«Зло необходимо пресекать силой»: историк Аркадий Минаков о философии Ильина
777hawk — 24.04.2024
Иван Ильин
9 апреля исполняется 140 лет со дня рождения
белоэмигрантского философа Ивана Ильина. Его называют одним из
главных идейных вдохновителей В. Путина, и называют неслучайно:
президент неоднократно цитировал философа. Об Ильине и его наследии
рассказывает доктор исторических наук Аркадий МИНАКОВ, профессор
Воронежского государственного университета.
– Насколько добровольно покинул Ильин Советскую
Россию в 1922 году?
– Абсолютно недобровольно. Уже будучи на тот момент
одним из крупнейших русских философов, Ильин к 1922 году подвергся
арестам ВЧК шесть раз начиная с 1918-го. Большевики были убеждены,
что имеют дело с последовательным, идейным врагом, и неспроста: он
рассматривал большевистский режим как богоборческий,
антихристианский, уничтожающий в своём утопизме самые основы
человеческой жизнедеятельности – собственность, право, семью,
церковь, национальную культурную традицию. Антибольшевизм,
несомненно, был одной из определяющих черт мышления
Ильина.
По отношению к философу – и сотням других лиц,
преимущественно гуманитариев, – большевики вынесли вердикт: терпеть
их внутри страны невозможно, а расстрелять – не позволяет окончание
Гражданской войны. Это решение спасло цвет нашей гуманитарной мысли
(хотя и не полностью, потому что многие всё же погибли в годы
Гражданской войны от лишений, голода, репрессий). Ильину, Бердяеву,
Вышеславцеву, отцу Сергию Булгакову повезло остаться в живых, и
поэтому повезло всем нам: они сохранили русский логос. Выполнили,
по выражению Бунина, миссию русской эмиграции – осмыслили
катастрофу, которая постигла Россию в 1917 году.
– Современные противники Ильина – как из либерального, так
и коммунистического лагеря – вменяют ему некую «связь с нацистами».
Философ принадлежал к числу эмигрантов-оборонцев, то есть занимал в
ходе Второй мировой войны сторону антигитлеровской коалиции, –
тогда о какой «связи с нацистами» идёт речь?
– В 1924 году Ильин начал работать в берлинском Русском
научном институте, который продолжил функционировать в нацистской
Германии. В 1920‑е и 1930-е годы многим европейским политикам и
интеллектуалам, в том числе многим русским эмигрантам, казалось,
что хуже коммунизма, приводящего к Гражданской войне и репрессиям,
ничего не может быть. Трудно было представить, что возможно нечто
более страшное. Поэтому для Ильина в начале – середине 1930‑х
главным в фашизме являлось то, что он препятствовал
коммунистическим революциям в Европе. Однако ни о каком
сотрудничестве говорить не приходится.
Многие тогдашние деятели произносили слова, куда более
обязывающие, куда более солидарные с фашизмом. Например, лауреат
Нобелевской премии по литературе Бернард Шоу называл Гитлера
«талантливым прекрасным человеком». Черчилль в 1927 году сказал:
«Будь я итальянцем, я стал бы фашистом». А вот цитата ещё одного
деятеля: «Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую
систему, можно признавать или отрицать, это дело политических
взглядов, но любой человек поймёт, что идеологию нельзя уничтожить
силой, нельзя покончить с ней войной. Поэтому не только
бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за
уничтожение гитлеризма…» Знаете, кто это сказал?
– Кто же?
– Нарком Молотов в 1939 году. Затем, как известно, и
Молотов, и Черчилль внесли свой вклад в разгром фашизма. Но
вернёмся к Ильину. Свои отношения с нацистским режимом он подробно
описал в письме к другу – писателю-эмигранту Ивану Шмелёву (1938
год). Вкратце перескажу.
Политическая полиция Третьего рейха начала посещать
Ильина уже в 1933-м, предпринимались попытки разоблачить его как
«франкофила», а также использовать его против русской эмиграции, на
что философ ответил отказом. Тем же летом – обыск, арест («так и
везли под стражей через весь город на полицейской открытой
колымаге»), запрет на политическую деятельность под угрозой
концлагеря. Весной 1934-го – предложение заняться пропагандой
антисемитизма среди русской эмиграции, категорически отклонённое
Ильиным. Летом 1934-го его увольняют из института, после чего в
1935–1937 годах он работает в частном порядке с Евангелической
церковью. В 1937-м – доносы и допросы «в Гештапо». «Не служил ли я
в Москве большевикам? Ответ: нет. Почему меня не расстреляли сразу,
а выслали только через пять лет? Ответ: Бог не допустил. Не масон
ли я? Ответ: нет». Зимой 1938-го – запрет выступать где-либо,
весной 1938-го – приглашение к заместителю Розенберга. «В беседе
категорически заявляю, что Украина не в моей власти, но что на
оккупацию её и отчленение никогда не соглашусь». В том же году
философ покинул Германию – переехал в Швейцарию.
– В 1948-м Ильин опубликовал статью «О фашизме», где
перечислил основные, с его точки зрения, пороки этой идеологии,
такие как: безрелигиозность, тоталитаризм, партийная монополия,
крайности национализма, излишнее огосударствление хозяйства,
идолопоклоннический вождизм. Хочется подробно остановиться на
крайностях национализма, потому что национализм как таковой Ильиным
не только не порицался, но и воспевался. Чем он был для Ильина и
где начинались для философа его крайности?
– Русский национализм для Ильина – прежде всего
укоренённость в Боге, Святом Духе. Он говорит об этом так: «В
противоположность всякому интернационализму – как сентиментальному,
так и свирепому; в противовес всякой денационализации – бытовой и
политической, мы утверждаем русский национализм, инстинктивный и
духовный, исповедуем его и возводим его к Богу… Каждый народ имеет
национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит – и от
Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца всяческих. И у
каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное
своеобразие. Этим русским своеобразием мы должны дорожить… Всякое
национальное своеобразие по-своему являет Дух Божий и по-своему
славит Господа». А в другом месте у Ильина сказано: «Каждый из
русских, попав за границу, имел, да имеет и ныне, полную
возможность убедиться на опыте в том, что другие народы имеют иной,
отличный от нас бытовой и духовный уклад; мы испытываем это на
каждом шагу и с трудом привыкаем к этому; иногда видим их
превосходство, иногда остро чувствуем их неудовлетворённость, но
всегда испытываем их инородность и начинаем томиться…»
Что же касается крайностей национализма, то под ними Ильин
понимает обожествление государства, расы, биологической
составляющей народа. Подобное идолопоклонничество оказывается
возможным только в национализме безрелигиозном, что ведёт к
чудовищным последствиям. Таким стал окончательный вердикт Ильина
фашизму.
– Вы рассказали об отношении философа к фашизму и
большевизму, самое время обсудить его отношение к
демократии.
– Ильин – один из самых ярких критиков идей демократии в
русской мысли. Он стоит в том же ряду, что и Леонтьев,
Победоносцев, Достоевский. Согласно этой точке зрения, демократия с
её всеобщим избирательным правом, парламентскими партиями,
демократической прессой, манипуляцией мнением избирателей –
неизбежно ведёт к вырождению. Демократия (здесь Ильин опирается на
древнегреческих философов) всегда тяготеет к власти толпы, к
охлократии, и в конечном итоге скатывается к олигархическим формам
правления, а то и к анархии. Ильин рассматривает западную
демократию как ширму для властных группировок, зачастую анонимных,
не подчёркивающих своего существования, которые лишь используют
всеобщие выборы, прибегая к манипулятивным практикам.
При этом философ отнюдь не отрицает, что выборные начала
могут осуществляться, но – в небольших коллективах, где люди хорошо
информированы друг о друге и, соответственно, их выбор сознателен.
Например, на уровне местного самоуправления. Или в академической
среде, когда выбирают заведующего кафедрой, декана. Или в
корпоративной структуре. Даже в масштабах государства, говорит
Ильин, демократия уместна, если это небольшое государство – вроде
Швейцарии. Но в больших государствах она, как правило, носит
формальный характер.
Наиболее совершенным Ильин считает монархический образ
правления. Однако, чтобы прийти к монархии, необходимо
монархическое (а значит, и религиозное) правосознание элиты и
народного большинства. Без этого будет не монархия, а карикатура.
Философ предвидел, что постсоветская Россия пройдёт через
десятилетия гнили, распада, разложения, когда в правящем слое будут
преобладать люди своекорыстные, авантюристы, шкурники, изменники,
ориентированные на враждебные государства. Он предупреждал: Запад
сделает всё возможное, чтобы ослабить Россию и расчленить её.
Необходимым будет, писал Ильин, формирование подлинно национальной
элиты с ясным видением целей, христианским и правовым мышлением,
которая в качестве переходного периода установит национальную
диктатуру. Это позволит избежать распада, сформирует правосознание
у значительной части народа. Тогда, возможно, в России появится
монархия – «царь вне партий, классов и сословий».
– В сегодняшних обстоятельствах особенно актуальной
стала книга Ильина «О сопротивлении злу силой». Как бы вы передали
основную её идею?
– В этой книге философ полемизирует с учением Льва
Толстого о «непротивлении злу насилием». Мягкосердечие,
бесхарактерное приятие зла, поиск компромисса с носителями зла –
всё это детальным образом исследовано в книге. Христианская
традиция – это не толстовство, а путь духовного совершенства,
ответственности, долга. Если ты обнажаешь меч для того, чтобы не
позволить ближнему идти по пути зла, – ты не преступник. Зло
необходимо пресекать силой. «Не мир пришёл Я принести, но меч», –
говорит Христос.