Знаменка

Давным-давно, в одном царстве императорском государстве жила-была принцесса. И, как водится у принцесс, влюбилась она в сына царя-батюшки. Да и вышла за него замуж.
Да и родила ему детишек славных.
На этом прекрасном месте все сказки и заканчиваются, сообщив на прощание, что стали они жить-поживать да добра наживать, а потом взяли и умерли в один день.
Но это в сказке. А я вам про жизнь.
А в жизни-то всё страшней бывает.

Так вот.
Родила княгиня двоих сыновей, а светлейший князюшка на жену-то стал поплёвывать, да на сторону глядеть.
А потом и вовсе связался с балеринкой императорского театра. Да так связался, что чувства свои от царской общественности не скрывал. Да и как их скрыть, коли балерина ему пятерых деток родила в порыве страсти княжеской…
А для важности объявил светлейший князюшка честному миру, что это жена его, княгиня, в неверности погрязла. Измену ему учинила с духовником своим. С православным священником.
А тут и другое горе подкралось. Однажды княгиня ехала в экипаже и вдруг кони понесли. Карета перевернулась, княгиня упала, сильно пострадав при ударе. У неё отнялись ноги и рука.
Царь, недолго думая, взял да и выгнал княгинюшку со двора. Да из царствия тоже выгнал. Якобы здоровье поправлять. Лечиться якобы.
И уехала страдалица с позором из царствия страны сказочной. Сказочной, да жестокой.
Но, что удивительно, сердцем не озлобилась и дела добрые творить стала. Для тех, кому ещё хуже было.
И за эту её праведность, милость к сирым и убогим, признали княгинюшку святой. Потом, после смерти признали. Иконы написали. И молиться ей стали.
Это было краткое описание жизни святой праведной Анастасии Киевской.
По рождению - Александры Фридерики Вильгельмины, принцессы Ольденбургской.
В замужестве - Великой княгини Александры Петровны, супруги великого князя Николая Николаевича, сына императора Николая I.

Я стояла перед иконой св. Анастасии Киевской в Петропавловской церкви усадьбы Знаменка и удивлённо хлопала глазами.
Я не знала, кто такая св. Анастасия. И почему она Киевская? И почему здесь?
Я смотрела на икону. Икона смотрела на меня.
Немолодая женщина в монашеском обличии. В руке свиток со словами
Скорби суть сокровенная милость Божия

Уже потом, вернувшись домой, я прочитала о судьбе этой необыкновенной женщины. Великой умом и силой духа. Захватывающая история. Круче любой сказки.
Она родилась в Санкт-Петербурге. Сверкала молодостью при царском дворе. Была оклеветана своим мужем, великим князем Николаем Николаевичем и выслана из страны императором Александром II.
Пристанище нашла в Киеве.
Несмотря на увечья, стала заниматься благотворительностью. Основала Покровскую монашескую общину. Построила великолепно оснащенную больницу для неимущих больных с первым и единственным тогда в Киеве рентгеновским кабинетом. И с бесплатной аптекой.
А ещё Александра Петровна создала училище и приют для девочек-сирот и приюты для неизлечимо больных женщин и для слепых.
Божья воля, трудолюбие и праведность совершили чудо – Александра Петровна встала на ноги и с ещё большим усердием продолжала благотворительную деятельность. Тайно приняла монашеский постриг с именем Анастасия в основанной ею Покровской общине, впоследствии обращённой в женский монастырь.
Клевета, изгнание из Санкт-Петербурга, болезнь не ожесточили эту женщину. Мне трудно вообразить меру страданий, которую испытала её душа, но я понимаю её выбор – помогая тем, кто слабей, забываешь о своей боли. Хоть на день. Хоть на час. Но становится легче.
И свиток со словами святителя Тихона Задонского в её руках не случаен. Скорбями была полна жизнь её. Великими скорбями.
И не случайной была наша встреча в маленькой церкви заброшенной усадьбы Знаменка.

Мы с друзьями давно собирались посетить это место, наслышанные о красоте дворца великого князя Николая Николаевича. 13 лет дворец пребывает в мерзости запустения, будущее его туманно и надо поторопиться увидеть то, что осталось.
И мы поехали.
Старинная усадьба Знаменка ведёт свою летопись с начала 18 века.
Менялись хозяева этого прелестного уголка Петергофской земли с парками, прудами, дворцами и конюшнями. В 1876 году Знаменка перешла от царя Николая I к его сыну Николаю Николаевичу. Началась перестройка дворца под руководством великих архитекторов.
А.И. Штакеншнейдер и Г. А. Боссе, каждый в свое время, довели дворец до совершенства и сегодня он восхищает красотой и размахом русского барокко.

И если размах дворца остался прежним, то красота значительно поблекла.
У дворца странная судьба. Он постоянно менял хозяев, которые подстраивали его под свои нужды.
Но если при царизме эти нужды возникали от желания роскоши и богатства, то после революции дворец постепенно утрачивал свой лоск. Советские учреждения не баловали его заботой, выжимая от царской роскоши всё, что можно было выжать.
С конца 1970-х годов, после глобальной реставрации, в усадьбе размещался пансионат для трудящихся ГУП «Пассажиравтотранс». До 2010 года.
В 2010 году пансионат закрыли, а территория усадьбы была передана Управляющему делами Президента.
13 лет красавец дворец пустует.

И зачем было пансионат разгонять, так и хочется спросить. А потом ещё хочется добавить - может нам управляющего поменять, раз он так плохо имуществом управляет? А, может, и президента заодно?

Усадьба Знаменка занимает большую территорию.
Кроме дворца в Знаменке много различных построек, некогда роскошные конюшни на сто лошадей, теплицы, оранжерея, дома для прислуги.
И вот что удивительно. Конюшни превращаются в руины, теплицы и оранжереи заколочены, а вот этот симпатичный красного кирпича старинный дом пребывает в отличном состоянии!

Это дом садовых мастеров. Когда-то он предназначался для создателей великолепных парков Знаменки.
В 2012 в здании разместилось руководство охраны территории усадьбы Знаменка.
Дом садовых мастеров и сейчас привлекает внимание своей ухоженностью и красотой. Видимо, руководство охраны продолжает успешно руководить охраной до сих пор.

А ещё в Знаменке растут великанские дубы. Великанские!
Таких исполинов я не видела никогда!
Могучая несокрушимость дубовых патриархов производит огромное впечатление. Хочется прижаться к мощному стволу, обнять его и замереть, впитывая силу и мощь природы.
Я и прижалась.

Этим дубам, вероятно, лет по триста.
Вероятно, под их густой листвой прогуливались и великий князь Николай Николаевич, и супруга его великая княгиня Александра Петровна и их дети.
А потом по аллеям Знаменки запорхала балерина императорского Мариинского театра Екатерина Числова.
А потом здесь бегали беспризорники детской трудовой коммуны, воспитанники детской колонии, студенты сельскохозяйственного института. И даже работников птицефабрики видели эти дубы.
Сейчас в Знаменке пусто и сонно.
Только в церкви Петра и Павла жизнь продолжается, и матушка Анастасия продолжает внимательно и чуть устало смотреть в глазах путникам.
Святую Анастасию Киевскую считают покровительницей разведенных людей. Считается, что пережившая унизительный развод, Александра Петровна с особым состраданием относится к людям, прошедшим через подобное испытание.
И я стояла перед ней и просила. Но не о себе, не о своей доле.
Я просила святую, связавшую своей праведной жизнью два великих города Киев и Санкт-Петербург, о милости к нам, сирым и убогим в своём зле и ослеплении.
И о прощении.
Если это возможно.
