1. Примусологическое-безнасосное. Знакомство и история.
engineering_ru — 21.08.2020 Это длинный цикл постов, на этот раз великого примусологического дао. Версия вторая, переработанная и дополненная.Собственно говоря, последние лет 30 дали снаряжению пинок больше, чем предыдущие 70. И походным горелкам в том числе. Сверхлегкие, "тактические", "мультитопливные" и прочие. И газ. Конечно же, газ, превративший полевую горелку в почти полноценную плиту. Но где-то там, "в фоне" сверхсовременных технологий остаются ветераны. Безнасосные жидкотопливные горелки, которым не нужны ни реклама, ни испытания. Они просто УЖЕ побывали ВЕЗДЕ и доказали, что если где-то живая рука сможет заправить их и зажечь огонь - они будут работать. В пустыне и в горах, зимой и летом, в дождь, ураган и зомби-апокалипсис - они просто будут работать.
И если они такие замечательные, почему же они так просто отступили перед газом? Почему, даже новенькими, они остаются "живыми реликтами"? Что с ними не так?
Ну, во-первых, они тяжелые. Даже без учета мнения "легкоходов", готовых есть просверленной для облегчения ложкой из ямки в земле. По современным меркам, любой, даже очень компактный экземпляр будет тяжелее любой современной горелки (колман не в счет, это тоже реликт, к сожалению, недовымерший). ОТ 450 г и вверх.
Во-вторых, они относительно маломощные. В среднем, полтора киловатта. Плюс-минус полкиловатта. О причинах подобного разброса будет дальше.
В-третьих, это бензиновые горелки, давление в баке которых создается перегревом этого самого бака. Мало того, что это жидкотопливная горелка со всеми радостями ее розжига*, так еще и это.
*Забавно, но раньше с этим справлялись домохозяйки, а теперь сложнанипанятна.
В четвертых - при всем этом цена на них совершенно антигуманна.
И на кой черт тогда связываться с этими керогазами**?
** В туристских кругах любая жидкотопливная классика, независимо от топлива, непременно будет названа керосинкой или керогазом. Смиритесь с этим.
Они потрясающе долговечны. Время над ними не властно. Серьезно, горелка десятилетней давности - это новье-муха-не-сидела. 30-40 - это рабочий и ходовой экземпляр, который может использоваться по прямому назначению. 50-60 лет - остается вполне применимой. 80+ - это уже раритеты, коллекционная ценность которых сильно превышает утилитарную - НО БЛИН, ОНИ ВСЕ ЕЩЕ РАБОТОСПОСОБНЫ!
Они исключительно надежны. При мало-мальски приличном топливе и аккуратном обращении горелка не будет требовать никакого обслуживания месяцами. Никаких разборок, чисток и ремонтов. Ломаться там попросту нечему, большинство относительно современных горелок снабжены системой самоочистки, причем более эффективной, чем используемые сейчас.
Они легко обслуживаются. Все, что износилось или все-таки удалось сломать - чинится простейшим инструментом, можно даже в походных условиях. В них нет редких расходников и лицензионных деталей - пока корпус сохраняет целостность, горелку можно починить.
Они ОЧЕНЬ прочны. Цельнометаллическая конструкция и мощные металлические кожухи позволяют выдерживать удары, легко ломающие современые аналоги. Нет, бить их не надо, но и упаковывать в пупырышки совершенно излишне.
Они относительно всеядны. Конечно, сравнивать с горелками, по паспорту способными работать на всем - от самогона до гептила - смысла нет. Только бензин. Но почти любой. Без необходимости ежедневной резборки для прочистки парогенератора:) Впрочем, об этом позже.
Они очень "работо-готовы". Снаряженная горелка может спокойно проваляться год в багажнике - и запуститься, как вчера почищенная и заправленная. И да, в ней сразу есть ВСЕ необходимое - и горелка, и таганок, и ветрозащита.
В кожухе горелки помещается и растопка, и спички, и ремкомплект, и еще место остается.
Ну и, в конце концов, у них есть харизма и характер:).
Знакомимся. Какими они бывают?
Собственно говоря, все многообразие безнасосных горелок сводится к двум типам. Условно назовем их "Вертикальными" и "Горизонтальными".
"Вертикальные" выглядят, как крохотный примус в резной консервной банке. Сейчас такие называются "Свея", старшее поколение скажет "Огонек", а эксперты-примусологи вспомнят "Ювель" и еще кучу давным-давно забытых имен.
Да, это свея, вполне регулярно рабочая, так что и окислена, и опалена во всех положенных местах.
+ В среднем более емкий бензобак позволяет полноценно готовить блюда сложнее быстролапши. Естественно, это "в среднем", но в основном соотношение будет в пользу вертикальных.
+ Нет ограничений по размеру посуды; таганок дополнительно можно расширить.
+ Развитая ветрозащита.
+ В среднем, менее склонны к перегреву. Коварный пункт, тем более, опять "в среднем".
- Относительно менее устойчивы. Это не "вообще", а по местным меркам. У современных в сравнении с ними устойчивости нет вообще. "Менее устойчивая" примерно сравнима, например, с "ковеей", накрученной на газовый бачок.
- Резной кожух требует хранения в чехле из ткани или кожи (чехлы, ЧСХ, вместе с горелками не поставляются). Кстати, в качестве чехла хорошо подходит узкая сумка от противогаза, кажется ГП-5.
- Относительно менее удобно разжигать, особенно сухим топливом.
- Если уже перегреется, то останавливать ее сложнее.
"Горизонтальные" выглядят, как крохотная плитка в железном кейсе и с бачком сбоку. Старики знают их, как "Смерть туриста", а эксперты назовут "хантер", "эндерс" и еще что-нибудь вспомнят.
"Смерть туриста", собственной персоной. Еще более потрепанная, заслуженная и со снятыми апгрейдами.
+ ОЧЕНЬ прочный кожух. Чтобы повредить горелку, нужно бить сильно, прицельно и чем-нибудь тяжелым.
+ Более устойчивы. Низкий квадратный таганок не падает.
+ Быстрее разогреваются, выходят на режим, легче форсируются.
+ Легче разжигать и заправлять.
- Символическая ветрозащита.
- Малая емкость бака.
- Большой вес. ОТ 900 г.
- Склонны к перегреву, особенно при использовании широкой посуды.
- Сильно разогревается дно.
Кому же они нужны?
Сразу перечислю, кому они ТОЧНО НЕ НУЖНЫ.
- Конечно же, легкоходам с просверленными ложками. Для них и спиртовка - слишком тяжелое снаряжение.
- Конечно же, выбирающим первую горелку. Идеальная первая горелка - недорогая газилка на дихлофосе (если это выражение непонятно, просто повторите его продавану, он поймет). Она умрет за сезон-два, но зато потом станет ясно, какая была нужна на самом деле.
- "Выживальщикам", мечтающим о убер-тактической-многотопливной горелке, чтоб работала на всем, вплоть до нитрометана и гидразина.
- Великим путешественникам раз в год на озеро попить водки.
- Детям и приравнянным к ним по уровню развития.
- Большим группам.
- Любителям длительного кемпингового отдыха.
Они МОГУТ заинтересовать
- Путешествующих "на моторе" в качестве резервной или даже основной горелки, которая ТОЧНО запустится.
- Любителей зимних походов и поездок.
- Просто любителей именно жидкого топлива.
- Путешественников с заброской самолетом или любым транспортом с упоротыми мерами контроля багажа.
- Путешественников в места, где газ встречается только из задницы, а бензин... ну тоже не сильно лучше.
Я ни разу не упомянул настоящих серьезных путешественников - просто потому, что они и так точно знают, что им понадобится в конкретно взятом выходе.
Сейчас из всего многообразия остались только две горелки. "Вертикальная" - это, конечно же, альфа и омега "Свея". Стоит новая долларов 100-200. Я, кажется говорил, что цены негуманны? Так вот это - еще гуманная:)
"Горизонтальные" в целом вымерли, так что их наследство перешло к "Хайкер-плюс", происходящему от 111 Оптимуса. С насосом, да:) Огромный, мощный (2,5 КВт) и тяжелый (1,5 кг). И 300 баксов ценой.
Стоило ли городить огород ради полутора реликтов? Стоило! Я сразу сказал, что время над ними не властно, так что сейчас вполне можно найти исправные, а иногда и нераспакованные Свеи, "огоньки", "ювели", "хантеры" и прочие "смерти туриста".
С ценами "все сложно". Скажем так, рабочий экземпляр чего угодно дешевле 30 долларов - это редкая удача (не то, что он не будет работать - убить такие аппараты нелегко, но доведение его до приятного состояния потребует сил и денег). Меньше 20 - "донор/ремкомплект", с которого проще каннибализировать уцелевшие детали, чем восстанавливать. 40-50 - рабочий и комплектый образец. 60-70 - местный комплектный в коробке и с доками. 100-150 - коллекционный. 200+ - ну, пусть продавец покажет автографы Штирлица, Хейердала, Боба Денара, или обоснует, с чего вдруг такие деньги.
Если непонятно - JUWEL 33, производившийся для "эдельвейсов", в зависимости от состояния можно найти за 50-150$. Это 80+ лет аппарату, есличе.
//Про автографы Штирлица - без опытного специалиста лучше и не смотреть. Образцов ОЧЕНЬ много; а отличия раритета от ширпотреба знают немногие. Может получиться, как с четырехцветным немецким фонариком, который постоянно продают, как "трофейный" (в большинстве своем ГДРовского производства).
Все это ориентировочно. Где-нибудь в глухом селе можно и коллекционную горелку по цене металла купить - а где-нибудь не ебэе могут и за потрепанную "смерть туриста" запросить сотни три.
История. С чего все начиналось.
Необходимое пояснение: Тема намного сложнее, чем можно предположить. Так что точные даты я называть буду редко. У меня попросту не всегда хватает данных, а врать, как третья черепашка из загадки что-то не хочется. Поэтому в основном точность будет в пределах нескольких лет в каждую сторону и в пределах типа. Отдельную радость доставляет та самая долговечность - точно датировать случайно взятый образец для меня пока очень сложно. Одна и таже конструкция может быть и 1910-х, и 1970-х годов выпуска (хорошо, если есть видимые отличия типа чугуна против штамповки!), так что прошу прощения за возможную лажу.
Да, иллюстрации во многом взяты с classiccampstoves.com; думаю, понятно, что большинство исторических горелок не то, что купить, но и вживую увидеть сложно.
Краткая история в изложении популярных обзорщиков: Сначала Линдквист придумал примус, потом в 20-х годах Зиверт придумал безнасосную горелку, которую и выпустил в 1955 под названием "свея", а СССР содрал "Огонек" с неясно, откуда взявшегося "Ювеля" (ну или Свеи, если обзорщик совсем незамутненный). Ну и "смерть туриста" примерно тогда же содрали. В основном тут, конечно, правда, но крайне фрагментарная, так что можно и поподробнее. Начну я с насосной классики - без нее просто не будет понятна траектория развития именно походных горелок.
В общем, все началось действительно с Франца Вильгельма Линдквиста, в 1892г. предложившего горелку с гордым названием "Примус".
Собственно говоря, это была первая и единственная величайшая походная горелка всех времен и народов. Причем - редкий случай в инженерии - сразу созданная ИДЕАЛЬНОЙ. Именно так и никак иначе. 80 лет официального (а по слухам, кое-где он и до сих пор производится) производства без каких-либо принципиальных изменений! Примус покорял горы и полюса, пустыни и джунгли и вообще, участвовал во всех экспедициях первой половины 20-го века.
Тем не менее, недостатков у Примуса №1 и всех его клонов и модификаций хватало.
//я в дальнейшем НЕ БУДУ разделять базовую конструкцию и аналоги; коллекционеры, конечо найдут УЙМУ ВАЖНЫХ ОТЛИЧИЙ, но как по мне, ВСЕ отличия ВСЕХ моделей, включая зарубежные клоны, укладываются в "тюнинг" и "афтермаркет". Несколько видов конфорок, несколько видов клапанов, один опциональный кран, несколько исполнений ножек - все. Джентельмены, это не модернизация.
В первую очередь, это был керосиновая горелка с весьма специфическим управлением. Огонь добавлялся накачкой давления насосом, а уменьшался СБРОСОМ ДАВЛЕНИЯ В АТМОСФЕРУ специальным клапаном. Это просто, но вот использовать такое управление на легком топливе типа бензина смертельно опасно.
//Впрочем, учитывая объемы производства, еще неизвестно, какое управление считать классикой, а какое - "специфическим".
Здесь показан розжиг примуса. Уже 40-х годов 20-го века, впрочем отличия от Прародителя невелики. Найдите! Кстати, обратите внимание на горелки: Слева стоит классическая "керосиновая" "шумная" горелка; справа - тоже керосиновая, но с бесшумной головкой. "Шумная" крестообразная горелка появилась первой; "бесшумная" - позже. По моему скромному мнению, бесшумная горелка удобнее в бытовом применении, но более чувствительна к ветру и грубому обращению.
Обе горелки имеют столь нелюбимый мной трубчатый парогенератор, склонный к загрязнению и обе достаточно неприятны в обслуживании. Тем не менее, 80 лет они производились без каких-либо изменений:)
//Забавный факт: до войны появились керосиновые примусы с тюнинговой головкой с краном управления. И вымерли, не найдя ощутимого спроса - народ привык к классике.
Или вот такой Примус-57.
Во-вторых, даже на фото видно, что горелка тонкая и изящная - и габаритами с трехлитровый бутылек. Как же ее носить? Ну, с Прародителем все было просто. Примус ставился в специальный ящик - и вперед. Для крупной экспедиции сгодится.
Кстати, для турЫстов и выживальщиков: мощность керосинового примуса составляла всего-то два киловатта.
А для небольшой? Пешей? Ведь не все путешественники - Амудсены и Папанины, так что уже в 1903 появляется Примус №10 "Путешественник".
Отличия видите? Кардинальные? Просто бросающиеся в глаза? Ну да, размер стал меньше. И ножки. Н-о-ж-к-и. Теперь их можно было снимать! А сняв ножки и отвинтив горелку от бака, сложить примус в гораздо меньший ящик. Лють, конечно, но владельцам современных шланговых горелок привычная. Это и стало первой компактной походной горелкой.
В начале 1910-х появился Примус-96 (1913?)
Появился и остался неизменным почти на 60 лет - вот он, признак мастерства!
Что здесь интересно? Посмотрите, у Примуса появилась новая головка! Не классический керосиновый "крест", а такой "колокольчик" или "рюмка", прикрытая сверху тарелкой рассекателя. Это универсальная прямоточная "шумная" горелка.. ну да, тоже без существенных изменений существующая уже больше ста лет. Да, до сих пор, даже на самых модных горелках главная часть не отличается от горелки столетней давности.
В остальном же это был все тот же керосиновый примус со всеми его преимуществами и недостатками. И он тоже разбирался и переносился в ящичке, вонял керосином - и все равно прошел больше, чем любая современная горелка при всем желании сможет помечтать.
Примерно в это же время другая контора "Пиро" выпускает принципиально новую горелку. Да, это первая из найденных мной горелок "горизонтальной" схемы. Бачок сбоку, горелка и - внимание! - кожух-таганок, в который горелка устанавливалась с разворотом. Никаких кранов - мы на керосине работаем!
В таком виде "горизонтальные" горелки будут существовать еще долго. А некоторые - так и до конца своего выпуска. Собственно, это УЖЕ удобнее перепевок на тему Примуса, но... Можно же и лучше?
После этого история призамедлилась. То есть, развитие, конечно, продолжалось, но вот заметного выхлопа от этого развития не было. Шла война, а солдатам и даже офицерам доверять устройство сложнее спиртовки опасно, а спиртовку - вредно. Сага о денатурате (Будет! Обизятельно!)этому подтверждение. Истинные керогазы (о, спасение для негров с индусами!) еще не изобрели. Зато стал популярен бензин и под него начали выпускать горелки - но в основном это выглядело, как демонстрационный образец пре-альфа версии концептуального прототипа опытной модели.
Например, Примус-70. Вроде бы шведы, не орки какие-нибудь. Выглядит очень знакомо, но это еще начало (запуск модели) - середина (ориентировочно) 20-х. Он уже работает на бензине - но ГДЕ ЖЕ КРАН? Нет его, горелка еще неуправляема. Разожгли - и все. Чтоб погасить - сдуть пламя и дождаться стравливания давления. Предохранительный клапан тоже отсутствует, но есть латунный штырь, впаянный мягким припоем в баке. При перегреве и раздувании бака штырь вырывается и в баке появляется дырка для стравливания давления, паров и топлива. Пожар при этом неизбежен. Не ту горелку "смертью туриста" назвали, ой не ту!...
И вот в конце 20-х появляются две новые модели, действительно определивших развитие походных горелок лет на уже почти 90. Это был Макс Зиверт, создавший Campus1 и уже известная фирма "Оптимус", вскоре выпустившая горелку №6.
Нет, это не "Свея". Это ее родители.
Что же они предложили? Небольшая горелка с отработанной и неприхотливой "шумной" головкой, работающей на бензине, управляемой краном и давление в которой создается нагревом бака теплом самой горелки. На нее же надевался кожух с таганком и ветрозащитой. ВСЕ!. При переноске горелка не разбиралась и могла переноситься снаряженной и была боеготовой сразу после извлечения из чехла.
Сказать, что это был фурор? Сложно сказать, вот только эта конструкция (не сама горелка, но ее потомки) выпускается по сей день - и отличий между новенькой "Свеей" и Оптимусом №6 меньше, чем между соседними поколениями шланговых горелок.
Фурор начался позже. В 30-х, по заказу суровых романтиков с цветами на кепи JUWEL выпускает горелку №33.
Нет, это не "Огонек". Это его двоюродный дедушка.
Выглядит, как Оптимус№6 в суровом нордическом стиле, каковым по сути и является. Здесь следует отметить не только наличие стали в конструкции, но и опциональную мультитопливную головку c 71 Примуса, о которой чуть ниже.
"Тарелочка" вместо игрушечной кастрюльки у шведов - не знаю, решение спорное.
Примус заметил нововведения и выпустил улучшенную 70-ю модель - с краном. Условно ее можно назвать 70/71
А потом - просто 71. С новым объемным кожухом.
И неизменным разрушаемым штырем-предохранителем.
Ну так вот, о мультитопливной головке:
Открытая
Закрытая
Лепестки перекрывают окна в головке и позволяют обогатить смесь для запуска горелки на спирте или бензолине (коксохимический эрзац-бензин).
Оптимус же делает новую горелку №8 на долгие годы определившую ни много ни мало второй базовый тип безнасосой горелки.
Нет, это не "смерть туриста". Это ранняя версия его дедушки.
Крохотная горелка, тоже лишившаяся насоса, закрепленная на откидной стенке кожуха. Просто? Напомню, горизонтальные горелки были известны уже два десятка лет, но кейс-коробок превратил весьма непонятную загогулину в коробочке в одну из лучших горелок в мире. Обратите внимание, на баке появился теплозащитный экран. Раньше его роль исполняла стенка кожуха.
Кстати говоря, в те времена были и поистине шедевральные конструкции, например Оптимус №9
Да, это горелка. Легкое движение и
Увы, конструкция оказалась слишком сложной и они вымерли, не оставив потомства:( Хотя я бы даже реплику с удовольствием приобрел.
После войны новые конструкции получили развитие. Зиверт скрестил свой Campus с Оптимусом №6 и выпустил результат под названием "Свея 123".
Оптимус-8 на короткое время получили дешевые и легкие алюминиевые кейсы. Порезанных на металл самолетов было много, а сталь нужна была в народном хозяйстве.
Уйма производителей по всему миру копировали, клонировали и размножали обе базовые конструкции; изредка получалось лучше, чаще - то же самое, изредка конструкция ухудшалась. Совсем редко появлялись новые исполнения.
Деба (Польша)
Валмет (Финляндия)
Триарко (Франция)
Веста (Франция)
Некоторые национальные горелки были действительно нетиповыми. Это эндерс-бэйби с головкой - для военного котелка?
Вот прикиньте, насколько безнадежна ситуация, если вот это - можно считать существенным отличием.
Примус делает рестайл кожуха 71 модели, он становится стройнее. Бак примуса увеличивается.
Ювель выпускает Juwel-34, тот же 33 - сначала с латунным, а потом - и со стальным бачком увеличенного объема. Да, 34 Ювель - послевоенная горелка, которая будет выпускаться аж до конца ГДР. Мультитопливная горелка исчезла (Да, да. Мультитопливные горелки оказались весьма беззадачными по итогам практического применения). В общем-то ничего интересного - еще один примус, но значение его сложно переоценить.
В СССР познакомились с 34 Ювелем - и немедленно запустили его в производство на заводе Воровского под именем ЗИВ.
Это не Огонек, это его папа.
Поколение спустя, оптимус 8R получил последнее существенное обновление - встроенную иглу прочистки с реечной подачей. Для прочистки достаточно было повернуть кран против часовой стрелки ЕЩЕ немного. Не трясти горелку, не выцеливать внешней иглой отверстие в жиклере - ПРОСТО ПОВЕРНУТЬ КРАН! Свея также обзавелась иглой в версии 123R.
В СССР увидели новую Свею и призадумались. Но менять производство не стали, просто установив свеевскую голову на бак Ювеля. Так появился "Огонек". На удивление достойная горелка, с учетом самого факта советской модернизации.
Так что некоторые обзорщики, проводящие родословную Огонька от Свеи не так уж неправы. В смысле, они, конечно неправы, но настолько, что случайно угадали.
Клонировали и 8r Оптимус, под названием ПТ-1.
//нет, кстати говоря, к чести советских инженеров, ни Ювель, ни Оптимус поганить они толком не стали. Так что за них пришлось трудиться рабочим и ОТК.
Juwel еще растолстел, но иглой так и не обзавелся.
Это Ювель-84 и "Спорткохер".
Ну и все. С тех пор ничего нового в безнасосных горелках так и не появилось. Мышиная возня идет вокруг насосиков-в-крышку, приглушенных горелок и прочих мелочей, уже появлявшихся и исчезавших за дооолгие годы. Я ж говорю, тюненг и афтермаркет.
Дальше будет устройство и обращение, топливо и, высшее дао с ремонтом и модернизациями.
|
</> |