Зомбе как мерило всего или продолжаем читать Лилю Ким

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1114480692086909&set=a.135340653334256&type=3&theater
"Почему Король Ночи никогда не был главным антагонистом в GOT. А только источником саспенса."
И это навело меня на интересные мысли.
В искусстве рассказывания историй есть одно правило - градус накала не должен понижаться. Иными словами, убер-вор не может тырить мелочь по карманам, а великий боец - участвовать в кабацких потасовках. То есть могут, конечно, но сугубо в качестве побочного занятия.
Хорошая история, рассказываемая в несколько приемов, представляет собой синусоиду, но в любом случае направленную вверх.
В качестве примера мне вспомнилась "Звездная пыль" 2007 года. Помните, протагонист в начале фильма выхватил от щеголя со шпагой? А чем закончился второй раунд их противостояния? Правильно, для изменившегося юноши это даже и квестом уже не могло считаться, так, незначительный эпизод на фоне по-настоящему значимых событий.
В такую ловушку часто попадают гей-мейкеры и сериальщики. Классический пример - "Супернатуралы". От сезона к сезону персонажи шли по возрастающей, к новым врагам, тайнам и уровням, пока не уперлись в Апокалипсис. А затем ... а затем, собственно, и получилось вилка. Надо ковать новые истории, новые бобосы, но чем переплюнуть отмену конца света? Ничем, и в ход пошли вымученные придумки про левиафанов и прочий паллиатив.
Или вспомним историю великолепного взлета и последующего краха перезапущенного ДесуСекс. В Хуманской ливорюции потагонист решал судьбу мира, в самом прямом смысле, причем это дополнительно подчеркивалось - никаких там "по итогам принятых игровых решений", нет, игрок должен был осознанно сделать однозначный выбор. То есть в Манкинде, если сохраняется персонаж Дженсена, интрига опуститься никак не могла. А она не просто опустилась, масштаб обвалился до уровня отравленного шампанского на приеме.
Из этого капкана попытались выскочить создатели "Андромеды", отчетливо понимая, что конкурировать со Жнецами даже в кастрированном третьей частью виде - тяжеловато. Но сделали свой прыжок максимально идиотским, впрочем это уже совсем другая история...
Давайте теперь посмотрим в контексте вышесказанного на фигуру зомбе и Кинг оф Найт в Игротроне. Зададимся простым вопросом - а могут ли Ходоки НЕ быть главным антагонистом мира? Ответ будет краток и очевиден - нет, не могут. Просто потому, что они являются опасностью высшего класса по своей природе, без всяких оговорок.
Во-первых, это Нежить, сущность принципиально и предельно антагонистическая всему живому.
Во-вторых, в отличие от "Бродячих" и большинства прочей зомбе-апокалиптики жмуры из Игротрона не являются антуражем, на фоне которого происходят основные события. Они представляют самостоятельную, организованную, целенаправленную силу. И эта сила действует с вполне ясным императивом, по плану как бы не тысячелетней давности - убить всех человеков. До единого.
(поэтому, кстати, в числе прочего я считаю Ким профессиональной, но глупенькой, она, например, искренне не видит разницу между зомбе "Бродячих" и Ходоками).
В-третьих мистические зомбе Игротрона просто сами по себе очень страшные, с отличными ттх.
Кто бы не победил в игре престолов, через несколько столетий всем это будет безразлично. А при победе Ходоков безразличить будет просто некому. В силу этого, повторюсь, низведение и курощение Ходоков до уровня второстепенной помехи перед Главной Интригой (Арья прибежала, ножичком махнула) - это ...
От него кровопролитиев ждали, а он чижика съел
И вот здесь начинается самое интересное, по крайней мере для меня.
Технически это ошибка, причем грандиозного, непередаваемого масштаба. Все равно, как если бы визит к вулкану и побивание Саурона описывались в качестве досадных помех перед главным событием всего Властелина Кольцов - финальным возвращением домой и наведением там порядка (кстати, интересно, кто первый напишет "да-да, все так и было111 умиротворение Хоббитшира есть соль всей истории расрасрас" :-))
Но при этом авторы совершенно ясно отдавали себе отчет, что делают, а их действия были всемерно одобрены баблодавателями. Как такое может быть?..
Варианта я вижу всего два.
Первый - авторы извернулись непередаваемым образом, и в следующих сериях нас ждет накал событий накого масштаба и вселенской драматичности, что даже тысячелетне проклятие окажется не таким уж страшным.
Возможно ли такое? Теоретически да. Практически же ... я смотрю на предыдущие события и не вижу там ничего особенного, отмеченного божьей искрой, обляпанного каплями меда Одина. Такого, чтобы мы посмотрели и сказали "О, да, верю! Сама Смерть меркнет в сравнении с Серсеей."
Второй проще. Искусство "сторителлинга" в последнее время переживает интересные трансформации, о которых я уже писал несколько раз, и которые Ким сейчас ярко раскрывает, как типичный представитель "американского" сценарного сообщества.
История больше не должна быть связной, не должна вообще рассказывать что-то законченное. Она должна непрерывно катать зрителя на эмоциональных горках (причем не столь уж важно с каким плюсом), оставлять максимум возможностей для манипуляций персонажем в любую сторону (от ангела к демону и обратно) и "не закрывать гештальты". Причем теперь уже и в зрительской среде здравый смысл прямо противопоставляется зрелищности.
Таким образом Игротрон в своем финале просто оказался концентрированным результатом этих тектонических подвижек. Логика равития сюжета, последовательное повышение ставок, катарсис... А кому оно собственно нужно? Эмоции аудитории есть? О, да, сколько угодно.

"Нам все равно, что вы о нас говорите, пока вы говорите и смотрите"
Все, цель достигнута, просмотры крутятся, бобосы мутятся, и будут крутиться по нарастающей до самого конца.
N.B.
Для дочитавших до конца бонус :-)
К вопросу о культурном бэке любого художественного произведения, от все той же Ким очень познавательный разбор "Бреакинг Бэда" - о чем на самом деле сериал и кто такой мистер Гайзенберг для ЦА.
https://www.facebook.com/lilya.kim/posts/1115957745272537
|
</> |