2. Примусологическое-безнасосное. Устройство и обращение.

топ 100 блогов engineering_ru24.08.2020 "В нем всего две-три подвижные части!" - радостно сообщают нам многочисленные обзорщики. Не то, чтобы они были неправы - это всего лишь означает, что все остальные детали неподвижны! Но их все равно немало.


Устройство
Это конструкция советского ПТ-2 и взрыв-схема Свеи 123r. По большому счету, отличий в устройстве нет, так что можно изучать анатомию на обоих одновременно.

2. Примусологическое-безнасосное. Устройство и обращение. 2. Примусологическое-безнасосное. Устройство и обращение.

Обычно принято рассматривать сверху вниз и слева направо. Но мы пойдем снизу вверх.
С бензобака. Это который под номером 14. Обычно бензобак изготавливается из довольно толстой латуни или стали и способен выдержать весьма приличное давление. Скажем так,давление пропан-бутана может гулять в пределах 4-10 атмосфер, а стенки дихлофосного баллона не в пример тоньше. Конструкция бачка не позволяет без специальных хитростей залить полный бак бензина - там всегда останется немного воздуха. Не для того, чтобы создавать давление; нагретый бензин и так попрет в горелку - но жидкость несжимаема и если не будет газовой подушки, то бензин немедленно выйдет из бака и через предохранительный клапан. В общем, инженеры не дадут вам переполнить бак при заправке и не стоит пытаться их перехитрить.

Бак закрыт крышкой 12 (2044) с прокладкой 2078 и предохранительным клапаном. Устройства контролируемого разрушения бака как-то не прижились:) Клапан обычно настроен на 3 атмосферы. Примерно:) Реально сработка клапана зависит и от жесткости и усталости пружины, и от адгезии... в смысле, силы прилипания клапана к пробке - но примерно три очка там будет.

В бензин опущен Фитиль под номером 17 и 2226. Примус, как сказано в википедии, "бесфитильный нагревательный прибор", так что фитиль инженерам пришлось тщательно спрятать, а в советском примусе стыдливо обозвать "фильтром". Тем не менее, "фильтр" по-прежнему выглядит, как фитиль. Зачем он? Ну, одну задачу советские инженеры определили верно. Это действительно очень неплохой фильтр для топлива, но не только. Это еще и важная часть того, что здесь считается испарителем-парогенератором. Это отдельно не указано, но в трубке горелки фитиль обмотан мелкой медной сеткой. Вместе с частью горелки, в которую он вставлен, он работает, как испаритель. В-третьих, он работает и как ограничитель потока топлива (не то, чтобы кто-то встречал "обратный удар" в примусе, но все же...:) Некоторые уверены, что он действительно работает еще и как фитиль - но как только топлива становится чуть ниже трубки, фитиль почему-то "работать" перестает и в горелку идет воздух с парами бензина а пламя обедняется до погасания. Может быть, что-то и по фитилю поднимается, но делу это не помогает. В любом случае, он нужен.

Дальше пары бензина поднимаются по трубке к игольчатому крану 8 (2183) регулировки огня. Это и есть первая из подвижных деталей горелки, причем, исключительно надежная. Даже в тщательно ушатанных образцах сам кран чаще всего исправен. На кране есть зубчатое колесико, в горелке соединенное с рейкой иглы прочистки 7 (2458). Открывание крана одновременно выдвигает иглу прочистки (а она и будет второй подвижной деталью). Через примерно пол-оборота крана игла выдвинется полностью и вытолкнет мусор и нагар из форсунки. Чтобы бензин не вытек прямо по штоку крана, за зубчатым колесиком ставится уплотнение 9 (2094) и зажимается гайкой 10 (2194). Это "уплотнение" должно выдерживать высокую температуру градусов так 250-300, так что его делают из графита, асбографита, специальных полимеров - или, как в старые добрые времена, наматывают из асбошнура, тщательно вымазанного в графите.

Последний рывок! После крана бензин в раскаленной горелке удерживает только Жиклер 5 (2508). Также известен, как "форсунка", "капсюль" и "пистон". Да, именно тот "пистон", который "вставляют". Изначально выражение означало именно "заменить раздолбанный жиклер в коптящем примусе так, чтобы примус снова работал, как новый". Выглядит он как латунная заглушка с отверстием примерно в 0,3 мм посередине. "Примерно" потому, что со временем отверстие растирается иглой, а при ремонте никто точный калибр не выдерживает (шоб вы видели тот ремонт!).

Прорвавшись сквозь жиклер, струя паров бензина попадает в колокольчик 3 (2171) горелки, подсасывая воздух через прорезанные в нем щели, и ударяется о тарелочку рассекателя 4 (2174). Если примус разожжен, то под тарелочкой происходит турбулентное перемешивание и воспламенение бензина с характерным громким звуком. Тарелочка эта, несмотря на неброский вид, является второй по важности частью горелки. Именно она определяет, будет ли пламя нормальным (в техническом смысле), богатым или бедным. В норме тарелочка должна стоять на уровне краев колокольчика. Опускание ее вниз - обогащает пламя; подъем вверх - обедняет.
Ну а дальше - вокруг тарелочки и на волю!

Все вместе это будет "Шумная прямоточная горелка". Как видно, трубочки парогенератора, знакомой по горелкам MSR и Колман здесь нет. А раз нет трубочки, то и забиваться нечему! 4-8 мм условного прохода загадить намного сложнее, чем 1-2, правда же? Но за все нужно платить; за надежность и простоту - тоже. Прямоточные горелки требуют больше топлива на разогрев, их сложнее сделать мультитопливными и вообще они довольно тяжелые. Что хуже, шумная прямоточная горелка имеет крайне убогие способности к смесеобразованию. Потому и "шумная", кстати. Перемешивание бензина с воздухом происходит одновременно с горением; горение идет микровзрывами, вызывающими шум. В бесшумной головке или в газовой конфорке смесеобразование и горение разнесены и работают они сравнительно тихо.

Для "Смерти туриста" все в целом аналогично, разве что трубка к горелке длиннее и на бачке есть еще одна подвижная деталь - Экран 2080.

2. Примусологическое-безнасосное. Устройство и обращение.

Обращение.
Собственно говоря, с примусом вполне справляется даже кот, даром, что у него лапки. А значит, дееспособный человек тоже сможет.
Здесь и далее речь идет об исправном примусе в безветренную теплую погоду и с рекомендуемым топливом в баке.
Если коротко, то примерно так:



Или так:



А теперь - как это выглядит на моей практике:

В инструкции указано, что перед розжигом следует прочистить горелку иглой. Инструкция, конечно, святое дело, но писалась она во времена, когда в примусы заправляли низкосортный автобензин. На нефрасе и даже качественном автобензине необходимости в регулярных прочистках нет. Впрочем, о топливе - в следующем посте.

Итак, открываем пробку и смотрим в бак - как там бензин? Спичкой подсвечивать не нужно, но пробку стоит открыть, даже если разжигать приходится в темноте, а бензин в баке точно есть. Если нужно, дозаправляем примус и закрываем бак.

Вот здесь владельцы "свеи" с матюками снимают кожух, чтобы добраться до пробки. Для них есть лайфхак - открыть кран и подождать, пока не перестанет шипеть. В общем-то, это как раз время для закидывания затравочного топлива под горелку:) После этого закрыть кран!

Зачем это надо? При остывании в примусе образуется отрицательное давление и если его не уравнять с внешним, то разжигаться он будет... неохотно.


Теперь заливаем в блюдечко (выемку на баке) спирт, бензин или кладем 1/6 - 1/8 таблетки сухого спирта. Владельцы свеи уже успели поставить кожух? Снимаем и кладем затравку!

// Гексамин (сухой спирт) ОЧЕНЬ гигроскопичен и способен намокнуть даже в Долине Смерти. Сырой "сухой спирт" горит, но с треском и взрывами, разбрасывающими горящие осколки. Крайне пожарооопасно, особенно, если это оказалось неожиданностью.

//В старом руководстве говорилось, что розжиг спиртом приводит к быстрому прогорани горелки. Правда, это относилось к керосиновой головке, но, замечу, что пятна окисленного металла спирт оставляет заметные. Мое скромное мнение говорит, что спиртом удобнее разжигать в помещении; для открытого воздуха лучше сухарь или бензин. На улице спирт неудобен: он горит бесцветным пламенем и его теплоты на прогрев горелки часто не хватает. Поэтому походный пизирек с денатурой лучше заменить на дополнительный бензин - он полезнее.

//Если сухой спирт горит необычно ярким и сильным пламенем, а таблетка имеет дырочку посередине - ЭТО НЕ СУХОЙ СПИРТ! Избавьтесь от него по-тихому.

//"Оффициальные" руководства говорят, что можно просто нагреть бак теплом рук и выдоить так каплю бензина для затравки. Не знаю, в полевых условиях у меня это не получалось ни разу и вообще получилось только когда примус случайно оказался напротив выхлопного отверстия ноутбука. В общем, в этой магии я смысла не вижу.

Снова лайфхак. Спирт, денатурат или бензин можно налить прямо сверху через блюдечко горелки. Это немного увеличит потери и шансы облить примус топливом - но не похрен ли?

На "Смерти туриста" поднимаем экран на баке.

Поджигаем спичкой. Если ветер сдувает спичку, сразу переходим к "розжигу в сложных погодных условиях"; не надо геройствовать, все равно пожалеете. В общем, поджигаем, если получается. Когда топливо почти прогорит, приоткрываем кран против часовой стрелки. Примус кашляет, пыхает и заводится. Если нет - поджигаем спичкой. Еще минута - и он выйдет на полную мощность. Все.

На "Смерти туриста" регулируем положение экрана. Если посуда узкая - опускаем. Если широкая и пламя прижимается к бензобаку - ставим экран между баком и пламенем. Все просто и никаких смертей!

Розжиг в сложных погодных условиях.
Итак, сдуло спичку, зажигалку, сухой спирт и ширмочку-ветрозащиту за 49,99$, вокруг пляшут пыльные дьяволы, в баке что-то слитое из проезжающего жигуля - а обед по расписанию остается все равно.

Сразу закидываем четверть таблетки сухаря (ломаем и раскладываем по блюдечку) под парогенератор. Это место, где трубочка к конфорке меняет свою форму. И поверх, прямо через рассекатель горелки заливаем бензином. Никакого спирта, бензин - он горит жарче. Часть его неизбежно прольется в кожух или на бак, часть затечет под бак. Главное, чтобы эта часть была меньше той, что в блюдечке. Поджигаем! Бензин вспыхивает чадным пламенем, бензобак в огне, все горит - выглядит страшно, но на ветру бензин прогорит быстрее, чем успеет что-нибудь перегреть. Когда сухой спирт почти прогорит(станет маленьким и пушистым) - да, открываем кран и наслаждаемся пыхающим и кашляющим пламенем. Когда спирт прогорит полностью - примус будет работать.

Можно, конечно, разогревать головку газовой горелкой - но это неспортивно.

В конце готовки нужно закрыть кран поворотом по часовой стрелке. Вообще вся регулировка пламени - это четверть оборота ключа против часовой стрелки. Дальше игла начинает перекрывать жиклер. Но регулировка пламени "на иглу" вредна для примуса. В лучшем случае вы быстро раздолбаете жиклер и сожжете иглу. В худшем - игла заклинит в жиклере. Так что четверть оборота против часовой для открытия и четверть по часовой для закрытия.
После остывания можно дозаправить горелку. Я предпочитаю заправлять после готовки - при заправке примус неизбежно будет облит бензином, и если заправлять перед розжигом - у вас останутся незабываемые впечатления.

Малое дао примусологии или текущие проблемы.
Это FAQ по мелким проблемам, не требующим квалифицированного вмешательства и появляющиеся на изначально исправно работающей технике. То есть "Вчера все было нормально, а сегодня я заметил..." Некоторые вопросы покажутся глупыми и наивными, но за каждым из них стоят попытки чинить то, что еще не сломалось:)

"Вчера все было нормально, а сегодня я заметил..."

- Пламя синее, но имеет тускло-оранжевый оттенок. Это обогащение?
- Нет, это горит нагар. Если не верите, погасите примус и тут же зажгите горелку снова - пламя станет синим. Тусклый оранжевый оттенок появится с разогревом колокольчика. Не мешайте технике работать!

- Яркий оранжевый язычок пламени тянется от горелки. Это обогащение?
- Это горит крупный кусок нагара. Не мешайте технике работать!

- Яркий оранжевый язычок на одном из концов синего пламени. Это обогащение, точно!
- И да и нет. Это действительно обогащение, но локальное. "Шумная" горелка в смесеобразование не умеет, так что любой перекос струи, рассекателя, изменения давления и т.п. приводит к ухудшению смесеобразования. В общем-то это как пришло, так и уйдет и чинить тут нечего. Но если раздражает, можно прочистить форсунку иглой, повернув кран до упора влево (или воспользоваться внешней иглой), и покрутить рассекатель. Чистить горелку иглой лучше "на холодную"; при чистке на ходу форсунка раздалбывается быстрее; не то, чтобы это было проблемой, но понимать стоит.

- На малом огне в пламени появляются оранжевые вспышки. Это опять не обогащение?
- И да, и нет. На малом огне скорость струи паров бензина недостаточна для подсасывания нужного объема воздуха, а смесеобразование ухудшено из-за слабого пламени. В общем, не мешайте технике работать! Впрочем, если вам приходится постоянно греть именно на малом газе, можно слегка обеднить смесь, приподняв рассекатель над колокольчиком.

- В пламени летят искры, как от болгарки!
- Это горят сорванные кусочки нагара. Не мешайте технике работать!

- Синее пламя окружено ярко-оранжевыми язычками. Это обогащение!
- Да, вот это - оно самое. Но еще раз вспомните, не меняли ли вы топливо? И давно ли использовали примус? Если "вчера на этом же бензине все было нормально" - дожигайте бак, перезаправьте и пользуйтесь дальше. Сразу регулировать не нужно потому, что даже идеально настроенная горелка в один прекрасный момент может начать богатить (беднить) - и перестать уже на следующем розжиге. Ну вот сложилось так давление, температура, состав топлива и расход, что пламя обогатилось. Если же пламя остается богатым бак-другой спустя - ну что же, приподнимите рассекатель над колокольчиком. Это обеднит смесь. Если не помогает - замените форсунку или покажите горелку примусологу - он все починит.

- Ослепительно оранжевое пламя без признаков синего! Регулировки не помогают!
- И не помогут. Вы залили керосин или уайт-спирит. Замените на бензин и больше так не делайте.

- В горелке голубое пламя, но лепестки ослепительно-желтые!
- Как море? Вы помыли горелку соленой водой. Это натрий окрашивает пламя.

- Пламя имеет зеленоватый оттенок! Это что?
- Это вода в топливе. Вы дозаправили примус спиртом или самогоном. Вода растворяет медь горелки, а медь дает зеленый цвет.

- Пламя бирюзовое-пурпурное-фиолетовое-янепонимаюкакое!
- Чем заправили, тем и окрасило!

- Пламя тускло-синее, рваное и постоянно схлопывается. Это обеднение?
- Технически да. Но скорее всего, заканчивается бензин в баке и в горелку идут пары с воздухом из этого самого бака. Остудите примус и дозаправьте.

- Пламя тускло-синее, рваное и постоянно схлопывается. Бак полный. Это обеднение?
- Вы заправили примус спиртом, самогоном или еще каким-то растворителем. Замените на бензин.

- Пламя тускло-синее, рваное и постоянно схлопывается. Бак полнон бензина. Это обеднение?
- Прочистите форсунку иглой и не мешайте технике работать.

- Пламя сильное, ярко-голубые дуги вырываются вокруг рассекателя, горелка сильно шумит хлопающим шумом, в пламени видны пробегающие полоски. Это что?
- Вот это и есть обеднение:)! Впрочем, все по-прежнему - прочистите форсунку и не мешайте технике работать. На следующем баке ситуация может и измениться. Если же горелка беднит постоянно - ну опустите рассекатель немного ниже. Это обогатит смесь.

- Пламя неправильной формы. Некрасиво.
- Если "вчера все было нормально" - прочистите форсунку и посмотрите, не перекошен ли рассекатель. И не мешайте технике работать. В крайнем случае, отдайте примусологу - он все починит.

- Примус пыхает огнем.
- Горелка недостаточно разогрета.

- Примус пыхает огнем, но горелка разогрета.
- Я же сказал, недостаточно! Возможно, вы используете изначально тяжелый бензин или он потяжелел от старости - в общем, температуры горелки не хватает для его испарения. На автомобильном бензине, например, объем затравки нужно удвоить.

- Примус не зажигается, хотя горелка разогрета. Бак полон.
- Полон бензина, я надеюсь?:) Послушайте, шипит ли струя при открывании крана. Если шипит, но не загорается - в баке не бензин. Если не шипит - прочистите форсунку. Если и с чистой форсункой не шипит - остудите примус, откройте кран и переверните примус горелкой вниз. Если бензин потек - замените прокладки в крышке бака. Они прохудились и давление не поднимается. Если бензин так и не потек - забился топливопровод. Это к примусологу, он все починит.

- На крышке бака появилось пламя!
- Это сработал предохранительный клапан. Вы перегрели примус. Остудите его. Если клапан срабатывает постоянно или явных причин для перегрева нет - разберите крышку и растяните пружину клапана. В безнадежной ситуации можно положить мокрую тряпку на бак. Еще причина может быть в слишком легкокипящем топливе. Подумайте об этом, пока я буду писать пост.

- Возле крана появилось пламя!
- Износилась прокладка крана. Инструментом из принадлежности к примусу немного подтяните гайку крана по часовой стрелке. Если не помогло - отдайте примусологу, он все починит.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Заявление, поданное Митволем в УВД - это не что иное, как желание отвлечь внимание общественности от 30 борделей, найденных нами на территории САО, и детского сада, в котором находится теперь Митволевская управа. Это месть Олега Митволя за то, ...
Сегодня поделюсь с вами историей такой простой русской семьи с Канарских островов. «По данным следствия, которые приводит El Pais, Владимир Кокорев, его жена Юлия, а также их дети Игорь и Владимир за 15 лет легализовали для долговременного президента Экваториальной Гвинеи ...
При том, что ночью температура с завидной регулярностью опускалась до +5 :-) Справедливости ради, надо отметить, что с почином выступил индеец соседского племени, 10-летний Рома; но племя Вождя Белое Перо с энтузиазмом приняло вызов! :-) ...
Подробности секретной операции, в которой погиб военный разведчик Александр Колодяжный После выдачи Владимира Цемаха детали этой спецоперации уже не будут секретом для противника, российские спецслужбы смогут установить ход событий со слов террориста. Президент Украины Владимир ...
Пятничное, позитивное: у подруги Ольги прочитал вчера диалог: Сосед Петя делится новостью: - А мой папа супергерой! - Почему? - У него трусы с Бэтменом! Из этих четырех строчек родилась небольшая история. Кому интересно, может почитать под ...