рейтинг блогов

Холодные берега Югории

топ 100 блогов varandej24.08.2015Путешествия Холодные берега Югории

Между старинным Русским Севером и таёжной Сибирью вклинивается ещё один северный край по обе стороны Урала, в низовьях Оби и Печоры. Не столько русский, сколько финно-угорский Север, край великих болот, населённых почти осязаемыми духами во главе с таинственной Золотой бабой, которым поклоняются ханты, манси, селькупы и ненцы и с которыми считаются даже седьмой век как православные коми. Край, покорённый русскими очень давно, и на холодных обских берегах не так уж редко можно встретить изящную каменную церковь 18 века. И если по вертикали этот край скрепляет каменный пояс Урала, то по горизонтали - сталинские железнодорожные магистрали, "живая" в бассейнах Вычегды и Печоры и "мёртвая" в болотах Оби. Ещё это край, в котором пахнет нефтью, нынешнее экономическое сердце худеющей на глазах концепции "углеводородной сверхдержавы", где над тайгой пылают факелы месторождений, а города, дороги, предприятия растут и строятся буквально на глазах, оттесняя коренных жителей и духов всё дальше и дальше в болота и тундры. В общем, край с очень целостными и прошлым, и настоящим, явно заслуживающий собственного названия. Может быть, Малая Сибирь (по аналогии с Малой Азией), а может быть - Великая Югория.

Наше с Константином Холодные берега Югории nord_ursus августовское путешествие в этот край было для меня не первым (см. по тэгу, и не удивляйтесь, что в нём же оказалось и украинское Закарпатье с его венгерским прошлым), но - главным. И кажется, югорские духи были к нам благосклонны - после сложнейшей подготовки всё прошло буквально на одном дыхании и даже лучше, чем я ожидал.

Началось всё с того, что нас было не двое, а пятеро - слева автостопщики Дима и Лена из Кирова, справа Констнатин Холодные берега Югории nord_ursus и аргентинец (!) Пато, уже пару лет живущий в России и преподающий испанский язык; посредине, за меня - мой рюкзак, на заднем плане ненцы на причале Салехарда. Мы с Константином и кировчане с Пато совершенно случайно задумали в одно и то же время один и тот же маршурт, а так как теплоход из Омска на север отправляется всего раз в месяц, разминуться мы не могли.

2.
Холодные берега Югории

Но начинал путешествие я один, и хотя оно было богато на необычные виды транспорта, в Омск меня вёз прозаичный поезд:

3.
Холодные берега Югории

За целый час его стоянки в Екатеринбурге я успел покататься на метро, достичь открытой с моего прошлого приезда (декабрь-2011 ненадолго) станции "Чкаловская". На фото, впрочем, не она, а старая добрая "Уральская". Через Екатеринбург, с упором на метрополитен, лежал мой путь на Югру и в далёком 2009-м:

4.
Холодные берега Югории

Омск нынче принято не любить. Так сказал Варламов, а "у него совершенный художественный вкус". Уж не знаю, чем омичи так насолили топоблоггеру №1, но этот огромный и шумный город, одинокий мегаполис на краю степи, он охаял совершенно напрасно. Омск - один из красивейших городов Сибири с прекрасно сохранившимся историческим центром, как каменным, так и деревянным:

5.
Холодные берега Югории

За экскурсии по которому спасибо Алексею Холодные берега Югории panteleich.

5а.
Холодные берега Югории

Традиционно отличавшийся от других миллиоников закрытостью и территориальной обособленностью, Омск - город со своей атмосферой и неповторимым колоритом. Местами, впрочем, оправдывающим славу "столицы наркоманского юмора".

6.
Холодные берега Югории

Зато - родина и единственный дом Егора Летова:

7.
Холодные берега Югории

Нет, на самом деле тут конечно не всё благостно, и на фоне других милионников Омск явно если не деградирует, то выбывает из их гонки, теряя одну за другой свои крупнейшие компании (от выведенной в Питер "Сибнефти" до лопнувшего недавно вместе с проектом Омского метро "Мостовика"), по населению скатившись за постсоветские годы с 6-го места на 9-е и до сих пор не построив ни единой высотки. Тем не менее, это город одного порядка с Самарой или Челябинском, мощный и разноликий, и даже в своём нынешнем упадке он куда богаче и современнее многих других городов. Здесь в общем-то хватает мрачнейших трущоб, но мало где в Сибири я видел так много цветов, в том числе во дворах спальных районов. И вот как на самом деле выглядит воспетый Одуваном район, где блоггеры искали Дохлого Мурзика (за автоэкскурсию по омским окраинам спасибо Холодные берега Югории apalshin):

8.
Холодные берега Югории

В Омске я провёл два с половиной дня, и программа получилась очень плотной - серия о нём внезапно вырисовывается постов на 10. Короче, как Астрахань или Харьков, это полноценный претендент на звание "самого недооцененного города постсоветских стран". На второй день сюда же прибыл Констнатин, а на третий день мы повстречали Диму, Лену и Пато на речном вокзале у теплохода "Родина", который стал нашим домом на следующие 4 дня пути по Иртышу:

9.
Холодные берега Югории

Теплоходинг стал для меня совершенно новым способом перемещения, и перед поездкой я изрядно волновался - а каков там контингент? а не надоест ли 3 дня ехать без остановок? а как быть, если кончатся еда и вода? В итоге всё оказалось душевно, единственный минус - адская теснота 6-местной каюты, которая гораздо меньше вагонного купе. Но контингент на теплоходе оказался на удивление интеллигентным (многие используют его как круизник), в судовом буфете прилично готовили, а пил я припасённый каркаде, заваривая кипятком из специального крана. Ещё теплоход очень стар и с тех времён, кажется, почти не изменился - интерьеры 1950-х годов, как впрочем и всё остальное, заслуживают отдельного поста. Ну а скучать? Мы целыми днями гуляли по палубе, общаясь и любуясь сменяющимися берегами:

10.
Холодные берега Югории

Тем более нашу команду дополнили двое орнитологов, один из которых, седовласый и благородный, был ещё и голландцем. От них мы, например, узнали, что регулярно пролетавший мимо орлан-белохвост на сленге англоязычных орнитологов зовётся в шутку "flying door" ("летающая дверь", или проще говоря "фанера летучая") из-за непропорционально огромных прямоугольных крыльев:

11.
Холодные берега Югории

А пейзажи за бортом сменялись постепенно. Спальные районы и трубы Омска; лесостепи с ивами над водой бесчисленных и жутко крутых иртышских излучин, удлинявших путь, думается, в несколько раз; постепенно наползающая тайга и болота. Иртыш становился всё прямее и шире, из степной змеи-реки превращаясь в величественно-медленную и студёную сибирскую реку. В Тюменской области одна за другой пошли деревни сибирских татар с деревянными мечетями и некрополями:

12.
Холодные берега Югории

Непривычные виды привычных вещей - таких как Абалакский монастырь около Тобольска. По идее, мы должны были проходить его затемно, но за 3 дня пути теплоход опередил график на 7 часов, на малом ходу сумев сбросить обгон часов до 3-4.

13.
Холодные берега Югории

Благодаря чему мы погуляли по ночному Тобольску, в том числе по Подгоре, где находилась пристань. Тобольск, этот Сибирский Киев, как и раньше красив и сюрреалистичен. И гулять ночью в его закоулках оказалось совсем не так уж страшно (хотя вообще-то по крайней мере в 2009-м он имел репутацию города, с ночной прогулки по которому легко не вернуться).

14.
Холодные берега Югории

На палубе большой компанией было весело, и умные беседы об истории, этнографии, природе и геополитике сменялись забавными дорожными историями и почему-то особенно часто - шутками о языковых парадоксах. Так, я узнал, что по-белорусски "прививки для кроликов" будет "прищепки для трусов", что в Польше вещи "для полных женщин" аккуратно называются "для пани пушистых" и что "у Польски клещ шо пшдещ!", а по-шведски "я работаю" звучит как "йа ёбарь". Из проходивших мимо населённых пунктов же более всего запомнились своими названиями Малая Бича, Увальная Бития и Тара. Собственно, всю оставшуюся дорогу "малой бичёй" мы называли лапшу типа ролтона, а бутылка с водой стала "увальной битией", которая по мере опорожнения превращается в тару. Ещё одним лейтмотивом этого путешествия стал сыр "Омичка" - это вовсе не то же самое, что сырок "Штанцы", а разработанный ещё в советское время сладкий плавленный сыр. В Омске купить баночку мы не сподобились, но на борту нас угостили Дима и Лена, и нам очень понравилось. После "Омичка" попадалась нам в магазинах по всему дальнейшему пути, кроме почему-то Салехарда (а вот в Антипаюте - была), и стала играть роль той пачки сигарет из песния Цоя:

15.
Холодные берега Югории

Словом, общение и движение - что может быть прекраснее? Ты стоишь на палубе, и мир сам проходит перед твоими глазами. И ещё - все тебе рады. Ну то есть не лично тебе, а Большому Белому Пароходу, частью которого в глазах людей на берегу ты являешься. Рассказывают, бывало даже такое, что какие-нибудь пьяные рыбаки на радостях зашвыривали на борт пойманных рыбин:

16.
Холодные берега Югории

Так прошло четыре дня, а утром на пятый день группа вновь разделилась - мы с Константином сошли в Ханты-Мансийске, но договорились вновь встретиться в Салехарде и (так как ребята прибывали туда на день раньше нас) заранее купить на всех билеты до Антипаюты в 6-местной каюте.

17.
Холодные берега Югории

Небольшой и почти целиком современный Ханты-Мансийск был мне хорошо знаком ещё с прошлого приезда в 2009-м, и прямо сказать, с тех пор не сильно изменился - но впечатляет уже не так: кажется, с годами отрыв югорских и ямальских городов от общероссийских становится всё меньше и меньше. Тем не менее, по Хантам было приятно погулять, обновить впечатления (тем более в летнем облике), и восполнить два своих главных тогдшаних пробела - интереснейший и очень "атмосферный" Музей природы и человека и в общем разочаровавший Археопарк со скульптурами древних животных у подножья чугаса. Как и раньше, местами Ханты-Мансийск достоин Хельсинки, а местами - обычная угрюмая Сибирь кривых деревянных бараков.

18.
Холодные берега Югории

В Старом Самарове, где находится совмещённый Авторечвокзал, на ветхой деревянной лестнице на склоне чугаса мне на палец вдруг села стрекоза. И я понял, что это добрый знак - в образе стрекозы (хотя и не только её) является "За Миром смотрящий", один из главных духов хантыйского пантеона, которого ханты-двоеверы отождеставляют с Христом (а Бог-отец - соответственно, верховный дух-творец Торум).

19.
Холодные берега Югории

Утром мы продолжили путь вниз по реке, только теперь не на медленном теплоходе, а на "Метеоре" - этом шедевре гениального корабела Ростислава Алексеева, о котором я когда-то уже писал. В общем-то он летит не быстрее автобуса, километров 40-50 в час... но по ощущением кажется, будто он делает километров 200.

20.
Холодные берега Югории

Чуть ниже Ханты-Мансийска плавучая часовня отмечает устье Иртыша, внешне впрочем больше похожее на русло Оби (направление задаёт именно Иртыш), теряющаяся в бесчисленных протоках. Наш дальнейший путь лежал по Оби, и "Метеору" до Берёзова лететь было 12 часов:

21.
Холодные берега Югории

Сёла всё глуше, люди все колоритнее, берега всё красивее:

22.
Холодные берега Югории

Но и здесь видна история. Вот скажем под крупным ПГТ Октябрьским скрывается древнее село Кондинское, и церковь на берегу - не новодел, а честный 18 век. Обратите внимание и на общую ухоженность крупных югорских посёлков - хотя нефти в этой части ХМАО нет:

23.
Холодные берега Югории

Отдельным впечатление стала часовая стоянка в Приобье, куда подходит железная дорога. Поезд скоро пойдёт в Москву, а пассажирка у вагона по мобильнику обещала кому-то скоро "прыйыхать"... в Западной Сибири традиционно много украинцев, а также азербайджанцев и татар - народ ехал туда из старых нефтяных регионов. Вот так и воюем, что аж народ ездит друг к другу поднимать экономику:

24.
Холодные берега Югории

Берёзово - старинный ПГТ, где в ссылке умер Меньшиков, а кладбищенская церковь соседствует с древним хантыйским святилищем, от которого осталась лишь священная роща. Здесь глухомань, и летом сюда можно только доплыть или долететь. И местами Берёзово изрядно запущено и откровенно бедно, но в нём тоже есть отличный музей.

25.
Холодные берега Югории

Здесь начинался один из самых сложных этапов путешествия - поездка к ханты. Дело в том, что ещё в прошлый приезд в музее Нефтеюганска я узнал, что ханты и манси несмотря на весь нефтяной бум продолжают вести в тайге традиционную жизнь, поклоняясь своим богам, идолы которых прячут в Священных амбарах. Тогда я очень захотел увидеть это своими глазами, и ещё в Москве путём сложной комбинации звонков и писем вышел на людей, готовых мне в этом помочь. Теперь нашим транспортом стала моторная лодка, на которой вместе с деловитым хантом-рыбаком Петром Герасимычем мы преодолели около 60 километров по лабиринтам обских проток:

26.
Холодные берега Югории

Сначала мы прибыли в деревню Теги - следующая после Берёзова остановка "Метеора" вниз по Оби, и (ведь имея договорённости с местными чиновниками, мы были уже не праздными туристами, а корреспондентами) там через администрацию заночевали в огромном интернате. В этих краях большинство сельских школ - интернаты, куда на лето собирают детей из тайги и тундры.

27.
Холодные берега Югории

Конечной же целью был Юхангорт - крошечное местечко среди проток, по сути дела хутор с жилой избой, старым курным домом, используемым теперь для застолий, лабазами "на курьих ножках" и скрытым в рощице за забором и болотцем Священным амбаром, хранителями которого и является живущая тут семья из знатного хантыйского рода Новьюховых. Один из лабазов был для рода поважнее всех кладбищ - там в сундуках хранились вещи предков. И нам не открыли Священный амбар, не разрешили его сфотографировать, не показали ничего из культовых вещей... но почти такие же вещи мы видели в музеях, а вот блеска в глазах хранителя, трепетно берегущего родовые святыни древнего народа, в музее не увидишь.

28.
Холодные берега Югории

Последним впечатлением того дня в наползшей серой хмари стало хантыйское кладбище в Тегах. Всё же именно кладбища - самое наглядное наследие того или иного небольшого народа. Хотя вообще-то сами ханты не очень-то колориты - обычные, в сущности, сибиряки, живущие рекой и тайгой, и лишь иногда переходящие на непоянтный русскому уху язык, родственный венгерскому. Жаль, не довелось познакомиться с манси, но по словам Герасимыча, ханты с ними не очень-то общаются и мансийского языка не понимают.

29.
Холодные берега Югории

Единственное, кстати, место, где нас покусали комары и мошки - вопреки ожиданиям, болотный край оказался ими небогат, видимо их уже побили первые заморозки. Ну а после ночи в холодном интернате мы вышли на пристань и сели в следующий "Метеор". На Оби разыгрывался шторм:

30.
Холодные берега Югории

"Метеор" ехал страшно переполненным, беря пассажиров стоя, и если в Тегах и Азовах места хватило всем, то в Мужах взяли дай бог половины людей на пристани, а в Шурышкарах и вовсе никого. Страшно подумать, что было бы, не найдись места уже в Тегах - мы бы застряли здесь на два дня.

31.
Холодные берега Югории

В Салехард мы заехали часа на три - у речного вокзала уже стоял "Механик Калашников", систершип "Родины", наш дом на следующие пять дней до Антипаюты. Обратите внимание, кстати - в Салехарде находится едва ли не единственный речной вокзал постсоветской постройки. Это о том, как много значит мир Оби и её проток для этого края, а о бесчисленных встречных судах и их огромном ассортименте (теплоходы, "Метеоры", "Ракеты", "Зори", "Линды", "Черноморцы", не говоря о разного рода буксирах, паромах и баржах и т.д.) впору писать отдельный пост. И здесь говорят не "поехать в Антипаюту", а "поехать на Калашникове"... вот только из-за тихоходности водного транспорта путь этот занимает в один конец почти столько же, сколько до Москвы на поезде.

32.
Холодные берега Югории

Простор Обской губы, по которой нам навстречу один за другим шли буксиры-тягачи с 2-3 баржами, я уже показал на заглавном кадре. С опережнием графика мы прибыли и с опережением же покинули Новый Порт. "Новый" он уже лет этак 90, а стоит он на берегу Ямала - то есть не Ямало-Ненецкого округа, а собственно Ямальского полуострова к западу от крупнейшего в мире эстуария Обской губы. И это был мой первый НАСТОЯЩИЙ Крайний Север, куда нет дорог, а кругом лишь мерзлотная болотистая тундра:

33.
Холодные берега Югории

Тут и главная достопримечательность - Мерзлотник, крупнейший в мире естественный холодильник местного рыбзавода. Директор Сергей Степанович и заведующий цехом старый инженер Александр Николаевич охотно идут на контакт, последний лично водит экскурсии по этой вырытой в 1950-х годах ледяной пещере. Каждую путину сюда свозят до 2500 тонн рыбы, но в августе в коридорах пусто и свежо:

34.
Холодные берега Югории

А вот колорит Крайнего Севера, проще говоря - Края Земли. Чудные средства передвижения типа трэколов (обычные машины на гигантских колёсах) и дома на сваях, вбитых глубже оттаюващего летом слоя вечной мерзлоты. Над посёлком постоянно снуют вертолёты "Газпрома" в столицу его промыслов Ямбург на той стороне губы, а в тундре на горизонте виднеются факелы - единственный раз за всю эту поездку (в то время как в феврале-2009 между Сургутом и Ханты-Мансийском эти факелы были на каждом шагу). По Ямалу ныне проходит самая северная в мире железная дорога, уходящая за 71-й градус, но ни туда, ни в Ямбург посторонним практически невозможно попасть - думается, даже с военными договориться проще, чем с "Газпромом".

35.
Холодные берега Югории

Ну вот и наша цель - Антипаюта. Её стоит поискать на карте - Обская губа образует характерную "лямбду" с Тазовской губой, севернее которой Ямалу противолежит Гыданский полуостров, и вот на его южном (то есть обращённом к Тазовской губе) берегу, у древнего пути в бывшую Мангазею, и стоит Антипаюта - маленький и в общем-то убогий посёлочек, тундра вокруг которого буквально усеяна чумАми.

36.
Холодные берега Югории

Я и здесь заранее, через вконтакт, отыскал человека, готового нас покатать по окрестностям на моторной лодке, и мы поехали вверх по реке Антипаютаяха. Фантастическое на взгляд жителя Большой земли ненецкое кладбище ("хальмер"), где нам повстречалась севшая на одну из могил полярная сова:

37.
Холодные берега Югории

И ещё выше на правобережных буграх настоящее стойбище, куда часть населения посёлка перебирается на лето охотиться и ловить рыбу. Увы, оленЕй мы не видели - они намного дальше, на тундровЫх пастбищах (кстати, в обиходе "тундрой" ненцы только оленьи угодья и называют, а тут ещё посёлок). Ненцы мне очень понравились - самобытный, дружелюбный, какой-то очень тёплый народ со своей внутренней гордостью. Ненцы оказались совсем не туземцами, они не чужды многих благ цивилизации, и я бы сказал, живут как минимум не хуже также склонных к полукочевому скотоводству киргизов. Чум, как и юрта, просто прошёл испытание временем, а с ним и малица, и нарты, и многое другое, мирно уживающееся со спутниковым ТВ и гаджетами у детей.

38.
Холодные берега Югории

Покидали стойбище, дабы не промочить ноги в болоте (что мы сделали по пути туда от берега) мы на самом экзотическом в моей жизни транспорте - деревянных нартах, привязанных к бурану:

39.
Холодные берега Югории

А ещё на теплоходе с нами подружился Катцо Салиндер, один из самых уважаемых людей в Антипаюте - там его все знают, а телефон у него разрывается от звонков как у бизнесмена. На самом деле его зовут Хатсоп, что в переводе значит "Родившийся в пургу", а Катцо он стал в армии, где служил с грузинами. Он проводил нас и на обратный теплоход, где мы на прощание сделали такою вот фото - аргентинец и ненец, антиподы с противоположных сторон Земли, большую часть времени живущие вверх ногами друг относительно друга (ну и я докучи справа в неприглядном каком-то виде).

40.
Холодные берега Югории

"То неловкое чувство, когда Салехард - это на юг", как заметил Константин. На обратном пути в Новом Порту на теплоход подсело двое крепких мужиков, в которых я сразу узнал выходцев из Донбасса. Они были из Луганска, один из них и вовсе оказался настоящим ополченцем и много рассказывал собиравшимся вокруг него обитателям теплохода о войне, которая (по Толстому, а не по рассказчику, ясен пень!) "не подвиг, а самое гадкое дело в жизни". "Сначала было страшно, потом все привыкли, и когда по нам Градам хреначат, я даже не просыпаюсь"; "Был недавно в Москве, на 9-е мая. Слышу залпы, и не могу понять, что такое - ни на одну известную мне арту не похоже; потом дошло, что салют"; "И не верьте фильмам, что солдатам убитые во сне являются. У меня их столько уже было, а сплю спокойно. На войне дело такое - есть враг, которого нужно убить". Впрочем, он ещё не вернулся с войны в полном смысле слова, и чёрт знает, что он скажет (если останется жив) лет через пять-десять. Ну а как его из Луганска занесло аж на Крайний Север - история умалчивает, на вопрос об этом он грозно отшутился "Ты что, опер, что ли?". Но странно и страшно, что куда бы я ни ехал, хоть на Амударью, хоть на Обскую губу - отголоски украинской войны хоть раз да встретятся повсюду. Так что лучше дадим глазу отдохнуть на просторе Оби - такая она в своих низовьях, попробуйте разглядеть с обеих сторон берега:

41.
Холодные берега Югории

Салехард не то чтобы разочаровал, скорее - оказался ровным таким, каким и ожидалось. По сравнению с Ханты-Мансийском он кажется меньше и потому завершеннее, но Ханты-Мансийск какой-то более живой. Да и архитектура в Хантах поизящнее, Салехард же - царство туркостроя, больше всего похожий на Маленькую Астану.

42.
Холодные берега Югории

И как и в Астане, или в том же Ханты-Мансийске, немалую часть Драхеласа (как его иногда называют в шутку) составляют трущобы (в данном случае барачник). Но здесь их красной нитью пронизывает наследие Мёртвой дороги, или Стройки-501 - магистрали, что в 1950-е годы тянули отсюда через весь Западно-Сибирский север на Енисей, в Игарку и видимо дальше в Норильск. Строили её, естественно, з/к, и Хрущов широким жестом закрыл стройку и всех вывез на материк, историки и инженеры же по сей день спорят, можно ли было довести её до конца, завезя на место заключённых вольнонаёмных рабочих? Так или иначе, сейчас живы лишь два её участок - Чум-Лабытнанги западнее Оби (благодаря которому Салехард через заречный город-спутник Лабытнанги связан поездами с Москвой) и Надым-Коротчаево в центре Ямало-Ненецкого АО. А восточнее в тайге сохранились целые заброшенные станции с паровозами в кустах. Но кое-где остатки колеи встречаются и практически в черте Салехарда:

43.
Холодные берега Югории

В Салехарде нас встречал Александр Холодные берега Югории sibir79 и, вместе с ним, чета байкеров Иван и Ольга. У них в гостях и завершилась прогулка по Городу на Полярном круге, нас угостили строганиной из муксуна (белая) и оленя (красная). Лов муксуна ныне, кстати, запрещён, и тем не менее продают его в Салехарде на каждом углу. Ещё я ел муксуна в виде ухи, но каноничен он именно в строганине. Вкус правда не похож ни на одну другую рыбу.

44.
Холодные берега Югории

Последний день на Севере обернулся внезапным подарком - по приыбтии от Александра я узнал, что мне готова предложить свою помощь компания "Ямалтур". В принципе если бы я знал об этом раньше, меня бы свозили куда-нибудь в горы Полярного Урала, например на Ледник Романтиков, да и обратный билет я бы брал не от Лабытнанги, а от какой-нибудь станции в горах, ну а так вариантов оставалось немного. Меня пристроили к группе суровых сибирских туристов, ехавших в горы порыбачить и поохотиться на красной "шишиге" - грузовике ГАЗ-66, которому ничего не стоит переехать вброд немаленькую реку:

45.
Холодные берега Югории

И этот рейс по дождю и бездорожью, у подножья сурового Рай-Иза, а затем через уютную Нефритовую долину, стал сильным впечатлением. С поезда эти суровые горы тоже видны - но не так близко. Об этой поездке будет как минимум один пост:

46.
Холодные берега Югории

Группа поехала дальше, я же сошёл в заброшенном посёлке Полярный. Посёлки-призраки, не выдержавшие условий капитализма - неотъемлемая часть Крайнего Севера, но здесь жизнь теплилась на турбазе, где я в последний раз за это путешествие повстречал Диму и Лену, приехавших в тот же день на поезде.

47.
Холодные берега Югории

Вот ещё пример северной экзотики - трицикл или каракат:

48.
Холодные берега Югории

Из Полярного (о.п. 110-й километр) я уехал культовым поездом Воркута-Лабытнанги обратно. В поезде повстречалась хантыйка в национальном одеянии:

49.
Холодные берега Югории

А это уже "Полярная Стрела" Лабытнанги - Москва идёт по Республике Коми. Надо сказать, фирменная она только через день, и дороже в полтора с лишним раза. Несмотря на пафосное название, плохо понимаю, за что такая переплата - вагон конечно новый, но не первой свежести... зато почти пустой, ведь в конце августа народ массово едет не на юг, а с юга.

50.
Холодные берега Югории

Напоследок - станция Печора на воркутинской магистрали, единственная из крупных упущенная мной зимой-2011, когда я путешествовал по Республике Коми. То путешествие было одним из лучших, а серию о нём я вообще считаю лучшей в истории своего журнала. Чем-то близок мне этот Югорский Север, и я верю, что где-то в болотах манси по-прежнему прячут от русского глаза Золотую богиню.

51.
Холодные берега Югории

А ещё есть Ненецкий автономный округ, есть День Оленевода с разных городах, есть Сургут, Нижневартовск, Новый Уренгой и Надым, есть те самые заброшенные станции в тайге Красносельскупского района. Так что запускаю новый цикл - "Координаты Югории", это дело ещё на пару лет (если, как теперь приходится добавлять, не случится всё-таки ПШСДЕШ).

Несколько постов выложу скоро, а большая часть серии подождёт до осени, где будет чередоваться с постами про Узбекистан. Сибирское лето закончилось вслед за Туркестанской весной. Ну а куда поехать после среднеазиатских песков и холодных сибирских болот? Конечно же, в Крым! Уже через пару недель.

Примерный план рассказа.
- Дружинино и Екатеринбург. Зарисовки по дороге.
- Екатеринбургское метро. Новая редакция.
- Омск (8-10 постов).
- Теплоход "Родина".
- Речные суда Иртыша и Оби.
- Иртыш (6-7 постов).
- Ханты-Мансийск (4-5 постов).
- О югорской традиционной культуре (1-2 поста).
- Обь. От Ханты-Мансийска до Берёзова.
- Берёзово.
- Теги и Юхангорт. Мир ханты.
- Обь. От Берёзова до Салехарда.
- Салехард (2-3 поста).
- Обь. Низовья и губа.
- Новый Порт.
- Антипаюта и окрестности (1-2 поста).
- Полярный Урал (2-3 поста).

P.S.
Благодарности:
- компании "Северречфлот" - за сотрудничество, предоставление броней и экскурсии по теплоходам.
- администрации Берёзовского района и общественной организации "Спасение Югры" - за информацию о местах традиционной культуры ханты и помощь в организации поездки к ним.
- всем хорошим людям, упомянутым и не упомнянутым по тем или иным соображениям в посте.
- вам, дорогие читатели, так как это была по сути первая моя поездка, почти полностью проспонсированная через "Варандей-фонд", когда зимой я выразил опасения, что после запланированного на весну путешествия в Среднюю Азию на всё остальное мне может уже не хватить. Надеюсь, эта традиция будет продолжаться всем кризисам назло!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера принял душ с собачьим шампунем. Не привык еще, что в ванной кроме моих шампуней, есть еще и собачьи, ну и схватил не глядя. Теперь жду не только повышенной шелковистости , но и чувствую себя немного Шариковым. Наверное поэтому , поутру ...
перебираюсь на ...
Для чего обществу нужно, чтобы его члены были грамотными (в прямом, языковом смысле). Является ли эта потребность практической, сакральной или ритуальной? Нужна ли она для идентификации членов нации? Или для маркировки их статуса? Сейчас в ГП ...
Отдам за ненадобностью: 1) Подушку (с синтетическим наполнителем) 70*70см, 2) Детский развивающий коврик, 3) Письменный стол. Столешница 650*1150. Высота 750мм. Очень б/у, но вполне целый. Три выдвижных ящика, коричневый, со столешницы частично слез лак. Забирать на ВИЗе. ...
13:46. Путин: если США проведут испытания ядерного оружия, то и мы проведем. 13:42. Путин: все осталось в прошлом, наши отношения — целиком заслуга США. 13:41. Россия не допустит американских инспекторов на российские объекты по ДСНВ, заявил Путин. 13:17. Он поблагодарил ...