Предпоследний звонок
trashina — 03.10.2012Каждый год уважаемый журнал «Русский репортер» с
друзьями ходит составляет
рейтинг ста самых авторитетных людей России, причем в него входят
не просто наиболее популярные в нашем краю персоны, а профессионалы
и знатоки своего дела: общественные деятели, учителя, врачи,
ученые, деятели спорта, предприниматели, юристы, деятели культуры,
сотрудники силовых структур и, разумеется, чиновники – куда ж без
них. Согласно методике ВЦИОМа, выбирали наиболее отличившихся такие
же профессионалы: исследователи сформировали десяток экспертных
выборок, которые, в свою очередь, и определили конфигурацию
рейтинга.
Среди учителей в этом году, по версии журнала, одержал победу Евгений Ямбург – директор московского Центра образования №109. Определяя сегодняшнюю ситуацию в российской школе, Евгений Александрович отмечает: «У нас не реформа образования, а реформа экономики образования. И она оборачивается «сумерками образования», как я назвал одну из своих статей. Еще не ночь, но явные сумерки». С ним солидарна Тина Канделаки, которая вошла в рейтинг самых авторитетных персон в просвещении вторым номером. Учителя сами выбрали Тину за ее проект «Умная школа», который создан для того, чтобы педагоги могли доносить до общества и власти реальные проблемы образования.
А проблем здесь накопилось прилично. В качестве примера
можно привести всенародно любимую певицу Елену «Мичеть» Ваенгу,
которая огорошила публику не столько позицией по известному делу,
сколько количеством ошибок в своем небольшом, но несколько излишне
экспрессивном послании. Хотя оно и понятно – Елена Владимировна
окончила школу в середине суровых девяностых, когда образование
стояло на последнем месте у властей. В общем, каков поп, таков и
приход. Но и сегодня, увы, дело с образованием обстоит не намного
лучше.
Надо сказать, что у нас школа, средняя или высшая, –
закрытый для общества институт. Мало кто понимает, что на самом
деле там происходит: как работают учителя, как
пилятся расходуются бюджетные деньги в
учреждениях, насколько эффективен сам процесс обучения. И это
неправильно: общество должно знать об образовании больше. Знать о
том, где зависает ваш ребенок первые два десятилетия своей жизни –
священное право и долг каждого. В свете этого права имеются
серьезные вопросы к нашим властям, ведь именно они должны
организовывать и направлять в правильное русло всю систему. Но если
вспомнить, например, предыдущего министра просвещения Андрея
Фурсенко, одного из самых одиозных чиновников, автора ЕГЭ и прочих
любимых народом нововведений в школе, за которые любой родительский
комитет распял бы его с восторгом, – становится понятно, что наше
государство не имеет представления о том, куда же должно двигаться
современное образование.
Этот тезис доказывает и прошлогоднее выступление Тины Канделаки в рамках «большого правительства». Тогда она задала президенту Медведеву совсем простой вопрос: «Какова концепция современного образования?» На что Дмитрий Анатольевич ответил: «А я не думаю, что должна быть специальная концепция образования в стране». Да, мир слишком быстро развивается, и совершенно не понятно, что нам будет нужно через 30 лет, но пытаться все же надо, потому что когда не знаешь, куда плыть – никакой ветер не попутный. К сожалению, сейчас наша бессистемная система, которая представляет собой обломки крепкой советской школы, топчется на месте и загнивает, как Запад в советской прессе во времена «холодной войны».
На местах есть высококлассные профессионалы,
например, тот же Евгений Ямбург – они действительно двигают
образование вперед. Есть Тина, которой бизнес, деньги и слава не
мешают заниматься общественными проблемами: она пытается
достучаться до небес власти: але, ребята, ничего,
что у нас дети бездумно поступают в вузы, а после окончания не
могут найти работу? А вы контролируете, на что идут огромные
деньги, направляемые на развитие образования? А как так получается,
что талантливый и бездарный учителя получают одинаковые зарплаты? К
сожалению, власти не дают ответа. Но это вовсе не означает, что
задавать подобные «неудобные вопросы» не нужно.
Сам факт присутствия Тины Канделаки в десятке самых авторитетных профессионалов в образовании, говорит о том, что проблемы этой сферы, которых накопилось более чем достаточно, стали выплескиваться на уровень общества, а это уже предпоследний звонок. Если не начать их решать на федеральном уровне, перенимая как зарубежный опыт, так и наработки наших регионов, прозвенит и последний. Тогда уж точно – кина не будет.