«Мы едим айнтопф» (II)

топ 100 блогов begleita — 08.09.2024
(Начало)


***

26.08.2024

«Мы едим айнтопф» (II)
«Мы едим айнтопф» (II) Fotoram.io (8).jpg
27.08.2024

«Мы едим айнтопф» (II)

Вообще, этот тезис в исторической литературе по понятным причинам крайне непопулярен, но в небольшом квазианонимном канале его озвучить, наверное, можно: первыми жертвами нацизма стали сами немцы. Кучка мутных личностей, узурпировавшая власть в обход законов, с первых дней активно начала разрушать прежнюю Германию, относясь к самим немцам – в интересах которых всё якобы происходило – как к ресурсу, причём недорогому. В конце концов, первый нацистский концлагерь, Дахау, изначально был построен для немцев и первым его заключенным стал типичный немец Клаус Бастиан: художник, юрист и немножко коммунист (а кто по молодости не совершал глупостей?).

(Некоторые вспомнят, что несколько восточнее в то же время происходило что-то похожее – ну так методы управления в колониях социалистических диктатурах не сильно отличаются. Да и красное знамя, к слову, впервые было поднято над Рейхстагом за десять лет до Кантарии и Егорова)

И никакого хеппи-энда для жителей нацистского режима в случае сугубо гипотетической победы во Второй мировой не ожидалось. Даже макабрический лор TNO оказался бы ближе к реальности чем пропагандистские постеры НСДАП.

Вот вы знаете, что в 1935 году – когда Гитлер окончательно разобрался с явными политическими противниками, а позиции НСДАП обрела всю полноту власти – были приняты известные Нюрнбергские законы. Они состояли из трёх частей: «Закон о защите немецкой крови и немецкой чести», «Закон о гражданах Рейха», «Закон о флаге Рейха». Последняя часть делала государственным флагом Германии партийное знамя НСДАП вместо недавно возвращенного имперского триколора, а первые две определяли, кого считать евреями и что с ними теперь делать. Но не только.

«Закон о гражданах Рейха» официально вводил разные категории граждан:

- рейхсбюргеров: полноправных граждан

- (просто) граждан

(За период до 1945 года этот список расширили, там появились:

- «граждане с возможностью отзыва гражданства» – предполагалось, что через десять лет они получат статус обычного гражданина, в противном случае перейдут в категорию ниже

- «Лица под защитой Германского Рейха». Та самая «категория ниже», куда, как правило, включали не-немецкое население Богемии, Моравии и Польши

- Ну, понятное дело, «евреи» и «цыгане». Тут стоить отметить, что эта категория предназначалась для евреев и цыган с оккупированных территорий, немецкие евреи имели немецкое гражданство – только толку от него с определенного момента не было)

И полными правами обладали, как вы понимаете, только рейхсбюргеры. Чтобы стать таким, было совершенно недостаточно иметь немецкую фамилию и внешность или свидетельство о рождении на немецкой земли; кто тут рейхсбюргер, а кто нет, должна была решать Партия, выдавая соответствующий аусвайс. Нацисты просто не успели реализовать программу до конца. В 1935 году НСДАП милостиво приказала считать рейхсбюргерами всех немцев, пока не будут сформулированы четкие критерии. Потом, опять же таки, началась война и выдачу волшебных аусвайсов решили отложить до Окончательной Победы. Если бы она произошла, немцев ждало бы много сюрпризов.

«Мы едим айнтопф» (II)


(У меня есть в запасе лишняя тысяча символов, поэтому я немного поаутирую в пространство и задамся вопросом: обращали ли вы внимание на то, что два самых популярных мода к HOI4, Kaiserreich и TNO, посвящены победе Германии в Первой и Второй мировых войнах соответственно? Причем сюжет каждого из них построен на том, что от этого стало плохо всем и в первую очередь – самой Германии, которая буквально разваливается под весом Победы. И если в случае с TNO это допущение вполне здраво, хотя и используется для построения совершенно сюрреалистических сюжетов, то вариант Кайзеррейха выглядит откровенно натянуто. Выходит, что даже век спустя победителям – у которых в реальном мире ничего подобного не случалось – требуется убеждать себя и окружающих, что всё было сделано правильно, «потому что могло стать ещё хуже»)

***

28.08.2024

«Мы едим айнтопф» (II)
Хайно – он спас важный культурный пласт старой Германии.

Ещё одна смешная история, о которой рассказывает Уэйнреб – борьба за восточный мёд. В 1956 году пчеловод Вальтер Аренс обратился в министерство внутренних дел ФРГ с просьбой разрешить ему продавать мед, импортированный из восточных регионов, «находящихся сейчас под польским управлением», как «немецкий». Власти в целом согласились, что такой мёд не является «иностранным продуктом», однако засомневались, точно ли его можно называть немецким. Министерство иностранных дел предположило, что поляки могут смешивать его с медом, собранным в «аутентичных польских регионах» или просто присылать мёд из областей вне старой границы 1937 года. Министерство внутренних дел выразило сомнения, что поляки производят мёд в соответствии с традиционными немецкими техниками. К важному вопросу подключилось и министерство юстиции, выразившее сомнение в том, что средний покупатель соотнесет надпись «Немецкий мёд» и происхождение продукта из региона, который хоть и по закону принадлежит Германскому Рейху, сейчас находится под иностранным управлением и населен людьми иностранного этнического происхождения. В итоге, мед из западной Польши было решено именовать «восточно-немецким», чтобы не путать с произведенным в ФРГ или «центральной Германии» (т.е. ГДР).

Погодите, это ещё не всё. В 1965 году этот цирк с пчелами закончился, и мёд стали маркировать нормально – как польский. Тогда появилось пронзительное обращение от Германа Янсена, представителя одного из филиалов «Союза Изгнанных», которые представляли интересы депортированных и переселенных с востока немцев. Янсен потребовал оставить восточный мёд немецким, ведь германская идентичность на восточных территориях сохранилась не только в почве, но и в цветах, и даже в пчёлах. Я не утрирую, это слова самого Янсена. Вот, пожалуйста: в утраченных немецких землях, мед производили «немецкие пчелы, которые остались там на совершенно немецких цветущих липах, которые всегда росли и продолжал расти в родной, полностью немецкой, почве».

- В ФРГ на пасеках работают голландцы или даже поляки, - продолжал Янсен, - но ведь это не делает произведенный там мёд «голландским» или «польским». Так что и поляки на немецких восточных территориях не могут делать «польский» мёд. Почва немецкая, деревья немецкие, пчелы тоже немецкие! Поэтому и мёд должен называться немецким!

Ну, что такое «Союз Изгнанных» я как-то немного рассказывал. Это перфоманс абсолютно в их стиле.

Подводя, наконец, итог, вынужден признать, что старшие товарищи были правы, и айнтопф, безусловно, имеет отношение к нацистской эпохе. Хотя само блюдо – вполне съедобное, надо просто уметь готовить – виновато не больше, чем другие элементы культуры прежней Германии, апроприированные нацистами: хоть имперский флаг, хоть старые песни.

«Мы едим айнтопф» (II)


При этом, как показывает Рютер, айнтопф – это символ идеологического провала нацистского режима и демонстрация того, что никакой консолидации общества нацисты не добились; да и пресловутая «всенародная поддержка» нацистов была вещью довольно фиктивной. В массовом сознании закрепилась чёрно-белая дихотомия: если люди не устраивают вооруженного восстания, значит, они поголовно сторонники режима и всецело его одобряют. Айнтопфный пример показывает, как немцы – в меру сил и способностей – пытались уклониться от государственных повинностей.

Рютер рассматривает финансовый (поборы) и идеологический (единение) аспекты айнтопфзоннтагов, не особо фокусируясь на третьем – экономии в условиях военного социализма и автаркии. Такая позиция понятна, потому что в Германии, как я уже упоминал, тезис о том, что немцы, вообще-то, тоже пострадали от нацизма, причем пострадали первыми (и даже может больше вс#%$>&NO CARRIER) является неприличным; соответственно, подчеркивание низкого уровня жизни немцев при режиме НСДАП рассматривается как попытка уйти от ответственности. Это хорошо видно в массовой культуре, где бедность немцев охотно подчеркивается при демонстрации эпохи ГДР, (пост)военных сороковых или беспокойных двадцатых, но никак не между 1933-м и 1939-м.

Есть и другая причина, по которой этот тезис лишний раз не поднимают. Европа периодически вынуждена переходить в режим военной экономии, который включает в себя и такой важный пункт, как сокращение гражданского потребления. Методы и тогда, и сейчас одни и те же; просто девяносто лет назад есть айнтопф нужно было во имя национальной солидарности, а сейчас отказаться от авиаперелетов и мяса необходимо ради спасения планеты. Сравнение с Гитлером неприятно любому; поэтому на успехах нацистов в экономии стараются не акцентироваться. Но мы-то хорошо помним, что «Защита окружающей среды – это защита Фатерлянда» :-)

«Мы едим айнтопф» (II) ju001180.jpg


И учимся любить айнтопф. Praemonitus praemunitus.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фото двухгодичной давности. Исключительно мастерство фотографа, в жизни все гораздо хуже. ...
Уровень интеллекта, знание русского и техническая оснащенность блок-поста на выезде из Хасавюрта - как в Египте.Одну машину задержали под предлогом проверки подлинности документов. Ждем. По плану - ночевка в Махачкале. UPD. Хамский фсбшник ...
50 танкеров ожидают разгрузки в европейских портах. Фото: REUTERS Европа продолжает наращивать закупки сжиженного газа, компенсируя провал поставок от «Газпрома», который уже почти полгода не продает газ сверх забронированного по долгосрочным контрактам. Через свою ...
Кстати, в качестве развенчания мифа о том, что "новорусский капитализм" образца 1990 года был делом "лиц с криминальным прошлым" и прочего "совкового быдла" можно привести примеры биографий т.н. "семибанкирщины". То есть, семи "российских олигархов", которые, собственно, и ...
И в продолжение поста о действиях новой демократской администрации США, по сути, по самоликвидации -- на примере базовых энергоносителей: https://hippy-end.livejournal.com/4193196.html Еще одно сообщение на эту тему, пришедшее сегодня ночью На этот раз -- уже о процессе разрушения ...