1996 на пороге

А ведь там все еще прозрачнее: как известно, на протяжении всей выборной кампании шла постоянная борьба между двумя «крыльями» в окружении Ельцина, которые условно можно обозначить как «демократическое», олицетворяемое Чубайсом и неразлучной парой Таня-Валя (дочь президента Дьяченко и руководитель его администрации Юмашев), против «силового» в лице вице-премьера Сосковца и начальника президентской охраны Коржакова. Кульминации противостояние достигло между первым и вторым турами, в эпизоде со знаменитой «коробкой из-под ксерокса».
Суть противостояния была в споре, какой путь удержания власти предпочесть: Таня и Валя настаивали, что можно победить на выборах, а Коржаков и Сосковец считали, что выборы – дело крайне рискованное и почти безнадежное, и потому надо отменять выборы и вводить чрезвычайное положение. Сейчас, через 22 года, при полной смене действующих лиц, этот «вечный вопрос» встает перед Кремлем снова. В 1985 компартия во главе с Горбачевым, не чая в перспективе удержать власть прежним, сугубо силовым способом, предпочла собственную «перезагрузку», считая, что будет удобнее удерживать ее через реальные конкурентные выборы.
Фокус не удался – свободные выборы быстро привели КПСС к краху и уходу из политической жизни. Затем в 1996 году Ельцин решал похожую проблему: взять страну за горло, пользуясь контролем над силовыми органами – или все ж, несмотря на рейтинг 3%, пойти на свободные выборы. Ельцин поставил на выборы – и победил, хотя с тех пор за ним постоянно тянется шлейф обвинений в фальсификациях.
И вот 2018: опять рейтинги действующей власти тают, как снег на весеннем солнце, образуются совершенно неожиданные проблемы в целом ряде областей на доселе совершенно безобидных и предсказуемых выборах губернаторов – и появляется сильный соблазн отказаться от выборов вообще, примерно на советский (доперестроечный) манер. Опять налицо активное противостояние ВНУТРИ власти – только на этот раз не «Чубайс против Коржакова», а условный Кириенко против условного Сечина. Панические предложения снова перейти к прямому назначению губернаторов звучат все громче уже с сентября, по слухам, этот вариант настойчиво обсуждается в Кремле.
Словом, идеи Коржакова-Сосковца имеют все шансы победить уже на новом историческом этапе, тем более что нового Чубайса не видно, а старый уже не тот, да и альянса олигархов за его спиной тоже давно нет.
Ответом на сей незримый спор должен был дать неожиданный «третий тур» выборов в Приморье. Он и получился невольно показательным, как бы вынесенным на авансцену – ведь 16 декабря никаких других выборов в стране не проводилось. Что решалось на дальней окраине страны? Нечто очень важное: способна ли власть по-прежнему решать свои задачи на внутренней арене при помощи пиара, то есть «мягкой силы», через убеждение людей? Или же мягкой силы, как говорят «силовики», уже недостаточно, и удержать ситуацию под контролем можно уже только чрезвычайными, то есть прямыми силовыми методами?
Для перелома настроений явно негативно настроенного избирателя в Приморье Москва бросила все лучшие силы: опытный и активный кандидат в губернаторы из местных, прямая его поддержка Путиным, лучшие политтехнологи со всей страны, беспрецедентная для региональных кампаний поддержка «федерального телевизора», включенный на полную мощь административный ресурс, мощные вливания средств, плюс полная зачистка «политической поляны» (к выборам не был допущен основной конкурент). «Либеральное» крыло кремлевской администрации хотело максимально наглядно показать, что ПИАР в их руках – все еще мощное оружие, позволяющее решать самые сложные задачи политическими, а не чрезвычайными средствами.
Каков же результат? Двойственный. С формальной точки зрения цели были достигнуты – Кожемяко победил уже в первом (третьем) туре и может теперь отбросить приставку «врио». Однако же в том, что голоса были подсчитаны честно, остались, что называется, неустранимые сомнения. Во всяком случае, убедительно объяснить, почему практически нигде в крае независимые наблюдатели не были допущены к процессу подсчета голосов, не представляется возможным.
И это уже дает весомые козыри в руки тех во власти, кто сегодня стоит за отмену выборов губернаторов (как уже практически повсеместно отменены прямые выборы мэров). Ведь если победе ставленника президента пришлось «помогать», хотя на его победу были брошены лучшие пиар-силы страны – не значит ли это, что пиар-усилия по большому счету уже бесполезны? Не получается ли, что «выборы» в условиях «полной зачистки поляны» да еще и при полностью непрозрачной для общества процедуре подсчета голосов, становятся источником еще большей напряженности, вместо того чтобы снимать ее?
Если пиар сдает свои позиции – ему на смену приходят «силовики». Если общество не удается убедить – его будут стараться принудить или, по крайней мере, просто ставить перед фактом.
Выборы в Приморье не дали прорваться нарыву. Он продолжает зреть.
|
</> |
1996 на пороге
Оставить комментарий
Популярные посты:
Чубайс призывает бизнес и государство дружить, отпуская в адрес остального «общества» лишь обвинения в «инфантилизме» и неблагодарности.
Дмитрий Буянов - Чубайс: не нужно менять рынок на счастье ИА REGNUMЧубайс: не нужно менять рынок на счастье. Но откуда в «разваливающемся» СССР взялся столь чудесный спаситель? Чубайс уходит от ответа, говоря, ...
Прав ли Чубайс? Бизнесмены - о том, нужна ли им благодарность от россиян BBC Русская службаГлава корпорации "Роснано" Анатолий Чубайс посетовал, что общество за четверть века не удосужилось даже сказать спасибо бизнесу за сделанное ...
https://bit.ly/2IwwQrI
Инстамагия. Получайте от 2000 рублей в день! Тариф "Эконом".
Гарантия возврата денег.