2017. Год, в который не случилось Революции.


2017-м годом меня пугали с юности. Коммунисты предрекали революцию, алармисты - американскую атаку, либералы - начало массовых репрессиий... Столетие года двух революций - дата по определению зловещая. И может быть поэтому я старался держаться подальше от городов, и в путешествиях 2017 года было много простора и неба, а так же необычных для меня способов перемещения.
Собственно, было-то всего 3 путешествия, но каких!
Мангышлак на джипе. Москва - Ершов - Уральск - Индер - Кульсары - Мангышлакская область - Атырау - Уральск - Самара - Москва.
Вайгач на лодке и пешком. Москва - Нарьян-Мар - остров Вайгач - Нарьян-Мар - паром по Печоре - Котельнич - Москва.
Алтай автостопом и пешком. Москва - Барнаул - Горно-Алтайск - Телецкое озеро - Улаган - Акташ - Чике-Таман - Акташ - Кош-Агач - Баян-Улгий - Ховд - Манхан - Баян-Улгий - Кобдинские озёра - Кош-Агач - Усть-Кан - Тюнгур - Аккем - Усть-Кокса и окрестности - Барнаул - Семипалатинск и Курчатов - Усть-Каменогорск - Серебрянск - Зыряновск - Катон-Карагай - Урыль - Усть-Каменогорск и Риддер - Алма-Ата и окрестности (Иссык, Чарын) - Астана - Павлодар - Славгород, Яровое и Гальбштадт - Москва.
И в коем-то в веке к концу года выложено практически всё - по каждой из трёх ссылок имеется оглавление.
Хотя справедливости ради, были и не только они - начал этот год я с поездки в Петербург на неделю, и это уже традиция: скорее всего, и 2018-й тоже начнётся с Петербурга.
2.

Основной моей целью в Северной столице был Эрмитаж, коллекции пройденной Средней Азии и предстовшего Алтая:
3.

Но Питерского колорита хватило в этот раз сполна, и я написал довольно весёлый пост по его мотивам:
4.

5.

А в основном я выкладывал, не разгибая спины, все свои завалы 2016 года - материала набралось столько, что едва-едва успел до лета. Были это Украина, с которой я попрощался:
6.

И Туркестан-Туркестан-Туркестан, который я для себя в основном завершил - всё новое, что я там ещё может быть увижу, будет лишь штрихами к портрету:
7.

Отвлекался от этих трудов я регулярными прогулками по Москве с хорошими людьми и без них. Иногда даже с фотоаппаратом, но только ничего не выкладывал. А было там много интересного - усадьбы:
8.

Советская архитектура разных эпох:
9.

10.

В том числе такая её веха, как Первая Пятиэтажка (и даже не говорите мне, что у неё 4 этажа!):
11.

Стихийного вида мемориал событиям 1993 года, явный прототип "майдановских" памятников Киева:
12.

Выставка из Нукуса в Пушкинском музее - "дома" эти экспонаты фотографировать стоило порядка 1500 рублей (в узбекских сумах), а здесь - бесплатно, и в ближайшее время я постараюсь её проапдейтить в нукусский пост 2015 года.
13.

Парад трамваев - испытание моего нового фотоаппарата Canon PowerShot SX60. До него 5 лет был SX40.
14.

15.

И уже в июне - небезызвестная Битва при Тверской, на которой я узнал, что наша оппозиция не разделяет краеугольной европейской ценности - уважения к другим людям. Привела меня туда вот эта женщина в голубом - Лиля, сестра Оли, жена реконструктора и кузнеца.
16.

А Оля весь этот год была со мной, за исключением Мангышлакского путешествия (по клику на фото - оригинал, но воздержитесь от его просмотра, если вам нет 18 лет или вы просматриваете этот пост в присутствии несовершеннолетних)...
16а.

Что касается самих путешествий, то поскольку их было всего три - то нет смысла на каждое писать большой обзор.
Мангышлак в мае - это был скорее "разогрев". В другие годы такой маршрут мог стать для меня сильнейшим впечатлением, а сейчас остался проходным.
17.

18.

19.

20.

21.

И долгая тягучая дорога в обе стороны:
22.

Вайгач - главное путешествие этого года, прыжок выше головы с глубиной впечатлений "это не со мной!".
23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Ну а Алтай - самое долгое моё путешествие этого года, и на самом деле одно из самых интересных за все годы, но только в 2017-м оставшееся слегка в тени Вайгача. Про Алтай я закончил рассказ не далее как вчера, поэтому здесь фотографий немного. Русский Алтай:
34.

35.

36.

37.

Монгольский Алтай:
38.

39.

40.

Монголия вообще стала для меня вторым главным впечатлением года после Вайгача:
41.

Казахский Алтай:
42.

43.

44.

И Казахстан вне Алтая - моя любимая Алма-Ата:
45.

Её окрестности:
46.

И в горах над ней - мой первый снег этого года:
47.

Астана, город холодных огней в ожидании Часа Х:
48.

На Вайгаче я порой думал: что я буду делать, если увижу ракеты, пролетающие над головой в сторону Родины? И решил, что моим долгом будет - остаться там, и пока жив (а это вряд ли будет надолго) - записать всё, что я знал о довоенном мире. На Алтае подсознательный страх ядерной войны привёл меня прямиком на Семипалатинский полигон:
49.

Русское Беловодье:
50.

Тюркский Эргенекон:
51.

А городов во всём это великолепии было правда мало. Всего, включая старые знакомые и вообще не впечатлившие - в пределах пары десятков за весь год. Из новых и примечательных можно отметить разве что Актау с его чудной архитектурой, маяком на крыше и близостью Каспия:
52.

Ховд с его монгольским колоритом:
53.

Славгород с его модерном советской эпохи и близостью Маленькой Германии Гальбаштадта:
54.

Усть-Каменогорск с его неповторимой атмосферой (увы, в прямом смысле слова)... однако следом за Алма-Атой, Лисьей бухтой и Самаркандом он стал местом, где я встречал День рождения - в советского вида гостиничном номере, в сизом дыму за окном, но с самодельным тортиком домашнего рецепта!
55.

А из знакомых городов помимо Алма-Аты и Астаны можно отметить Самару:
56.

И Нарьян-Мар с его посёлками:
57.

Так что не будет в этом году "города года" (для проформы назовём таковым Усть-Каменогорску), потому что сильнее всех городов меня впечатлила вот эта избушка у Баренцева моря, где живёт одинокий ненец Андрей Вылка.
58.

Чем ещё запомнился этот год - это обилием ЖИВОТНЫХ. Встречи с дикой и полудикой живностью происходили во всех трёх путешествиях. К полудиким можно отнести верблюдов - двугорбых (бактрианы) в Монголии, одногорбых (дромодеры) и полуторных (нары) на Мангышлаке:
59.

Яки, или сарлыки в Монголии и Кош-Агаче (там - только в виде супа с мясом):
60.

И маралы на Алтае, во время гона оглашавшие лес фантастическим криком:
61.

На Мангышлаке было много всяческих рептилий - черепахи на все случаи жизни:
62.

Круглоголовки:
63.

Агама:
64.

На Вайгаче рептилий, кажется, вовсе нет, а на Алтае попалась разве что гадюка:
65.

А ещё - огромные былые бабочки, предсметно трепетавшие осенью:
66.

И сенокосцы в горах:
66а.

На Вайгаче же - мёртвые крабы:
67.

И конечно КОМАРЫ:
68.

Из мелких млекопитающих - белки в горах Алтая:
69.

Суслики, сурки и пищухи-сеноставки в степи:
70.

Птицы в ассортименте - будь то забавная кедровка в лесу Алтая:
71.

Или домовой сыч на Мангышлаке:
72.

Летний Вайгач - и вовсе птичье царство. Гуси здесь четырёх видов и на всех стадиях гнездования:
73.

74.

Бьются с чайками, зарящимися на их птенцов:
75.

Главный звук Вайгача - это истошные, наперебой, гусиные вопли:
76.

Лебеди, зимняки, поморники:
77.

Хотя лебеди и в Монголии есть:
78.

Равно как и бакланы:
79.

На Вайгаче флиртовали вороны:
80.

А в Монголии коршуны вместо ворон:
81.

Там же, в Монголии - беркут:
82.

Горные гуси, умеющие летать вровень с самолётом:
83.

И чёрные аисты:
84.

Хотя главная птица этого года - вот:
85.

Не отставала и более крупная живность. Горные козлы на Алтае:
86.

Сайгаки в Монголии:
87.

87а.

Северные олени на Вайгаче:
88.

И их рога, усеявшие тундру:
89.

Тюлень-лахтак, или морской заяц:
90.

Но главное зоовпечатление всех моих путешествий - моржи! У них голова размером с бакен, а бивни в мою руку длиной:
91.

Ну и мамонт повстречался разок, правда только в таком вид:
92.

Впрочем, самым читаемым постом этого года оказался вовсе не какой-то с Вайгача или Алтая, а прошлогодний Шар около Дубны, который я сподобился выложить лишь недавно. И он взлетел в самый топ, провисев там больше недели.
93.

Что было главным негативом? В первую очередь отношения в команде. Они были очень натянутыми не только на Вайгаче, но и на Мангышлаке - правда, там команде хватило ума и благородства не вываливать это на читателя. Причём претензии-то те же: помимо некоторых объективных косяков (помню-помню про "разбудите к ужину"), команду раздражали мои мимика, речь и ужимки.
Даже с Олей на Алтае и то ругались каждый день.
94а.

И не последняя причина всего этого - "не садись в чужие сани". Когда я путешествую один, езжу общественным транспортом с элементами автостопа, или еду с кем-то на машине по асфальтовым дорогам, я как рыба в воде - всё, что мне нужно, знаю, понимаю и умею, а времени распоряжаюсь так, как считаю нужным. А вот недотёпство новичка и амбиции популярного блоггера (пардон, но вы же и ждёте от меня постов!) - плохое сочетание. Новичок должен сидеть, молчать и смотреть в рот мастеру, а мастера не волнует, что у новичка десятки тысяч читателей, к тому же спонсирующих эти путешествия. Тем более это не волнует водителей, едущих по трассе, или погоду у моря. К тому же джипер, водник или стопщик - путешественник по определению УДАЛОЙ, то есть я с моими колупаниями в древностях оказываюсь унылым ботаном среди крутых ребят. Наконец, нафига опытному человеку брать новичка? У меня сложилось впечатление, что не последняя мотивация - показать свою крутость, заведомо записав новичка в обузу. В противном случае он просто не будет его с собой брать, как я не взял бы с собой даже в самый легодоступный город маленького ребёнка или слепого. Всё это, само собой, не в осуждение тем людям, которым я обязан всеми тремя путешествиями этого года. Дело не в том, что один добрый, другой злой, и не в том, что один умный, другой дурак, а в объективной несовместимости характеров, целей и ритмов.
Поэтому все мои эксперименты по расширению формата оказались неудачными. И вывод, который я для себя сделал - лучше не садиться в транспорт к тем, от кого не сможешь отделиться в любой момент. Вообще не ездить туда, где от попутчика буду зависеть, а если и ездить - то быть морально готовым к постоянному напряжению в команде.
94.

Теперь немного о каждом опыте.
Джиперство - оно конечно хорошо возможностью забираться в действительно глухие места с приемлемой (не пешеходной) скоростью и оставатсья там ночевать. Но при этом в деньгах джиперские экспедиции почти не дают выигрыша по сравнению с наймом транспорта на местности, а главное: джиперство - это очень сложно. Джипер должен обладать всеми навыками походника от чувства локтя до умения в полевых условиях готовить еду или мыться. Но джипер должен быть ещё и механиком, в том числе опять же полевым. И дипломатом тоже должен уметь быть, если вдруг понадобится помощь местных. Не говоря уж про совсем иные навыки вождения. Поэтому в джиперском экипаже блоггер или фотограф как таковой - обуза, нужнее сменный водитель, штурман и механик. Но есть ещё один нюанс джиперской субкультуры: джипер должен быть КРРРРРРРРУУУУУУУТЫМММММ!!!!!!!!!!1111 Поэтому если блоггер и фотограф сам КРРРРРРРРУУУУУТОЙЙЙЙЙ!!!!!!1111, то его бесполезность компенсируется тем, что с ним хорошо тереть по делу и улётно бухать на днёвках в степи или тундре. Джиперство - не для таких, как я.
95.

Автостоп. На самом деле я не люблю ездить автостопом. После этого года - почти как Болашенко. Везде, где есть нормальный транспорт, я предпочту заплатить денег за проезд, да и если такси мне по карману (в пределах 1500 рублей за раз) - тоже. Не вижу ни малейшей романтики в том, чтобы часами стоять на обочине, видя, как те, кто могут мне помочь, проносятся мимо. Ещё я болезненно отношусь к пустой трате времени, потому что жизнь-то ведь коротка, а планов на неё я понастроил много. Но может даже важнее всех объективных причин субъективные: если джиперство упирается в крутость, то автостоп - в обаяние. Если вы когда-нибудь бывали на автостопных сходках, то должны были впечатлиться концентрации лёгких, солнечных, милых, улыбчивых, не заморочнных людей. Зачастую, увы, одноклеточных, хотя и совсем не всегда. Я среди автостопщиков - как серое пятно с запахом плесени. Но ездить стопом буду продолжать - потому что а чем ещё ездить в некоторых местах?
96.

Водные походы. Тут причина предельно прозаична - я не люблю быть мокрым, и тем более этого не любит моя техника. Но эта причина самая преодолимая - ради мест типа Вайгача физический дискомфорт и потерпеть можно.
97.

Треккинг. Тут, к счастью, нету устоявшейся СРЕДЫ, в которой я могу оказаться чужим и лишним. Но объективного дискомфорта треккинг мне доставляет слишком много. Например, я не умею моржевать, а потею довольно сильно, поэтому для меня треккинг - это грязь. Я не люблю быть мокрым, а в треккинге некуда деться от дождя. Но самое пожалуй главное - это ВЕЩИ. Палатка и спальник автоматически делают рюкзак слишком большим, чтобы в нём можно было путешествовать мобильно - то есть треккинг плохо сочетается с городскими путешествиями. А главное - вещей много, и они либо дорогие, либо тяжёлые, либо нежные. Вещи надо правильно раскладывать по рюкзаку, словно пазл; использовать аккуратно и выверено, да элементарно нигде не забывать. Вещей больше, чем может удерживать мой мозг, да и спина справляется неважно. И это треккинг вдвоём с очень понимающей спутницей, готовй все мои ошибки исправлять, а к групповому треккингу добавляется моя непривычность работать в команде. Но от треккинга, как и от автостопа, в перспективе я уже не смогу отказаться полностью - впереди много мест, где нет транспорта.
98.

В общем, в следующие годы я буду возвращаться к своему привычному формату - города, деревни и их ближайшие окрестности.
Чем меня этот год порадовал, помимо собственно путешествий? Тем, что Варандей-Фонд наконец заработал: если брать сугубо календарный год, то я потратил около 200 тысяч на путешествия + 40 тысяч на новый фотоаппарат и его ремонт (случай поломки был не гарантийный). 240 тысяч рублей мне и было переведено вами за 2017-й год, то есть совпадение почти 100% (+- несколько тысяч). В том числе дважды мне приходило по 30 тысяч едниноразово, и это потрясающе уже с чисто мотивационной точки зрения. Если традиция не оборвётся в 2018-м году - то блог будет жить и развиваться.
99.

Немного о планах на 2018-й год. Планы я, вопреки поверью, часто строю, и на год вперёд они обычно сбываются процентов на 70 (как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения), а на 2017-й сбылись почти так, как было задумано.
На первую половину 2018 года мой основной проект - это Космическая программа.
Январь-февраль - Подмосковье, Калужская область и вообще Средняя полоса, Питер.
Апрель-май - Самара и Саратов.
А на Байконур я рассчитывал на запуск 25 апреля, но его перенесли, и теперь вероятная дата - 6 июня. Но сдаётся мне, что и она вполне может поменяться.
К Байконуру будет пристыкован и Казахстан, последнее штрихи к его портрету, то есть вся поездка недели на 3 выйдет.
Тех, кто боится видеть в моём журнале сплошь музеи, памятники и заводские цеха, поспешу успокоить - города, в которые меня заведёт космический маршрут, я буду показывать ЦЕЛИКОМ, включая вполне традиционные архитектуру, колорит и природу. Кроме того, прицепом к Самаре я надеюсь наконец-то доехать в Пензу!
В целом же этот проект - своего рода новая смена формата: очень много мест, закрытых для свободного посещения, и передо мной стоит хитрый квест посетить их наименее затратно, используя имеющийся в моём распоряжении социальный ресурс.
100.
|
</> |
https://bit.ly/2GIxLUm
Видео курс "Black Shark" Как новичку с полного нуля заработать от 1,450 рублей за сутки!
Гарантия возврата денег.