Зачем такие фильмы? За надом!
zina_korzina — 08.09.2017Ни для кого не секрет, что литература из школьной программы чаще всего остаётся непрочитанной. Её проходят. Великолепно подобранный глагол — из всего разнообразия, коим исполнен русский язык, был найден именно этот. Проходить мимо и «проходить Гоголя». Её — литературу — ещё иногда изучают. Порой. Кое-где у нас. Коснуться до всего слегка. Надобно - для сочинений, ответов у доски,... для скулосводящего ЕГЭ. Заучить, какого цвета и покроя фрак у господина Чичикова и ещё каких-нибудь «кувшинных рыл». Учат, зевая. Зевают, уча. Но — почти никогда не любят. Ещё ужаснее, что в «группе риска» находятся не только романы-повести-поэмы, включённые в общеобязательный список — автоматически туда же попадают и прочие вещи «писателей из учебника». Они кажутся малоинтересными, как та Марьиванна, что бубнила про «лишних людей» и «роль народа». Исключения, конечно, бывают, но повальная — как эпидемия — неприязнь к урокам литературы — это наша реальность.
Есть книги-жертвы и потерпевшие авторы, которых так и не захочется открыть для себя. Пушкин, Лермонтов, Толстой (особенно — Толстой!), Тургенев, Гоголь. Они ассоциируются с тягомотиной и скукой. С унылым барахтаньем в именах и датах. С плохо и наспех написанным сочинением. Те портреты висели в классе, откуда хотелось поскорее сбежать. Лучшие из лучших, они оказались придушены пухлой рукой Марьиванны, которая двинула в педагогический только потому что ...любила ставить оценки. Или её никуда не брали — тусклую, но правильную деву-троечницу. Вот она и мстит всем этим картёжникам, бабникам, крепостникам, пьяницам и безумцам — то бишь поэтам-писателям, чей гений — парадоксален. Многие учителя словесности — этакие анти-Мидасы - легко превращают слова-золото в месиво букв. Кстати, в Советском Союзе была та же проблема, несмотря на высокую планку грамотности и начитанности.
Знали — ого-го! Читали — все. Однако же Пушкиных-Гоголей, скушанных монстром-Мариванной, обожать не спешили. Приятней — Булгаков иль Маркес. К тому же, образовательные телепередачи (что в СССР, что — нынче) всегда отдавали и - отдают нафталином. Высокая, мол, культура, не терпит никакого препарирования. Заунывность — как тавро. Безусловно, стёб уместен далеко не везде, да и креативная стряпня редко бывает съедобной. Тут вопрос таланта. И — такта. Превращать классическое наследие в попсу? Немыслимо. Если всю. И - лишь в попсу. Тогда как постмодернистское обыгрывание — допустимо. Тонкая должна быть работа. Филигранная. Чуть не так — мгновенное скатывание в Камеди-Клаб или капустник. Не так давно в прокат вышел кинофильм Егора Баранова «Гоголь. Начало» (2017) — авторы ничтоже сумняшеся решили сбацать трэш-угар из биографии «школьного» писателя...
Остальное - тут: http://zavtra.ru/blogs/gogol_otzhigaet
|
</> |