226 лет тому назад. Уроки одного убийства

1. Урок первый. Либералы и все вообще правые очень любят осуждать революционеров за "терроризм" и за разнообразные убийства и казни. Но — вот занятно! — в этом случае если не одобрение, то сочувствие всех и всяческих правых — сюрприз! — оказывается на стороне убийцы и террористки. Тем более, что это молодая (24-летняя) девушка, как считается, красивая и обаятельная, из "приличной семьи" (дворянка то есть). Вот её портрет:

François Séraphin Delpech (1778–1825). Портрет Шарлотты Корде
Это тоже она:

Tony Robert-Fleury (1838-1911). Шарлотта Корде в Кане в 1793 году.
Одно время во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде, в её честь, между прочим, назвали шляпку ("шарлотту"), слагали стихи и писали картины (и не только во Франции, Пушкин тоже посвятил ей хвалебные строчки).
Отсюда первый урок: слова правых и реакционеров всех мастей, что они, мол, "осуждают террор" — это такая типичная разводка для лохов. Они гневно осуждают террор против своих, это верно. А против революционеров, против тех, кто покушается на их священные привилегии и собственность — совсем даже не осуждают.

Поль Жак Эйм Бодри (1828-1886). Шарлотта Корде убивает Марата. 1860. Картина создана в эпоху Второй Империи, когда во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде. Тем не менее картина довольно точно воспроизводит место и обстоятельства события

Жак Луи Давид (1748—1825). Смерть Марата. Самое знаменитое произведение, написанное в связи с этим событием, сразу по его следам, в 1793 году
2. Урок второй. Можно было подумать, что, лишив жизни Друга Народа, контрреволюционеры на этом успокоятся? Как бы не так. Следующим шагом они потребовали переместить его тело из Пантеона на обычное кладбище. Уж не знаю, произносились ли лицемерные речи о том, что Марата, мол, "надо предать земле по христианскому обычаю", или о том, что он, дескать, "сам хотел быть похороненным в земле
Вы думаете, хоть на этом контрики успокоились? Ну, нет. Следующим ходом они выкопали тело злосчастного Друга Народа из могилы, уже на кладбище, и... сбросили его в парижскую канализацию.
Теперь посмотрим на современность: в наше время реакционеры, с одной стороны, твердят о якобы необходимости вынести тело Ленина из Мавзолея и закопать. Но вот тело Сталина вынесли в 1961 году и закопали — всё, как они хотят. Но в отношении Сталина они требуют выкопать его уже из могилы на Красной площади (заявления Кадырова)! То есть все те же классические шахматные ходы, с помощью которых революционер перемещается вначале на тот свет, а потом его тело отправляется посмертно на виселицу (как поступили с Кромвелем) или в канализацию.
3. И третий урок. История повторяется. Потому что в России спустя полтора столетия тоже была своя "Шарлотта Корде":

Вот только шляпок в её честь почему-то не называли и столь разработанного культа вокруг неё, кажется, не сложилось. Быть может, потому, что Фанни Ефимовна была не столь молода, хороша и романтична, как Шарлотта?.. Хотя были, например, стихи К. Д. Бальмонта:
Люба мне буква «Ка»,
Вокруг неё сияет бисер.
Пусть вечно светит свет венца
Бойцам Каплан и Каннегисер.
И ещё ряд интересных совпадений. Ни Корде, ни Каплан не были монархистками, противницами революции вообще. Обе они были из рядов умеренных революционеров, Корде была жирондисткой, Каплан — правой эсеркой. Но в решающий момент обе они, как и сами их партии, перешли на сторону реакции и нанесли едва ли не смертельные удары в самое сердце революции. Нет ли тут определённой закономерности поведения "умеренных революционеров"? И это даёт представление, чего стоит ждать от таких, как они, в будущем...
|
</> |