100 лет назад. Лучший белогвардеец советского экрана
maysuryan — 13.07.2019Владимир Козел в роли полковника Щукина
14 июля, 100 лет назад, родился артист Владимир Георгиевич Козел (1919-1988), один из самых ярких экранных белогвардейцев советского кинематографа. Его называют "артистом одной роли", и действительно, после исполнения роли начальника белой контрразведки полковника Николая Григорьевича Щукина в четырёхсерийном фильме "Адъютант его превосходительства" (1969 год) он, как говорят, "проснулся знаменитым". Если сам фильм (безусловно, сильный и талантливый) в целом можно упрекнуть в начале обеления и лакировки белогвардейцев в советском кино, то к роли Владимира Козела это никак не относится. Скажем, Владислав Стржельчик (генерал Владимир Зенонович Ковалевский) в том же "Адъютанте" или Владимир Высоцкий в "Служили два товарища", хоть и великолепно играли, но очень сильно залакировали своих персонажей (возможно, не по своей вине, а просто такова была воля создателей фильма, в соответствии с дувшими тогда в обществе ветрами), то здесь это не скажешь. Артист с великолепной достоверностью сыграл настоящего белого хищника — умного, хитрого, циничного, беспощадного, смертельно опасного врага, хотя при этом и не лишённого некоторого отрицательного обаяния.
После этого успеха за артистом закрепились роли различных кинозлодеев — царских генералов, эсэсовцев и т.д. К сожалению, в основном эпизодические (и большую их часть, скажу честно, я не видел). Но запомнил, например, сыгранную им эпизодическую роль кюре из фильма "Семнадцать мгновений весны". Трудно забыть момент, когда герой Козела бархатным голосом диктует послание своему церковному начальству — и сквозь елей внезапно прорезаются циничные стальные нотки (когда он говорит о будущей вероятной смерти пастора Шлага).
Из виденных мною ролей В. Козела была ещё роль второго бармена пана Беспальчика в телевизионном "Кабачке 13 стульев" — но вот она мне совершенно не запомнилась...
|
</> |