Звенящие епископы
diak-kuraev — 02.02.2015 Вчера в храме Христа Спасителя была дивная минута:по всему храму был слышен именно звон бубенчиков - когда сотни епископов дружно пошли в алтарь.
На облачения диаконов или священников бубенчики не вешают - только на епископские саккосы.
Зачем???
Епископ как бы "архипастырь". Супер-пастух. Кто и когда видел пастуха, который сам обвешался бубенцами? Бубенцы вроде вешают на пасомых животинок, а не на пастухов...
Вешают колокольчики на коз, чтобы пастух их быстрее нашел. Бог не сможет найти своих епископов, если те не будут звенеть?
А когда епископы идут нескончаемым потоком, и все при этом звенят - это просто картина маслом!
(бубенчики видны по краям облачения и снизу на рукавах)
Семинарские учебники, конечно, постарались все оправдать: мол, колокольчики на архипастырском облачении это паралель из Ветхого Завета:
«И сделал верхнюю ризу к ефоду, тканую, всю из голубой шерсти, и среди верхней ризы отверстие, как отверстие у брони, и вокруг него обшивку, чтобы не дралось; по подолу верхней ризы сделали они яблоки из голубой, пурпуровой и червленой шерсти; и сделали позвонки из чистого золота и повесили позвонки между яблоками по подолу верхней ризы кругом; позвонок и яблоко, позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом для служения, как повелел Господь Моисею".
Но эти параллели всегда очень натянуты. Уж взяли бы тогда весь ВЗ-тный гардероб и ритуал.
А если даже и заимствовать выборочно лишь один предмет – так брать его так, как о нем и предписано: и бубенчики делать из золота, и ризы из голубой шерсти.
Впрочем, самое смешное в этих натужно-услужливых «толкваниях» – то, что их прилагают к саккосам – облачениям, которые епископы позаимствовали вовсе не у апостолов, а у византийских императоров в 11 веке. Обязательной частью епископской ризницы они вообще стали лишь в 18 столетии - «с 1705 года было установлено, чтобы все архиереи Русской Церкви носили саккос».
А когда и зачем на саккосе появились бубенчики - науке вообще неизвестно.
Так и представляю себе апостолов, входящих в горницу Тайной Вечери с бубенчиками.
***
Да, я сегодня злой, ибо вчера в Сергиевом Посаде выслушал очередную исповедь о домогательствах гомоепископа (не местного).
И потому напомню давнюю церковную быль:
19 век. Село. Лето.
В немноголюдном храме батюшка не спеша принимает исповедь.
Отошел очередной исповедник, и с дальнего угла храма к исповедальному аналою направился юноша.
Пока он идет, батюшка замечает, что у этого светлого отрока есенинского вида к штанине внизу приколот позвякивающий колокольчик.
Когда парень подошел и уже было открыл рот для начала исповеди, батюшка властно остановил его едва не начатую речь:
- Подожди. Хочу тебе сначала задать вопрос, который к исповеди и к грехам не имеет отношения. Скажи, зачем тебе колокольчик на штанине?
- Видите ли, батюшка, я люблю гулять по нашим русским полям и нивам. И даже не по хоженой тропинке, а просто среди трав. Я смотрю на небо, на облака, слушаю стрёкот кузнечиков и пение птиц. И душа ликует и славит Творца... Но поелику под ноги я при этом не смотрю, то и выходит, что ненароком я могу задавить какое-нибудь живое Божие создание. Птенчика или кротика... И вот чтобы этой беды не произошло, я их предупреждаю заранее. Для того я и прицепил колокольчик к краешку штанины. Зверушки издалека услышат этот звон, разбегутся, и будут целы!
Священник поражен этим рассказом и явленной в нем чистоты души. В сердце он воссылает хвалу Господу за то, что есть еще такие чистые и святые души на Святой Руси, а устами молвит:
- Ну молодец, ступай, сыночек, с Богом!
- Подождите, батюшка, а как же исповедь!
- Да зачем же тебе, святая твоя душа, исповедь? Разве ж есть у тебя какие грехи?
- Ох, есть, батюшка!
- Да? Ну хорошо, слушаю.
- Я, батюшка, работаю на усадьбе у нашего барина. Плотничаю я. И вот как-то барин и барыня по своим делам в город уехали, а меня позвали в дом к ним шкафчик починить. Я зашел, а там барышня одна скучает. То да сё... Ну, в общем, согрешил я с ней...
- Нехорошо, конечно. Но ладно, дело молодое, иди с Богом!
- Ой, батюшка, это еще не всё!
- Да что же еще-то?
- Как-то вот барин и барышня по своим делам в город уехали, а меня позвали в дом к ним стульчик починить. Я зашел, а там барыня одна скучает. То да сё... Ну, в общем, согрешил я с ней...
- Ну это уже совсем нехорошо! Как можно? С замужней женщиной?! Это же прелюбодеяние!!! Не смей так больше никогда делать! Ступай отсюда.
- Ой, батюшка, да я еще не все Вам рассказал!
- Что? Еще что-то натворил?
- Однажды барыня и барышня по своим делам в город уехали, а меня позвали в дом к ним окошко подправить. Я зашел, а там барин один скучает. То да сё... Ну, в общем, согрешил я с ним...
- Как? Да это же Содом! Пошел вон отсюда!
- Батюшка, помилосердствуйте, это же еще не всё!
- Да что же еще-то может быть?
- Да, помнится, как-то вот барин, барыня и барышня погулять к речке пошли, а меня в конюшню позвали кое-что починить. Я захожу - а там кобылка одна стоит. То да сё... Ну, в общем, согрешил я с ней...
- Так, парень, знаешь, что я тебе скажу?! Тебе колокольчик не на штанину, а на хер привязывать надо!
***
(Ура, разбежались!)
|
</> |