Мари Тегюль, Поль Мак, танго и сказочный Восток
Leonsija — 14.06.2011
Мари Тегюль - бельгийская писательница, потомок эмигрантов из
России, которые в тоже время ведут свой род от рыцаря-крестносца
Готфрида Буйонского (по имени городка Буйон в
Бельгии). Ее литературные труды (повести, рассказы, эссе и
стихотворения) посвящены в основном жизни русских дворян и деятелей
культуры в дореволюционной России. Особое же
внимание Мари Тегюль уделяет Тифлису, где довольно долгое время
жили ее предки. Один из рассказов, носящий название "Танго в
Тифлисе", имеет в основе вполне реальную историю жизни почти
неизвестного в России художника - Павла Петровича
Иванова, работавшим под псевдонимом Поль Мак. Сейчас на
антикварных аукционах наблюдается большой всплеск интереса к
его творчеству, которое довольно необычно...
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Шехерезада 1946
Вот как о Маке написано в предисловии к рассказу Марии Тегюль:
"...Талантливый, но болезненный художник. "Болезненность" Мака
заключалась в его рисунках, технически великолепно выполненных, по
полных эротики, химер, странных фантазий. Все в духе символизма.
Рисунки похожи на Бердслея, и в то же время совсем другие. В
частной коллекции сохранились фотокопии некоторых его рисунков и их
стеклянные негативы. Мак увлекался тогда только вошедшим в моду
танго. Его партнершей была знаменитая танцовщица, исполнительница
танго Эльза Крюгер. Судьба забросила Мака в Персию, где он в
течение 20 лет был придворным художником шаха. Умер в Бельгии в
1967 году." Что ж, символизм - это примета начала ХХ века и
неудивительно, что Мак пошел по этому пути. Его работы похожи не
только на Бердслея, но и на Билибина, на Васнецова, на Соломко. Это
Восток, причем не совсем серьезный: карикатуры, сказочные образы,
фантазии...
Небольшая серия зарисовок-карикатур из восточной
жизни
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Старец и красавица 1924
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Секрет
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Персидские официанты
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Блансировка и катастрофа
1924
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Уличные торговцы 1924
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Старуха-курильщица и египтиянин
1924-1930
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Персидский нищий и странствующий
купец 1924
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) О времена! О нравы! 1924
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) За чашкой чая
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Молитва имама 1953
Павел Петрович Иванов (Пол Мак)
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Восточный мужчина 1943
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Портрет туркмена 1946
А теперь небольшой отрывочек из рассказа Мари Тегюль "Танго в
Тифлисе": "Мак открыл дверь и они оказались на небольшом
балкончике... Он отпер дверь... Ната подумала, уж не на
чердак ли они попали, но оказалось, что это обширная мастерская
художника. Стены были увешаны картинами таких милых и знакомых Нате
тифлисских художников. Тут были, конечно, мифические лани с
человеческими глазами и пышногрудые красавицы с глазами ланей Ладо
Гудиашвили, и не менее, а скорее более роскошные безумства плоти
милейшего Бажбеука, влюбленного во всех сололакских женщин,
которого она почти каждый день встречала на Бебутовской.Отдельно
висели картины польского красавца и чаровника Зиги Валишевского, и
его учителя, огромного и усатого, но такого милого с дамами
Склифасовского. И чудесные тифлисские уголки Адама Мендзыблоцкого,
о котором говорили, что он, когда вернулся в Польшу, то сразу
вступил добровольцем в армию маршала Пилсудского. Ната перевела
взгляд - ну, просто маленький музейчик всех таких хороших, милых,
домашних и безумно талантливых тифлисских художников! В одном из
углов мастерской лежали и стояли кувшины, маленькие и большие,
темнокоричневые, зеленоватые, терракотовые, грудой в какой-то
огромной глиняной чаше лежали всевозможные черепки.
В другой части мастерской было свободное пространство, что-то
вроде студии. Там стояла деревянная тахта, покрытая паласом и возле
нее столик с патефоном и небрежно брошенной кучей пластинок.
Часть мастерской была, видимо, рабочей - там стоял огромный стол,
на котором лежали листы драгоценной старинной александрийской
бумаги, веленевой, с желтизной слоновой кости, японской бумаги воси
из коры шелковицы кодзо, желтовато-бежевой слоновой бумаги,
замечательной ватманской, рыхлой рисовой бумаги, которая
использовалась для того, чтобы прокладывать рисунки, и чуть-чуть
как бы светящейся зеленоватым светом верже. Стояли флакончики с
чернилами, тушью." Так выглядела мастерская художника, который
без мольберта творил сказочные вещи...
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Мудрец 1924
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Нимфы
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Воин
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Мулла
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Обнаженна в интерьере
1965
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Обольщение 1959
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Фанфары в честь воина Монголии
1956
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Шехерезада и олененок
1924
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Шехерезада и павлин 1924
И немного светской европейской живописи Поля Мака
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Дама с голубыми глазами
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Царевна
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Русская красавица 1945
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Дама с пером 1948
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Стоящая женщина и слуга
Павел Петрович Иванов (Пол Мак) Дама в шляпке
Полностью работу Мари Тегюль можно прочесть вот здесь: Танго в Тифлисе