Звезда медийной войны

топ 100 блогов trim_c20.10.2016
На гражданскую панихиду по убитому командиру самопровозглашенной Донецкой республики Арсению Павлову пришло две тысячи человек. Специальный корреспондент «Новой газеты» Павел Каныгин рассказывает, как и почему Моторола стал «народным героем» вооруженного конфликта в Донбассе, не имея при этом очевидных военных заслуг

В жизни «героя гражданской войны в Донбассе» Арсения Павлова есть одна особенность: карьера, слава и даже смерть этого человека — целиком и полностью заслуга российского телевизора. Именно российская пропаганда в свое время заставила его поехать воевать с «правосеками», ополчившимися против «русского мира»: «Увидел в новостях, что тут происходит. Сел на поезд и приехал. Не вникал.». Пропаганда раскрутила этого никому неизвестного автомойщика из Коми, превратив его в звезду «гибридной войны». Но, по не ведомой никому закономерности, звезды на этой войне долго не живут. И никто не может вспомнить, чем прославился в военном смысле этот человек.

В сравнении даже со Стрелковым-Гиркиным, Безлером или Мозговым — другими известными «народными командирами» со стороны ЛНР-ДНР, также бесславно исчезнувшими, — военные успехи Павлова выглядят сомнительно. Стрелков-Гиркин смог захватить и удерживал почти два месяца Славянск; Безлер основал в Горловке реальную хунту, жестоко подавив в этом городе с давней бандитской историей всякую преступность; Мозговой создал, пожалуй, самое боеспособное сепаратистское подразделение в ЛНР — батальон «Призрак».

Какие же успехи на военном поприще были у Моторолы? Оказавшись в Донецке, Моторола занял самую горячую точку города — аэропорт. Контроль над ним имел стратегическое значение для обеих сторон. На протяжении года за аэропорт шла вялотекущая позиционная битва. Целый год Моторола вместе со своим боевым товарищем Гиви вел с территории жилого квартала безрезультатный обстрел «киборгов» — украинских силовиков. Но судьбу аэропорта в итоге решили другие люди, «зеленые человечки», за две недели выбившие из разрушенного здания украинскую армию. Нехитрая же задача Моторолы состояла в том, чтобы быть лицом этой долгожданной «победы ДНР».

По сути, на протяжении всей войны роль Моторолы сводилась к выполнению именно этой простой пиаровской задачи — быть лицом чужих побед, прикрытием другой армии, образом, который отвлекает внимание. Такая задача требовала от героя чрезвычайной медийности, и герой поддерживал ее на высоком уровне профессиональной телезвезды. Прикрученные к шлемам Моторолы и его бойцов камеры GoPro фиксировали «народную войну» и быт воинов; отснятые материалы затем становились основой для многочисленных остросюжетных роликов, которые демонстрировались российским телевидением. Приезжали к Мотороле и целые съемочные группы, причем не только из России.

Что еще привлекательного находили в Мотороле продюсеры? Телевизионная картинка войны, которую он предлагал. Она была наиболее доступна во всех отношениях: аэропорт близко к Донецку и не надо ехать далеко — из гостиницы со всем оборудованием можно добраться хоть на такси. К приезду журналистов бойцы для экшена даже начинали минометные обстрелы ВСУ, а те сразу открывали огонь в ответ. Укрыться можно было в жилой девятиэтажке, там боевики устроили себе базу и штаб, а соседями их были несколько обезумевших от бесконечной стрельбы пенсионерок. «Что значит подставляют нас под огонь? Да они защищают нас от фашистов!» — говорили мне тогда бабушки, перекрикивая невыносимый грохот обстрела. Первое время такие сафари для журналистов ничего не стоили, позже люди Моторолы стали брать деньги, преимущественно с иностранцев.

Не знаю, осознавал ли сам Арсений Павлов свою задачу — медийного прикрытия, — которую выполнял старательно до собственной гибели. Из нашего с ним непродолжительного общения осенью 2014 года я понял, что журналистам Моторола не доверяет и предпочитает работать с аудиторией напрямую — через YouTube, куда заливались все отснятые видео о его «народной войне» с «укрофашистами».

В отряде Моторолы действительно воевали как на подбор простые местные мужики, те самые, о которых Путин говорил «шахтеры и трактористы». Таким же был и Моторола — простым автомойщиком из Коми. Его желание преуспеть и прославиться пришлось кстати, когда воюющие в Донбассе «зеленые человечки» стали более чем очевидны. Моторола и его отряд были антитезой российского военного присутствия не только в битве за аэропорт, но и за Дебальцево. Образ его эксплуатировался российскими медиа до тех пор, пока Кремль изображал в Донбассе стихийную «народную войну». Сегодня от этого образа почти ничего не осталось ни на Западе, ни в самой России, где даже официозные соцопросы показывают: средний россиянин не против «ограниченного присутствия российских войск» в самопровозглашенных республиках.

Народные комбаты-автомойщики из YouTube российскому телевидению больше не нужны.

Павел Каныгин, журналист для сайта Звезда медийной войны


Я надеюсь, что это уже последний материал о гибели А. Павлова.
И он интересен именно тем. что выражает главное, что на мой взгляд делало из Моторолы знаменитость - его чистая медийность.

В этом смысле он родственен Дмитрию Ярошу - он тоже создан российфским телевидением, он тоже не играл особой роли в ходе дел на Майдане, но зато стал "колоссальной фигурой" в российфском воображении, главным символом Майдана.

Однако реальный Ярош в отличие от Моторолы человек и умный и знающий, в политике, пусть и местной, был задействован задолго до Майдана (достаточно сказать что Коломойский пригласил его, никому по сути не известного, на свадьбу своей дочери) и потому выбирал правильную линию поведения, верно понимал свое место и свою роль - и потому жив сегодня и я думаю еще немало проживет - он уже покинул Правый сектор, который из существа медийного пытался стать реальным.

И мне хочется понять, какой процент населения понимает, что им подсовывали куклу, и что реальный Павлов в реальности как военный был замечателен только своим гуманизмом - он хвастал тем, что собственноручно пристрелил 15 военнопленных.
И вот как этот замечательный факт, вкупе с известно склонностью с "отжимом" собственности - у него и магазины обнаружились, и дорогие автомобили и и квартиры - не одна, - как вот это все ложится на сознание людей, которые объясняют мне, что народ его любит и не вызывает ли у меня этот факт "разрыв шаблона"?
Как они, которых популярность вот такого персонажа не изумляет, как они объясняют популярность вот такого деятеля у народа?
Это они о собственном народе такого мнения?

Вот это понять таки хочется.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Си-палп-фикшн Суровым мокрым ветром пропитаны страницы пираты попугаи цинга и абордаж испанцев снова лупят корабль снова топят и одноногий боцман рвет саблей такелаж тропические вихри и знойные красотки сирены снова песни прельстительно поют и снова бьют испанцев у них судьба такая и ...
Фильм-балет "Галатея". По замыслу режиссера Александра Белинского впервые была предпринята попытка перевести известную пьесу Бернарда Шоу "Пигмалион" на язык танца. Оригинальная хореография Дмитрия Брянцева и тонкий юмор блестящих исполнителей - Мариса Лиепы и Екатерины Максимовой ...
Наснималаот души, всяко) Хвалю его, нахваливю)слушает же) женщины подошли, слетел на землю, я за ним) в фас, анфас и профиль___))) #птицы_перелётные , #скворцы ...
я вернулся в каменный муравейник...вот буду теперь фотками цветочков, о рае дачном, неделю вспоминать... а что у вас за моё отсутствие интересного произошло,а то сейчас пойду ленту читать,вдруг чего пропущу. ...