# 20 - Ты виноват уж тем… Изоляция нищих и прочих –
betsyshell — 22.09.2015 Я вновь и вновь искал,Держа в руках фонарь,
При свете дня…
Практика изоляции — свидетельство нового отношения к нищете, нового пафоса, новых связей, установившихся между человеком и его нечеловеческим началом.
Бедняк, изгой, человек, не способный сам отвечать за свое существование, приобрел такой облик, какой был неведом даже извращенному уму средневекового деспота.
Нищета лишилась мистического ореола праведности. Бедность утратила свой абсолютный смысл, а милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь бедности.
В мире не оставляют для счастья и несчастья, богатства и бедности, славы и ничтожества возможности говорить самим за себя.
Нищета — это больше не униженная Госпожа, к которой грядет божественный Супруг, дабы поднять ее из грязи; ей отведено в мире свое место.
Когда государство или город принимают на содержание всю пеструю толпу немощных и неимущих, они тем самым способствуют рождению новой формы чувствительности к нищете; возникает опыт нового пафоса, когда человеку ничего не говорят ни о блаженстве страдания, ни о спасении, а лишь подсказывают его обязанности перед обществом и внушают, что убогий бедняк — это результат царящего в обществе беспорядка и одновременно помеха, не позволяющая восстановить порядок.
Не может быть и речи о том, чтобы возвеличивать нищету, протягивая ей руку помощи; ее следует попросту уничтожать.
Нищету надо подавлять и организовывать дома для принудительного труда. Тогда никто не станет просить подаяния, “и не найдется человека столь ничтожного и общественной пагубы жаждущего, чтобы подавать нищим милостыню и поощрять их”.
Отныне место нищеты — в пределах соотношения порядка и беспорядка, внутри категории виновности.
Как говорил Вольтер: “Как! Вы сидите на шее народа и до сих пор еще не постигли секрета, как обязать всех богатых заставить трудиться всех бедных?! Значит, вы не усвоили и азов правопорядка”.
И не надо разводить сантименты, и говорить о сострадании – разве жизнь конкретного человека вас интересует? Не о себе ли вы плачете, не себя ли представляете в роли нищего или беженца?
|
</> |