Звук пощёчины
lovers_of_art — 07.04.2023Фраза поэта Иннокентия Анненского - "Достоевский прав: звук пощёчины действительно мокрый" –
прозвучала тогда в наступившей тишине громко и внятно.
Спустя годы участники происходящего не могли точно вспомнить все обстоятельства дела,
но фразу эту про Достоевского и звук пощёчины запомнили все.
И то, что после неё обстановка как-то разрядилась.
Дело было в мастерской художника Александра Головина на чердаке над сценой Мариинского театра.
В тот вечер в ноябре 1909 года в мастерской было много народу.
Для обсуждения коллективного портрета собрались почти все сотрудники журнала "Аполлон".
И именно здесь, что называется - при всём честном народе,
поэт Волошин дал пощёчину поэту Гумилёву (разумеется, замешана дама).
Гумилёв - Волошин:
Но сейчас речь пойдёт о пощёчинах литературных.
И о поводах к дуэли.
Нужно сказать, что в русской классической литературе пощёчин не так уж и много.
Потому что это уже была чрезвычайная крайность - пощёчина.
Поводом для дуэли достаточно было оскорбительных слов.
Первая (хронологически) пощёчина была у Достоевского в "Идиоте" и она не была "сухой или мокрой".
Она была подлой. Незаслуженной.
Слабому - от сильного в последней степени бешенства этого сильного.
(иллюстрация 2016 года, роман "Идиот", художник Михаил Гавричков (род. в 1963 году)
Когда Настасья Филипповна пришла в дом к Иволгиным и страсти накалились, Ганя замахивается на сестру Варю.
Удар пришёлся бы со всей силы ей в лицо, но "вдруг другая рука остановила на лету Ганину руку.
" - Да вечно, что ли, ты мне дорогу переступать будешь! - заревел Ганя, бросив руку Вари,
и освободившеюся рукой, в последней степени бешенства, со всего размаха дал князю пощёчину..."
Понятно, что там (в "Идиоте") ни о какой сатисфакции и речи быть не могло.
"- Ну, это пусть мне... а её... всё-таки не дам!.. - О, как вы будете стыдиться своего поступка!".
То есть полное непротивление злу насилием,
не зря князя Мышкина Достоевский Львом Николаевичем назвал...
Спустя три года у того же Достоевского, в "Бесах" - вторая пощёчина.
И опять полна горница людей.
иллюстрация 2016 года, роман "Идиот", художник Михаил Гавричков (род. в 1963 году)
Бывший студент Шатов - "размахнулся своею длинною, тяжёлою рукою и изо всей силы ударил Ставрогина по щеке...
И ударил-то по-особенному, вовсе не так, как обыкновенно принято давать пощёчины (если только можно так выразиться),
не ладонью, а всем кулаком...
И не затих ещё, казалось, в комнате подлый, как бы мокрый какой-то звук от удара кулака по лицу..."
Ну, а потом тоже никакой сатисфакции не было,
хотя все думали - убьёт! прямо тут и сейчас убьёт Ставрогин Шатова!
(как там всё дальше, если кто хочет освежить в памяти - к "Бесам")
Об этом эпизоде как раз и вспомнил Иннокентий Анненский - "как бы мокрый какой-то звук от удара..."
Есть пощёчина в "Выстреле" у Пушкина.
Сильвио там так и нарывался, так и нарывался.
Нарвался и с чувством глубокого удовлетворения схлопотал пощёчину от графа,
сказав ему на ухо какую-то плоскую грубость.
Ну а потом всю свою жизнь положил в ожидании момента - чтоб побольнее ответить.
Онегин-Ленский? Ну, тут всё потешно, не было ни рукоприкладства, ни грубости, один сплошной водевиль -
кокетка Ольга пошла танцевать с Онегиным...
Да и, скорее всего, не было бы вообще никакой дуэли,
но "в дело вмешался старый дуэлист (Зарецкий); Он зол, он сплетник, он речист...
И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот, на чём вертится мир!"
И.Е. Репин, 1899 год, "Дуэль Онегина с Ленским":
"Дуэль Онегина с Ленским", илл. П.Л. Бунина (1927-2008):
"Капитанская дочка". Дуэль между Гринёвым-Швабриным.
Оскорбление на словах.
"-Ты лжёшь, мерзавец... — Это тебе так не пройдёт,... -Вы мне дадите сатисфакцию..."
(иллюстрация 1956 года, художник И.Д. Архипов (1926-1993)
Печорин-Грушницкий. "Герой нашего времени", Лермонтов
Повод. Клевета. - "Отвратительная клевета; моё присутствие избавило бы вас от лишней подлости;
прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов... иначе вы рискуете жизнью".
Долохов - Безухов. Война и мир, Л.Н. Толстой
Пьер узнал, что Элен изменяет ему с Долоховым.
"- Ну, теперь за здоровье красивых женщин, - сказал Долохов...- и их любовников.
- Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю".
(иллюстрация к роману "Война и мир", 1953, худ. Д.А. Шмаринов (1907-1999)
Лаевский-фон Корен. Чехов, "Дуэль".
Тоже только ненависть на словах: - "Ненавижу! Давно ненавижу! Дуэль! Да!"
Ромашов-Николаев в "Поединке" у Куприна. Вот тут, да, мордобой что называется налицо.
"- Я вам в морду дам! Подлец, сволочь! — закричал Николаев высоким, лающим голосом.- Хам!
Он резко замахнулся на Ромашова кулаком и сделал грозные глаза, но ударить не решался...
Ромашов вдруг быстрым, коротким движением выплеснул в лицо Николаеву остатки пива из своего стакана.
И в то же время вместе с мгновенной тупой болью белые яркие молнии брызнули из его левого глаза..."
Базаров - Павел Кирсанов. "Отцы и дети", Тургенев
Базаров после вызова: -
"Фу-ты, чёрт! Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!
Учёные собаки так на задних лапах танцуют.
А отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы, и тогда...
(Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы.)
Тогда пришлось бы задушить его, как котёнка"
(илл. к роману Тургенева "Отцы и дети", худ. А.А. Парамонов (1929-1994)
Это что удалось вспомнить из наших литераторов. Наверняка есть и ещё.
|
</> |