176-летие со дня рождения корифея исторической живописи Василия Сурикова
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
24 января 1848 года в Красноярске родился Василий Иванович Суриков - русский живописец, чьи масштабные полотна оживили мир ушедших эпох русской истории.
![ÐвÑопоÑÑÑÐµÑ ÐаÑилий ÐÐ²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡ÑÑиков, 1879, 21Ã17 Ñм ÐеÑÑонаÑ
ождение: ÐоÑÑдаÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¢ÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ, ÐоÑква ÐвÑопоÑÑÑÐµÑ ÐаÑилий ÐÐ²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡ÑÑиков, 1879, 21Ã17 Ñм ÐеÑÑонаÑ
ождение: ÐоÑÑдаÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¢ÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ, ÐоÑква](/images/main/176-letie-so-dnya-rojdeniya-korifeya-istoricheskoy-jivopisi-vasiliya-surikova-a774e3.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b1116a49697d3923afb131_65b111b434f1a230fdcf3791/scale_2400)
Он был потомком донских казаков, которые еще с Ермаком пришли в эти земли в конце XVI века. Художник гордился своими корнями и писал о родных местах:
«Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
Свой первый рисунок он нацарапал гвоздём на дорогом сафьяновом стуле. Он скопировал портрет с черно-белой гравюры и смело его раскрасил: мундир намазал синькой, а отвороты — раздавленной брусникой.
В 1868 г. он приехал в Петербург, но поступить в Академию смог только со второго раза. За время учебы получил 4 серебряных медали, а в 1875 г. выпустился из Академии художеств в звании классного художника первой степени.
После выпуска занимался написанием 4-х фресок для храма Христа Спасителя в Москве, писал картины. В 1881 г. становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
![ÐеÑвÑй ÐÑеленÑкий ÐикейÑкий СобоÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи в веÑÑ
ней ÑаÑÑи ÑÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° Ñ
оÑаÑ
Ñ
Ñама Ð¥ÑиÑÑа СпаÑиÑÐµÐ»Ñ Ð² ÐоÑкве ÐаÑилий ÐÐ²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡ÑÑиков, 1876, 33Ã32 Ñм, ÐеÑÑонаÑ
ождение: ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй Ð ÑÑÑкий мÑзей, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг ÐеÑвÑй ÐÑеленÑкий ÐикейÑкий СобоÑ. ÐÑкиз ÑоÑпиÑи в веÑÑ
ней ÑаÑÑи ÑÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° Ñ
оÑаÑ
Ñ
Ñама Ð¥ÑиÑÑа СпаÑиÑÐµÐ»Ñ Ð² ÐоÑкве ÐаÑилий ÐÐ²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡ÑÑиков, 1876, 33Ã32 Ñм, ÐеÑÑонаÑ
ождение: ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй Ð ÑÑÑкий мÑзей, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг](/images/main/176-letie-so-dnya-rojdeniya-korifeya-istoricheskoy-jivopisi-vasiliya-surikova-e354f8.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b1116a49697d3923afb131_65b111c8a29a7e74de4a1ed0/scale_2400)
Художник никогда не брал заказов на портреты, в основном, писал работы на исторические темы, нередко встречаются у него и библейские темы и сюжеты. В академической среде негативно отзывались о его «скученных» композициях и называли картины «парчовыми коврами» за «кашу» из деталей.
Среди известных его работ «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Посещение царевной женского монастыря», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» и т.д., известные практически всем.
![ÐаÑилий ÐÐ²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡ÑÑиков ÐаÑилий ÐÐ²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡ÑÑиков](/images/main/176-letie-so-dnya-rojdeniya-korifeya-istoricheskoy-jivopisi-vasiliya-surikova-a64364.jpg?from=https://prokartiny.com/wp-content/uploads/2022/02/Utro-streletskoj-kazni-scaled.webp)
Суриков знал, каких мук народу стоила кровавая часть петровских реформ: “Я все себе народ представлял, как он волнуется подобно шуму вод многих…” Но толчком и вдохновением для написания этого полотна были даже не прочитанные исторические книги, а то ощущение истории, сохранившееся в стенах кремля и храма Василия Блаженного, которое чувствовал художник в самом месте казни.
![Ðа поÑÑовой маÑке изобÑажÑн ÑÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐºÐ°ÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð.Ð. СÑÑикова «УÑÑо ÑÑÑелеÑкой казни» (1881, ТÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ); на полÑÑ
поÑÑового блока â поÑÑÑÐµÑ Ð.Ð. СÑÑикова Ð.Ð. ÐÑамÑкого (1887, ÐÑаÑноÑÑÑкий Ñ
ÑдожеÑÑвеннÑй мÑзей имени Ð.Ð. СÑÑикова) и инÑеÑÑÐµÑ ÐÑзеÑ-ÑÑадÑÐ±Ñ Ð.Ð. СÑÑикова в ÐÑаÑноÑÑÑке. Ðа поÑÑовой маÑке изобÑажÑн ÑÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐºÐ°ÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð.Ð. СÑÑикова «УÑÑо ÑÑÑелеÑкой казни» (1881, ТÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ); на полÑÑ
поÑÑового блока â поÑÑÑÐµÑ Ð.Ð. СÑÑикова Ð.Ð. ÐÑамÑкого (1887, ÐÑаÑноÑÑÑкий Ñ
ÑдожеÑÑвеннÑй мÑзей имени Ð.Ð. СÑÑикова) и инÑеÑÑÐµÑ ÐÑзеÑ-ÑÑадÑÐ±Ñ Ð.Ð. СÑÑикова в ÐÑаÑноÑÑÑке.](/images/main/176-letie-so-dnya-rojdeniya-korifeya-istoricheskoy-jivopisi-vasiliya-surikova-22d8e9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/10112497/10112497_800.jpg)
Это большая картина 218×379 см, на которой фигуры почти в наш рост. И она создана так, что предполагает наше присутствие. Кажется, что мы можем присоединиться к толпе.
![ÐаÑилий СÑÑиков ÐокоÑение СибиÑи ÐÑмаком ТимоÑеевиÑем. 1895 ХолÑÑ, маÑло. 285 à 599 Ñм ÐеÑÑонаÑ
ождение: ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй Ð ÑÑÑкий мÑзей, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг ÐаÑилий СÑÑиков ÐокоÑение СибиÑи ÐÑмаком ТимоÑеевиÑем. 1895 ХолÑÑ, маÑло. 285 à 599 Ñм ÐеÑÑонаÑ
ождение: ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй Ð ÑÑÑкий мÑзей, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг](/images/main/176-letie-so-dnya-rojdeniya-korifeya-istoricheskoy-jivopisi-vasiliya-surikova-b79f5e.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b1116a49697d3923afb131_65b111d62c9661121dad76ab/scale_2400)
В последние годы жизни Суриков посещал Испанию, много ездил в Красноярск на родину.
Последней его работой стала картина «Благовещение». Это последняя крупная законченная работа В.И. Сурикова. Она была показана на XII выставке Союза русских художников. Картина не имела успеха и долгое время хранилась в семье художника, в 1988 году была приобретена в музей у М.П. Кончаловского.
![ÐлаговеÑение ÐаÑилий ÐÐ²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡ÑÑиков, 1914, 160Ã206 Ñм ÐеÑÑонаÑ
ождение: ÐÑаÑноÑÑÑкий Ñ
ÑдожеÑÑвеннÑй мÑзей им. Ð.Ð. СÑÑикова, ÐÑаÑноÑÑÑк ÐлаговеÑение ÐаÑилий ÐÐ²Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡ÑÑиков, 1914, 160Ã206 Ñм ÐеÑÑонаÑ
ождение: ÐÑаÑноÑÑÑкий Ñ
ÑдожеÑÑвеннÑй мÑзей им. Ð.Ð. СÑÑикова, ÐÑаÑноÑÑÑк](/images/main/176-letie-so-dnya-rojdeniya-korifeya-istoricheskoy-jivopisi-vasiliya-surikova-5febb3.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/d4376e98efd9b506753687c090b3e37c65284742/Ckbe4I2bo34cYfLP29E6GeaA-zOR8eT66mF7xO-UGLBPn5Uv2RUNZOGW287RNAgsIfrMATKXFkPCyeZmr5-WrHUIfsCbXSIIzpouAIp4GVHHji6RWEMq_o2D3iGsubEY)
Эта картина не похожа на грандиозные исторические полотна прославленного живописца. Однако в ней проявились творческая независимость, сила темперамента и мощь умудренного опытом мастера.
Для модели образа Архангела Гавриила позировали Н.С. Ченцов и няня внука художника Миши – Марфа.Дева Мария писалась с разных моделей, но в рисунке губ и бровей – черты Анастасии Добринской.Сияние, исходящее от ангела, символизирует божественный свет и выполнено в духе новаторских направлений в живописи начала ХХ века.
![176-летие со дня рождения корифея исторической живописи Василия Сурикова 176-летие со дня рождения корифея исторической живописи Василия Сурикова](/images/main/176-letie-so-dnya-rojdeniya-korifeya-istoricheskoy-jivopisi-vasiliya-surikova-0eb157.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b1116a49697d3923afb131_65b1127a5c088a2d146372a3/scale_2400)
В 1915 г. отправился в Крым на лечение, но уже в 1916 г. художник умер.
|
</> |