Знакомство с питерским клоун-мим-театром «Мимигранты»
flamingovv — 30.10.2023В этот визит в Питер благодаря дружескому сообществу spbblog мы познакомились с клоун-мим-театром «МимИГРАнты» в ДК имени Кирова на Васильевском острове и посмотрели милейший спектакль «Козявочка». Рассказываем и показываем.
Театр «Мимигранты», основанный в 1989 году — один из первых стационарных театров клоунады и пантомимы в Санкт-Петербурге. Именно в Питере в своё время появились первые театральные клоуны, всем известные «Лицедеи». До этого клоуны были артистами только цирков. На входе нас встречают весёлые клоуны, которые мгновенно создают атмосферу праздника и задора.
Клоун и клоунесса устроили заводной интерактив для детей перед спектаклем, зарядив настроение и добавив физической нагрузки. Фотограф делала снимки детворы, которые можно было приобрести в форме магнитов после спектакля.
И вот мы в уютном тёмном зале с небольшой сценой и яркими декорациями, изображающими высокие стебли травы, из которых появляются герои. Уже знакомые клоуны вводят деток в курс театральных дел — как вести себя и детям, и взрослым. Все вместе репетируют «браво! бис!». Всё это делает посещение театра объёмным для ребёнка, ведь даже программки адаптированы в детском стиле: «рисовальничек» вместо «художник», «танцевичок» вместо «хореограф» и так далее.
Мы смотрим свежий детский спектакль «Козявочка» про мир насекомых с человеческими проблемами и взаимоотношениями. Режиссёр спектакля — Сергей Зорий — создал качественную детскую работу с отличными мизансценами и пульсирующим ритмом действий, которую и взрослым смотреть приятно и интересно. Диалоги ритмично поэтичные, и даже короткие реплики чудесно нанизываются друг на друга. Автор пьесы — Татьяна Уфимцева.
«Козявочка» — это добрая сказка про дружбу, послушание, беспечность, преодоление, смелость, труд и игру. Мы узнаём и верим, что одна хрупкая козявочка может изменить жизнь искренним позитивом и добрым сердцем. Вся постановка очень динамичная и эмоциональная, смотрится на одном дыхании, и есть где сопереживать.
Главный герой — Сверчок (Олег Крамарь) — проходит классический путь героя от послушного, задавленного сынка через вызов и отважный катарсис к настоящей дружбе и новой жизни. Сначала его антагонистами, затем союзниками являются беспечные Пчела и Паук (Никита Кузьмин), им тоже предстоит преображение через расширение восприятия.
Костюмы изумительные, в клоунском стиле, мультяшно художественные с использованием необычного реквизита. Например, Паук катался по сцене и даже прыгал через скакалку на старинных роликах, а у Матушки (Марии Маджаро) в лохматом парике пряталась чайная пара. «Мимигранты» мне очень понравились россыпью маленьких сюрпризов в разных моментах представления.
Бесподобнее всех и мощнее всех по воздействию оказался грозный Жук-Рогач (Михаил Морозов), который передвигался по сцене на джамперах с опорой на палки. Его движение и манеры былы настолько внушительными, что в зале немного забоялись все: и дети, и взрослые.
В спектакле звучит много музыки под разный эмоциональный фон, включая музыку классическую и мотивы 20-х годов прошлого века. Артисты даже играют на живых инструментах: скрипке и кларнете. Дополнительные эффекты создают дымовая машина и разноцветное освещение. Здесь всё продумано, ярко и наполнено.
Интерес детей неуклонный, потому что действо очень насыщенное. Оно включает в себя и пантомиму, хорошо понятную деткам. Мы знакомимся сразу с несколькими театральными жанрами на одной сцене. Иммерсивности достаточно: и прямой — призыв изображать оркестр, отвечать на вопросы, и косвенной, когда действие становилось особо активным — танцы, сражение, что дети чуть ли не скакали от возбуждения на местах и в проходах. Кто-то из детей не мог остановиться и обращался к героям на сцене с подсказками. Всё было очень искренне.
А кому-то из юных зрителей повезло дирижировать оркестром зала, и даже все взрослые улыбались до ушей. «Козявочка» создала очень радостное настроение, приятное возбуждение, желание вернуться в этот театр.
После спектакля можно было потратить полученную энергию в свободной игре в холле.
А нас, как московских блогеров, пригласили в кабинет художественного руководителя и создателя театра «МимИГРАнты» Александра Плющ-Нежинского. Интересная личность, надо думать. Мы поговорили о выставке Параджанова, которую театр готовит к 100-летию мастера, о его музее в Ереване, где мы оба бывали, о фестивалях, которые они проводят, о «Лицедеях», о сериале «Маяковский. 2 дня», где снимался Александр, о переплетении со многими людьми культуры, о ДК Кирова в форме огромного корабля и так далее. Ценная встреча: благодарим Екатерину Савицкую за заботу!
В кабинете маститого худрука, конечно, очень интересно выпить кофе, обсудить культурный мир двух столиц, получить почётный чеснок с дачи. Во множестве деталей здесь живёт творческий дух, из которого рождаются спектакли для детей и взрослых.
Богдан Ужва не хотел уходить из театра, отыграл две клоунские программы, чуть ли не пошёл на следующий спектакль и немножко побыл Смешным приморским котиком. Всем спасибо!
Вера Ужва, Greenword.ru