человек, а я работаю в должности командира батареи. Конечно, ответственности стало гораздо больше. Но ведь я не один. Работаем мы вместе с комиссаром батареи, у меня есть заместитель. Батарея состоит из взводов. В каждом взводе – командир взвода. Взвод состоит из отделений. Каждое отделение – это группа людей вместе с пушкой. Отделение имеет своего командира. Вот в такой системе мне теперь и приходится работать. Всем коллективом командиров и бойцов, силой комиссара и партийной организации батареи – как-нибудь будем справляться с работой. До сих пор дело шло, будет идти и дальше.

Живем мы сейчас в лесу, вернее не в лесу, а кустарнике. Помещаемся в землянках. Ничего. Жить можно. Стало прохладно ночами. Но днем даже жарко. Все, что мне надо – я имею: одет, обут, сыт.

Не хватает правда лишь того, что нет близко вас. Но и то не беда. Если будешь в городе с детьми – сфотографируйся и пришли мне фотографию. Этого пока достаточно будет. А там, глядишь, и до конца войны доживем, закончим драку, побьем немцев, прогоним их и по домам, на мирную стройку. Ведь не век же будет длиться война. Все же придёт пора и выдохнутся немцы… 3 сентября 1942 года».

Из архивных материалов и документов текущего дня

Обстановка в Ленинграде 3 сентября 1942 г.

Ленинградский фронт сделал еще одну попытку прорваться навстречу наступающим войскам Волховского фронта. Начало было многообещающим: части двух наших дивизий форсировали Неву на участке Анненское – 1-й городок и вклинились во вражескую оборону. Впереди лежал прямой путь на Синявино, к которому уже приблизились волховчане. Прямой, но, к сожалению, пока еще непреодолимый. Встретив ожесточенное сопротивление противника и не получив должной огневой поддержки, наши части вынуждены были отойти на исходные позиции.


Из дневника начальника Генерального штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта генерала Гальдера Франца: «Обстановка на фронте: Успехи под Новороссийском, на Тереке и под Сталинградом. В остальном без перемен. Атаки противника на фронте 9-й и 18-й армий отражены…»./»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На днях забравшись в закрома Родины кладовку в поисках чего-нибудь вкусненького, обнаружил банку солёного папоротника Орляка, хранящуюся там "с незапамятных времён". За свежим этой весной выбраться так, к сожалению, и не получилось... Значит есть повод рассказать про "зелёные ...
Брандеры в умелых руках страшное оружие. При помощи их можно было сжечь флот противника во времена парусного флота. Или запереть его в порту во времена железных мастодонтов. А бывает и по другому. Заходит огромный 366 метровый 150 тыс. тонный контейнеровоз в устье Шельды и садится там ...
Жалко оставлять это в комментариях. Виктор Качалин написал мне вчера о высказывании моей собеседницы, суть которого такова: я устала от реальности, хочется уйти в свой внутренний мир. «Здесь, мне кажется, серьёзная ошибка с "внутренним миром". Нет никакого "внутреннего мира", есть один ...
А я уже третий день в Англии. Сегодня у нас нескончаемый дождь, и я сижу дома. Приготовила вкусную рыбку, прибралась немного, и всё) Валяюсь на кровати, отдыхаю)Очень сильно устала в этот раз добираясь из Череповца сюда. Синяки под глазами уже ...
Вот не зря я доверяю в плане "что почитать, что посмотреть" только ОЧЕНЬ ограниченному кругу лиц. Сука, это пиздец! Много раз где-то попадались восторги про книгу "Монах, который продал свой феррари". Ну и разные знакомые настойчиво советовали не один год. Но как я могла повестись на эту ...