рейтинг блогов

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото

топ 100 блогов peresedov19.06.2015История В число главных мифов о Сталине входит рассказ, каким он парнем был каким он был крепким хозяйственником. Этот миф, как любой другой, нуждается в развенчании. Под катом леденящая душу история, как Иосиф Виссарионович профукал 3.2 миллиарда советских рублей + несчётное количество жизней на одну глупую прихоть.

Мертвая дорога-призрак: трагическая история строительства Трансполярной магистрали

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 1.jpg

Сразу после окончания Великой Отечественной войны еще не поднявшийся из разрухи Советский Союз приступил к реализации грандиозного проекта. Силами заключенных Главного управления лагерей НКВД СССР в практически необитаемой приполярной тундре развернулось масштабное строительство Великого Северного железнодорожного пути, магистрали длиной в 1400 километров, которая должна была соединить европейскую часть страны с дельтой Енисея. Спустя всего шесть лет после начала работ десятки тысяч строителей стремительно покинули уже наполовину построенную дорогу. Onliner.by рассказывает, как на бескрайних просторах Западной Сибири в вечную мерзлоту были закопаны тысячи человеческих жизней и миллиарды советских рублей и почему стройку века бросили незаконченной.

Еще до революций 1917 года, на волне взрывного развития железных дорог в России, инженеры разрабатывали альтернативные маршруты, в той или иной степени дублировавшие Великий Сибирский путь, который мы знаем ныне как Транссибирскую магистраль. Почти сразу после окончания в 1916-м строительства этой железной дороги, соединившей европейскую часть империи с ее тихоокеанским побережьем, энтузиасты представили первые проекты аналогичной магистрали в северных районах страны, которая, в свою очередь, должна была связать Мурманск, незамерзающий порт в Баренцевом море, с Обью, Сургутом, Енисейском, северным берегом Байкала и далее выйти к Татарскому проливу, разделяющему материк и Сахалин.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 2.jpg

Разумеется, революционный беспорядок и последовавшая за ним Гражданская война не способствовали практическому воплощению в жизнь колоссального по финансовым и трудозатратам проекта. Тем не менее, в 1924 году будущая Трансполярная магистраль, в официальных документах именовавшаяся Великим Северным железнодорожным путем, была представлена на карте-схеме перспективного развития железных дорог СССР. Впрочем, до войны государство предпочло сконцентрироваться на развитии другого Великого Северного пути — морского.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 3.jpg

Началом создания Трансполярной магистрали в широком смысле можно считать строительство Печорской железной дороги, соединившей город Котлас Архангельской области с заполярной Воркутой. Построенная заключенными Главного управления лагерей НКВД СССР (ГУЛаг) в 1937—1941 годах, дорога в условиях военного времени получила стратегическое значение, открыв советской металлургии доступ к высококачественному коксующемуся углю Печорского бассейна.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 4.jpg

Первый поезд на новой магистрали, конец декабря 1941 года.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 5.jpg

Документально восстановить цепочку событий, заставивших строителей идти вдоль Северного полярного круга дальше на восток, сложно, большинство документов по-прежнему засекречено. Тем не менее, практически все исследователи склоняются к мнению, что за решением развернуть в 1947 году активное строительство железной дороги в совершенно неудобных для этого районах стоял лично советский вождь, учитель и друг всех детей И. В. Сталин. Ему даже приписывают фразу, будто бы положившую начало могучей стройке: «Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная».

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 6.jpg

За достоверность цитаты ручаться сложно, однако фактом остается постановление Совета министров СССР от 22 апреля 1947 года. Согласно документу, в Обской губе (залив Карского моря, в который впадает Обь) в районе мыса Каменный должен был быть построен новый крупный морской порт с жилым поселком, а от станции Чум на Печорской магистрали (южнее Воркуты) к ним проложена железная дорога протяженностью в 500 километров. На фрагменте карты красной точкой №1 отмечена начальная точка перспективной магистрали, а точкой №2 — мыс Каменный.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 7.jpg

Для производства работ уже 28 апреля в рамках Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС, одно из подразделений системы ГУЛага) были сформированы строительные управления №501, ведавшее возведением магистральной ветки, и №502, занимавшееся работами по морскому порту. Работы велись свойственными времени и еще более ускорявшимися пристальным вниманием руководства страны темпами. Уже в декабре 1947 года, всего через восемь месяцев после выхода соответствующего постановления, открылось рабочее движение на 118-километровом участке Чум — Собь, причем дорога преодолела по речной долине Полярный Урал — разъезд Собь находился уже на территории Тюменской области.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 8.jpg

Еще через год, к декабрю 1948-го, строители продвинулись вплоть до станции Лабытнанги на левом берегу Оби, напротив Салехарда. Однако в это же время неожиданно выяснилось, что на Обской губе, в районе того самого мыса Каменный, создать новый морской порт просто невозможно. Проведенные параллельно с общестроительными работами гидрографические исследования показали, что губа мелководна и даже после углубления дна все равно окажется неспособна принимать крупные океанские корабли.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 9.jpg

Итак, с апреля 1947-го по декабрь 1948-го в эксплуатацию была сдана 196-километровая трасса Чум — Лабытнанги. Было совершенно непонятно, что делать дальше, учитывая бесперспективность прежнего северного «обского» направления. 29 января 1949 года после совещания Сталина, Берии и руководителя ГУЛЖДС Нафталия Френкеля вышло еще одно постановление Совета министров СССР, в котором определялось новое место для возведения все той же «крупной промежуточной базы морских коммуникаций». Ее было решено перенести в район города Игарка Туруханского района Красноярского края, то есть более чем на тысячу километров восточнее, на правый берег Енисея, где морской порт функционировал с конца 1920-х годов. Так этот заполярный город выглядел в начале 1950-х, в это время здесь жило около 20 тыс. человек.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 10.jpg

Вместо относительно скромной 500-километровой дороги Чум — мыс Каменный родился грандиозный замысел строительства действительно Великого Северного пути Чум — Салехард — Игарка общей протяженностью 1482 километра, из которых 1286 еще только предстояло возвести. Дорога на карте России обозначена красной линией (по клику открывается изображение большего размера).

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 11.jpg

Итак, зачем с возможным, наверное, только при Сталине упорством человек в технологически не самые передовые 1940-е годы начал строить колоссальную по протяженности железную дорогу в безлюдной приполярной тундре? О том, какие богатые месторождения нефти-матушки и газа-батюшки содержат недра Западной Сибири, советские геологи еще только догадывались. Вероятно, главной мотивацией советского руководства и вождя народов в особенности было желание создать дублер Северного морского пути, не подверженного сезонным замерзаниям, с выходом к новому головному морскому арктическому порту, удаленному от границ страны.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 12.jpg

События Великой Отечественной войны показали незащищенность советской Арктики от нападения извне. Наверняка в памяти Сталина еще была свежа операция «Вундерланд» («Страна чудес»), осуществленная Кригсмарине летом 1942 года в Карском море с целью недопущения прохода конвоев союзников с востока к Мурманску. Немецкие подводные лодки торпедировали несколько советских судов, а тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» даже осуществил бомбардировку порта Диксон, расположенного при выходе Енисейской губы в Северный Ледовитый океан.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 13.jpg

Новый порт в Игарке, который, вполне возможно, рассматривался и как перспективная база Северного флота, выглядел в этом смысле куда надежнее. К тому же в непосредственной близости от него располагался Норильский промышленный район с его крупнейшими в стране и стратегически важными для «оборонки» запасами никеля. Его также с помощью новой магистрали можно было бы подключить к единой системе железных дорог СССР.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 14.jpg

Кстати, эти места не были чужими для Сталина. В свое время, в 1914—1917 годах, здесь, в поселке Курейка Туруханского края, в 170 километрах южнее Игарки, он отбывал ссылку. После войны уцелевшую избу, где будущий генералиссимус жил волею кровавого царского режима, накрыли специальным павильоном, превратив в музей, не переживший, впрочем, борьбу с культом личности.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 15.jpg

Начался второй этап возведения Трансполярной магистрали. Управление строительства №502, занимавшееся ранее портом в районе мыса Каменный, включили в состав аналогичного подразделения №501 и поручили объединенной структуре заниматься работами на участке Салехард — Надым — река Пур. Одновременно в Игарке формировалось управление строительства №503, которое должно было тянуть железную дорогу с противоположной, восточной стороны. Встретиться обе армии строителей должны были на реке Пур. В документах и литературе Трансполярную магистраль с тех пор часто называют «стройка-501» или «стройка-503» — в зависимости от того, о каком ее участке идет речь.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 16.jpg

Главной бедой Трансполярной магистрали стала скорость, с которой ее возводили. Сейчас сложно сказать, чем были вызваны подобные штурмовщина и аврал. Иные исследователи, склонные к теории заговора, даже рассматривают строительство этой железной дороги как один из этапов подготовки СССР и Сталина лично к Третьей мировой войне. Как бы то ни было, в том же январском постановлении Совмина, определившем новую трассу магистрали, содержался и еще один основополагающий тезис: она должна была возводиться по «облегченным техническим условиям». Рабочее движение поездов на отдельных участках планировалось открыть в 1952 году, а вся дорога должна была быть готова к 1955 году.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 17.jpg

Предполагалось, что новая 1300-километровая трасса пройдет параллельно полярному кругу, будет однопутной с разъездами через каждые 9—14 км (всего 106 разъездов) и станциями через 40—60 км (28 станций). Средняя скорость движения поезда с остановками на разъездах предполагалась около 40 км/ч, включая разгон и торможение. Пропускная способность — 6 пар поездов в сутки. На станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково и Игарка устраивались основные депо, на станциях Ярудей, Пангоды, Катараль, Турухан — оборотные.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 18.jpg

Работы проводились фактически без проектно-сметной документации в основном силами Главного управления лагерей железнодорожного строительства. Всего в этом подразделении ГУЛага насчитывалось 290 тыс. заключенных, значительная часть из которых была сконцентрирована на стройках 501 и 503, самых северных в стране.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 19.jpg

Вдоль всей магистрали специальными тракторными поездами был проложен автозимник. Производственные колонны двух управлений ГУЛЖДС размещались вдоль него. Строили в основном в короткий летний сезон. Для начала сооружалась относительно невысокая двухметровая насыпь (в основном из привозной каменно-песочной смеси), на которую затем укладывались шпалы и рельсы. Все работы проводились в условиях резко континентального климата с суровыми продолжительными зимами (до восьми месяцев) и короткими, холодными и дождливыми летом и осенью. В среднем в сезон строители успевали возводить около 100 километров железной дороги.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 20.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 21.jpg

Трансполярная магистраль сооружалась в экстремальных условиях вечной мерзлоты. Технологии 1940-х годов и требуемая скорость строительства не позволяли должным образом обустраивать железную дорогу, как это, например, сделали китайцы спустя 70 лет с Цинхай-Тибетской магистралью. После наступления плюсовых температур в Западной Сибири начиналось активное таяние верхнего слоя почвы и вечной мерзлоты под ним, что приводило к регулярным и повсеместным деформациям полотна дороги и ее инженерных сооружений. Фактически значительную часть дороги, сделанную за прошлые сезоны, с наступлением нового необходимо было реконструировать. Ремонты насыпи, укрепление полотна, мостов и прочей инфраструктуры продолжались непрерывно, каждый год.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 22.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 23.jpg

Климат делал работу в зоне строительства магистрали исключительно сложной. Зимой заключенных, работавших на стройках 501 и 503, засыпа́ло снегом и мучило морозами, летом их одолевали дожди, непролазная грязь и вездесущие тучи насекомых разной степени кровожадности.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 24.jpg

Вдоль всей трассы устраивались небольшие поселки вольнонаемных строителей, администрации и заключенных лагеря при них. Местных строительных материалов в условиях приполярной тундры было мало, лес в большинстве случаев завозили извне. Пока дело доходило до сооружения более-менее капитального жилья, строители были вынуждены обитать в палатках и землянках. Постепенно они заменялись бараками силами самих их будущих жителей. Остатки многих лагерей и поселков до сих пор регулярно встречаются вдоль Трансполярной.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 25.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 26.jpg

Среднестатистический лагерь здесь представлял собой огороженный колючей проволокой периметр 500×500 метров со сторожевыми вышками, одноэтажными жилыми бараками, столовой и штрафным изолятором. В одном таком образовании размещалось от 500 до 1000 человек. За периметром находились дома охраны и вольнонаемных рабочих, магазин, баня, склады, клуб.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 27.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 28.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 29.jpg

А так выглядел раньше и выглядит сейчас поселок Ермаково, один из крупнейших на стройке (до 15 тыс. жителей), расположившийся на левом берегу Енисея, недалеко от Игарки. Здесь фактически находился штаб стройки №503 (восточной половины дороги), тут успели даже построить электростанцию, депо, клуб, поликлинику, шесть магазинов, гостиницу, школу-десятилетку, дом младенцев, куда сдавали детей заключенных матерей, ресторан и некоторые другие элементы обычной на большой земле, но такой редкой здесь инфраструктуры.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 30.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 31.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 32.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 33.jpg

В сравнении с прочими лагерями системы ГУЛага на строительстве Трансполярной было относительно неплохо. Здесь крайне тяжелые условия труда заключенных несколько компенсировались более высокой нормой питания. На стройке даже работал свой передвижной театр. Смертность, по воспоминаниям выживших очевидцев, была относительно невелика.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 34.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 35.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 36.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 37.jpg

Кроме десятков тысяч человек, предоставленных ГУЛЖДС, здесь было немало и комсомольцев, и прочих энтузиастов, прибывших сюда, по сути, по зову сердца и соответствующей путевке.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 38.jpg

Кроме климата, работы на линии Салехард — Игарка осложнялись ее удаленностью от большой земли. Качественные строительные материалы «на месте» практически отсутствовали, их вынуждены были доставлять из Салехарда по уже построенным километрам дороги или с помощью Северного морского пути через Игарку.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 39.jpg

Малые реки дорога пересекала по деревянным мостам. Мосты через крупные реки Барабаниха и Маковская сооружались куда более капитально: из металла на бетонных опорах длиной в 60 и 100 метров соответственно. Впрочем, деформации и разрушения из-за таяния и последующего замерзания грунтов не избежало ни одно из сооружений, построенных по «облегченным техническим условиям».

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 40.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 41.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 42.jpg

Через великие сибирские реки Обь и Енисей мосты не строились вовсе. Летом использовались специальные паромы, зимой наводились ледовые переправы.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 43.jpg

Рельсы, разумеется, тоже доставлялись с большой земли. Всего исследователи обнаружили на трассе 16 разных их видов, включая дореволюционные и трофейные.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 44.jpg

В августе 1952-го, как и было запланировано, открыли рабочее движение на участке Салехард — Надым, к марту следующего года между населенными пунктами уже даже ходил пассажирский поезд. Однако его скорость (да и скорость грузовых составов, использовавшихся для снабжения строительства) из-за крайне низкого качества железнодорожного полотна была невелика и в среднем составляла 15 км/ч, даже близко не достигая нормативных показателей. Но даже в такой ситуации сходы составов с рельсов были часты и повсеместны.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 45.jpg

К весне 1953 года в общей сложности было построено около 700 километров Великого Северного пути, больше половины всей длины магистрали, но 25 марта 1953 года выходит очередное постановление Совета министров СССР, согласно которому строительство железной дороги Салехард — Игарка прекращалось. Началась немедленная и стремительная эвакуация рабочей силы. По большинству оценок, за несколько месяцев из междуречья Оби и Енисея было вывезено на большую землю до 100 тыс. человек.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 46.jpg

Объяснялось такое волюнтаристское с первого взгляда решение очень просто: 5 марта 1953 года умер Сталин, а вместе с ним была сперва вроде бы законсервирована, а потом окончательно брошена и Трансполярная магистраль. Железная дорога, невиданными темпами сооружавшаяся в экстремальных природных условиях, оказалась стране не нужна.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 47.jpg

Всего в землю и болота западносибирской приполярной тундры было в буквальном смысле закопано 3,2 млрд рублей, так нужных поднимавшемуся из руин Советскому Союзу. Эта сумма составляла 12,5% капитальных вложений СССР в железнодорожное строительство за пятилетку 1946—1950 годов и около 2% всех капитальных вложений СССР за тот же период. Сколько жизней унесли стройки 501 и 503, точно уже не установить.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 48.jpg

Строительная, железнодорожная техника и прочие материальные ресурсы, которые можно было эвакуировать, были вывезены с магистрали, остальное просто брошено, как, например, это депо у реки Таз с несколькими паровозами серии «Ов», легендарными «овечками», самым массовым паровозом Российской империи. Участок с ними был изолирован от остальной дороги, поэтому паровозы и остались здесь своеобразным памятником «стройке века».

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 49.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 50.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 51.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 52.jpg

Дорога была обречена на быстрое умирание. Крайне низкое качество строительства и описанные выше климатические и природные условия вызвали ее стремительную деградацию. Разрушившееся и покореженное под немыслимыми углами полотно, вздыбившиеся буграми мосты, гнилые остатки бывших лагерей — такое зрелище сейчас представляет собой Трансполярная магистраль, несостоявшийся Великий Северный путь и нынешняя Мертвая дорога, мечта многих любителей заброшенных объектов.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 53.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 54.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 55.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 56.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 57.jpg

Пережило ее немногое. Еще в конце 1940-х годов вдоль всей магистрали проложили телеграфно-телефонную линию, обеспечившую надежную связь с Игаркой. Долгое время, до 1980-х, обслуживающие ее специалисты Министерства связи СССР оставались единственными, кто использовал остатки Трансполярной на регулярной основе по прямому назначению, передвигаясь по ней на самодельных дрезинах.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 58.jpg

В 1955 году другое министерство — путей сообщения — приняло на свой баланс и железнодорожную ветку Чум — Лабытнанги, первую очередь магистрали. Она успешно действует по сей день.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 59.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 60.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 61.jpg

После начала разработки в 1960—1970-е богатейших запасов углеводородов в Западной Сибири железная дорога в эти края вернулась. Была построена ветка в Надым и Новый Уренгой, но не с запада или востока, из Салехарда или Игарки, а с юга, из Тюмени. «Газпром» построил и ветку на полуострове Ямал, соединившую местные нефтегазовые месторождения с линией Чум — Лабытнанги в районе станции Обская.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 62.jpg

Кроме того, в настоящее время российские власти реанимировали и проект магистрали в широтном направлении, из Надыма в Салехард. Сейчас в разгаре строительство соответствующей автомобильной дороги, за которой должна последовать и дорога железная. Кто знает, возможно, когда-нибудь давний проект Великого Северного железнодорожного пути, о котором мечтали еще до революции, все же будет реализован. Нефть и газ — отличные мотиваторы.

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 63.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 64.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 65.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 66.jpg

Сталин – талантливый хозяйственник? Три ха-ха + Фото 67.jpg

Оригинал статьи


Оставить комментарий

Lena Fischuk 08.07.2015 00:07
сверхдержава
Dima Rudenko 10.07.2015 23:38
была !!!!!!!!!!!!!!!!теперь лишь воспоминания !!!!!!!!!!!труха и тлен !!!!!!!!современности !!!!!!!!!
Vanya Susuev 12.07.2015 12:07
Прочитал статью, первое впечатление такое - Сталин, бяка, мучил рабочих и строил ЖД на севере, в 90х критиковали, мол а зачем он ЖД там строил?, а тут бац появилась РЖД, которая решила Сталинские северные дороги доделать, потому, что это верх необходимости, ну и кто был в итоге прав?
Mikhail Grechanyuk 16.07.2015 22:59
Сталин то, Сталин сё. За то сейчас ахуенно живем. Радуемся новому айфону, делаем селфи, питаемся фастфудами. А чуть что строится начинает в Стране, то сразу нахера оно нужно, лучше купить готовое, опять бюджет пилят и всякое такое. Ущербное поколение блять.
Danil Romeyko 30.07.2015 22:40
Конечно же Сталин был прав!! Нужно же как - то бороться с российским бездорожьем!! Такого бездорожья, у нас нет ни в одной стране мира, ни в самой развитой, ни в самой отсталой!! Даже в Индии и Пакистане какие - никакие дороги но есть!! Ну а насчет того, что много погибло людей, то Сталин здесь был не первым и не последним!! Вы думаете, что пирамиду Хеопса, Висячие сады, Акрополь, Парфенон, Пантеон и другие чудеса света строили в комфортных условиях?! Там думаете, строители не умирали?! А в Англии и в США при раннем капитализме на фабриках условия были тоже ужасные, там работали даже дети!! Никого я не демонизирую и не обожествляю!!
Fyodor Ilyin 27.09.2016 16:20
Иосиф Виссарионович мыслил глобально и абсолютно верно. Богатейшие ресурсные районы Западной и Восточной Сибири, а также Якутии требовали наличия транспортной инфраструктуры. Её и создавали по мере и возможностям того времени. Окромя этого объекты строительство имели и военное значение. (Мало кто знает, но только в 1951г. в дельте реки Лена в Быковский протоке была обнаружена тайная стоянка подводных лодок германского Рейха.) А в нынешнее время страна тихо и буднично без всякой помпы строит в тех же местах новую железную/дорогу, ибо места строительство были выбраны абсолютно верно и сохраняют свое стратегическое значение и по сей день.
вольдемар 22.02.2019 20:05

https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
...
Тётя одна пишет, что любит кого-то, а он уехал, и она занялась сексом с другим, чтобы не скучать. И вопрошает, типа нормально ли это, когда любишь кого-то, заниматься сексом с другим? Что по моему мнению нет. Не нормально. И что для нормального, с моей точки зрения, человека, секс и ...
Если в пути откажет ГУР..можно ехать дальше или не ...
Горжусь своими кошками. Понятно что принять нового члена семьи всегда непросто, но они у меня вообще не агрессивные и это очень приятно. Ну пошипели для порядка, это больше превентивно на всякий, но никто не пытался атаковать или обидеть малыша хоть он и пытается есть из чужих мисок на ...
 Дорогие, друзья, френды, блогоприятели и все, все, все!  Представляете, наш главный распространитель ушла ( да, да она, а не он ) в запой ! Она забрала 100 билетов и плнировала взять ещё, на неё был весь расчёт, и, предвидя вопросы, могу ...