Доброе утро!
stalic — 07.10.2013Солнце сгоняет туман вниз, к Рейну, освещая верхушки гор, колокольни и крыши.
Я проснулся сегодня позже обычного - вчера лег спать далеко за полночь, возвращался из поездки по Европе.
Уголок Европы, по которой путешествовал, обязательно покажу, но не показать сегодня же Кельнский собор просто не могу!
Фотографировать Кельнский собор очень сложно. Со всех сторон его теснят коробки, понастроенные в бурные 60-70-е.
Видимо, теперь для фотографов-профессионалов только один выход из положения: снимать его кусками и склеивать в единое целое.
Но как быть вот с этим?! Торговые палатки прилепили прямо к собору.
Видимо, только сын человеческий с бичом в руках сможет вразумить святых отцов и призвать их к подобающему поведению:
нет таких денег, ради которых на стенах собора можно позволить размещать рекламу!
Торгуете свечами - хорошо, будем считать их символическими горлицами, собираете пожертвования - да, без этого нельзя, но посмотрите, что оставили в наследие ваши предки! Как можно уродовать и калечить результат тяжелого труда нескольких поколений, результат Божьего вдохновения, в конце концов?!
Здесь молча, потому что люди еще не придумали слова, которыми можно описать кружева, сплетенные из камня.
Даже музыкой невозможно описать такое, даже гениальный Бетховен, даже спустя несколько сотен лет не передает и десятой доли красоты, которую создали каменщики и скульпторы, стекольщики и художники.
Есть современные компьютерные программы для создания архитектурных проектов.
Если посадить самых продвинутых пользователей этих программ за десяток компьютеров, то за сколько лет они смогут хотя бы просто прорисовать все то, что уже воплощено в камне?
Знаете, каких размеров крестоцвет, венчающий шатры башен? Снизу его и не разглядеть, но прямо перед собором поставили копию одного из них - кажется, этот камень не менее 10 метров в высоту.
Если бы сейчас решили поднять такое сооружение на высоту башен, то как бы обошлись без вертолета?
А как это сделали семьсот с лишним лет назад?
Я не скульптуры и не резьбу на сводах стрельчатой арки хочу показать. Обратите внимание на форму камней, из которых сложена колонна! Даже современными фрезерными станками, шлифовальными машинами и чем угодно еще придать такую форму камням очень сложно. Но все это сделано руками примитивными по сегодняшним меркам инструментами и это - самое простое из того, что видит глаз.
Барельефы и скульптуры - ладно, но повторяющиеся элементы в арках - их кто делал? Сколько людей трудилось над ними? Где они стучали молотками по зубилам, отесывая камни, сколько зубил было сработано, пока строился этот храм?
Посмотрите на постамент, на котором стоит Дева Мария.
Здесь кончается ремесло, здесь начинается высокое искусство. Это живые лица, они абсолютно точно передают происходящее, и веришь - в этот момент лица просто не могли быть другими.
Космические корабли, говорите, падают у вас?
Эх!
Витражи, здесь все кажется понятным. Но градиент в тенях на складках одежды передан так, как не всякая современная камера умеет!
В соборе несколько органов, а мне интересно - который из них самый старый? А трубы этого старого органа служат те же самые, что поставили семьсот с лишним лет назад или их меняли?
Еще подумалось: ведь те, кто начинали строить, не увидели храм законченным. Представляете, трудиться всю жизнь и не увидеть завершение своего дела?
Не услышать эха в сводах, которые буквально поют - каждый свод имеет свой тон, резонирует на какой-то одной ноте, а вместе они складываются в хор. Любой звук - вскрик ребенка, стук, что угодно, отражается от стен, колонн, сводов делится на десятки других и поток звуков ниспадает вниз не просто шумом, а уже разложенным на ноты, которые складываются в аккорды и мелодию.
Вот как луч света сквозь призму раскладывается на радугу, так и любой звук в Кельнском соборе превращается в музыку.
Скульптура в центре теперь подсвечивается электричеством, а раньше как было? Наверняка, подсветка была задумана изначально!
Камень различных оттенков серого подсвечивается витражами и обретает цвет, становится живым.
Я всегда в храмах вверх смотрю, а, оказывается, надо смотреть и вниз!
Ведь чудо продолжается даже под ногами!
Это надгробие. В соборе много захоронений, большинство из них однотипные: мраморные кардиналы лежат на черном граните, молитвенно сложив руки на груди. А каким был при жизни этот человек, раз его даже после смерти изобразили таким живым?
В храм заходят люди разных верований и религий, возможно и неверующие вовсе. Но храм всех уравнивает, он каждого заставляет почувствовать свое место в этой жизни и моментально, это сооружение без лишних уговоров убеждает - Бог есть. Нет никакой другой силы, нет никакой другой цели, которая могла бы вдохновить десятки тысяч людей, не знавших друг друга, живших в разные времена, наверное, даже разговаривавших на разных языках и диалектах, собраться вместе и на протяжении десятилетий строить единое, безупречное гармонически, восхитительное даже через почти тысячу лет своей истории здание.
Эта часть выглядит просто.
Но вот эта скульптурно-изобразительная композиция рассказывает все Евангелие! Жаль, что нельзя подойти и рассмотреть поближе, да и хватит ли всей жизни одного человека, чтобы рассмотреть и описать в этом соборе все, что создали руки человеческие?
Сколько людей окунули пальцы свои в эту чашу за ее историю?
А сразу за стенами собора, уже на его ступенях - простая жизнь.
Да, самая простая: яркая, такая разная, со всеми полутонами от греха до святости, от мудрости до безумия.
В Кельн я ездил на обычной электричке.
На обычном трамвае.
И возвращался тоже в обычной электричке. В обычной?
Знаете, вот такая "обычная электричка" всего лишь малая часть обычной жизни в Германии, где все продумано до таких же деталей, как в здании Кельнского собора. Просто они столетиями находят недостатки, нарушающие гармонию и устраняют их, шлифуя среду вокруг себя и приспосабливая ее, притирая под обычную жизнь, под обычные потребности. А теперь спросишь: кто все это сделал? И нет ни одного конкретного имени - народ сделал, сотни миллионов людей живших на этой земле, строивших эту страну, дороги, электрички, писавших законы, ошибавшихся, совершавших преступления, каявшихся и продолжающих жить.
Кто нам мешает?
Кто мешает думать не о временном, не о сегодняшнем, но и о том, что останется после нас?
|
</> |