Златоуст - город в Уральских горах. Часть 1.
flackelf — 19.06.2024 Это один из самых интересных малых городов горного Урала.Златоуст это очень необычный город и я пожил в нем целых 4 дня. Необычен хотя бы тем, что расположен он на высоте 400-600 метров над уровнем моря, в самом центре Уральского хребта. Имеет очень необычную и сложную планировку и сильно разбросан между хребтами. Город в буквальном смысле стоит на горах, это хорошо видно на карте, если обращать внимание на отметки высот.
По административной территории Златоуста проходят два крупных горных хребта Большой Таганай и Уреньга высотой 800 - 1000 метров. Наивысшая точка - Вторая сопка 1198 метров над уровнем моря. Настоящее сердце горного Урала!
Планировка это словно громадный "трехлистник" из трех обособленных частей, в центре которого стоит гора Косоторур и плотина на реке Ай, от которой образован большой пруд. Город немалый - областного подчинения. Население 160 тысяч человек (наивысший показатель 208 тысяч в 1991 году). Не очень приятные эти цифры надо сказать.
Вместе с рядом других городов Челябинской области, которые растянулись вдоль железной дороги Челябинск - Уфа, образует агломерацию "Горный Урал" (общее население 650 тысяч).
Златоуст географически расположен еще в Европе, но совсем рядом по хребту проходит граница с Азией.
Через город протекает река Ай. Это ещё бассейн Волги, которая впадает в Каспий. Река Ай впадает в Уфу, а та в Белую, которая в свою очередь в Каму.
А вот за хребтом, в соседнем Миассе уже бассейн реки Иртыш, которая впадает в Обь и далее в сторону Ледовитого океана.
Первое русское временное поселение, (а изначально земли эти принадлежали башкирским племенам) на территории современного Златоуста возникло в конце XVII века в связи с поиском золота. Золото тут не нашли, зато уже в следующем XVIII веке была найдена руда, что дало старт бурному строительству промышленности на Урале. В 1754 году А. П. Мосолов, на выкупленных у башкир землях у горы Косотур, основал железоделательный завод, названный впоследствии в честь святого Иоанна Златоуста Златоустовским. Это и стало основанием будущего города. В 1811 году завод был выкуплен государством и стал казённым. В 1824 году Златоуст посетил император Александр I, а в 1857 году — император Александр II. В 1842 году появился первый генеральный план города. В 1890 году по этим местам прошел самый первый исторический ход будущей Транссибирской магистрали. После появления железной дороги, впрочем как и везде в России, местная экономика и население стали бурно расти. Город был известен в стране прежде всего своим Оружейным заводом, а еще металлургическим. К сожалению не знаю как сейчас обстоят дела на этих градообразующих предприятиях, после почти трех десятилетий деиндустриализации, которую пережила наша страна.
Вот ведь как случилось тут на Урале. Русские пришли с запада на башкирские земли, построили здесь города и промышленность. И это стало территорией Российского государства. Но у башкирского народа в рамках России тут на Урале есть свой собственный регион, на сегодняшний день не бедный надо сказать. Вот такое освоение русскими восточных земель. И до появления отдельной башкирской республики 100 лет назад, Россия мирно интегрировала эти территории вместе с населением в рамках своего имперского проекта. А теперь сравните это с тем, что делали в своей истории англосаксы и прочие европейские завоеватели на тех землях куда они приходили.
1. Самый центр Златоуста, у старого завода с плотиной, где сходятся дороги от всех трех частей городского "трехлистника". Эта площадь до сих пор носит имя "III Интернационала".
На горе Бутыловка стоит местная телерадиовышка.
2. Вот что меня сразу же поразило в горном Златоусте, так это наличие трамвайной системы. Тут целые миллионники без трамваев живут, а здесь город с населением меньшим чем 200 тысяч, да еще и со сложнейшим рельефом, имеет собственный трамвай. К трамваям мы еще вернемся.
Ваша поддержка для меня очень важна. Это дополнительный небольшой доход от ведения блога (а это труд и немалый), это и новые перспективные поездки.
Буду рад даже самым скромным переводам. Карта СБ:
2202 2053 3621 5600
3.
4. Старые корпуса Оружейного завода, построенные в XIX веке.
5. Улица Ленина и здание Златоустовского часового завода.
6. Такие пушки тут выпускали в XIX веке.
7. Еще один старый корпус Оружейного завода.
8. Местный краеведческий музей.
9.
10.
11. Памятник одному из основателей местной промышленности «Великому русскому металлургу Павлу Петровичу Аносову. 1797-1855»
12. Здание банка. 1932. Конструктивизм.
13. Вид на самую старую часть Оружейного завода.
14. Невозможно побывать в Златоусте и не забраться на местную главную городскую гору - Косотур. По крайней мере в теплое время года.
Гора стоит в центре Златоуста. Вытянута с юго-запада на северо-восток. Протяженность около 3,5 км. Максимальная высота 586 м над ур. моря (173 м над уровнем гор. пруда). В последние годы на горе были оборудованы две смотровые площадки, начато строительство лестницы.
15. Пруд и чуть правее за кадром - старая плотина на реке Ай. Самый центр города.
16.
17.
18.
19. Вид в юго-восточную сторону. В этой стороне по горам серпантином вьется железная дорога Уфа - Челябинск.
20.
21. Вид на восток, в ту часть города где расположена очень большая жд станция Златоуст. Там преобладает частный сектор.
22. Как раз по тому вот хребту железная дорога со стороны Миасса спускается в долину к станции Златоуст.
Ближний к нам район с частным сектором имеет название - Ветлуга.
23. Центр олимпийской подготовки водных видов спорта «Уралочка». Левее - городская Администрация.
24.
25. "Олень" у смотровой площадки. Очень красиво!
26.
27. Можно взбираться еще выше, но там уже нет такой удобной протоптанной тропинки.
28. Вдали видна самая южная часть города под названием "Машзавод". Самая удаленная от центра, где я собственно и остановился.
29. Садимся в машину и едем в ту часть города где вокзал.
У трамвайной линии сохранились местами вот таким симпатичные старые столбы.
30. Прямо у трамвайных путей стоит церквушка. Это храм Святого Праведного Симеона Верхотурского. 1902 год.
31.
32. Памятник электровозу ВЛ19 у станции Златоуст. Такие массово работали на этом участке с 1945 по 1975 год. Какая же старая здешняя электрификация.
33. Улица Аносова - главная в северо-восточной части города, где находится станция и вокзал.
34.
35. Станция Златоуст. Парк отправления на Уфу. Какое движение сами видите.
Вид с автомобильного моста.
36.
37. Старая водонапорная башня.
38. У локомотивного депо Златоуст. Оно очень крупное.
39. Совсем нулёвый 3ЭС6-1475 с бустерной секцией. Поступил в депо Кинель с завода месяц назад. До сих пор заводской краской от него пахнет. Депо тут конечно мощное, что говорить. "Десяток" очень мало осталось, вся тяга новая. Плечо обслуживания Дёма - Челябинск. В этот раз я старался особо не снимать с мостика. Но у меня сохранились архивные фотографии за 2016 год. Тогда тут была замечена всего одна "Синара".
40. Вид с пешеходного мостика на так называемый - Кировский поселок. И на гору по которой железная дорога спускается к станции.
41. Первая половина 80-х. Идет строительство нового большого жд вокзала. Старый царский безжалостно снесен.
Можно понять - 80-е годы это период когда пассажирские перевозки по всему Союзу очень росли. Во многих местах старые вокзалы стали тесными. Через Челябинск 40 лет назад шло очень большое количество пассажирских поездов.
Но совсем скоро со страной случится трагедия 1991 года. С южно-уральского хода все 30 лет постепенно пассажирские поезда только исчезали и сейчас количество их уже не сравнить с тем, что было 40 лет назад. Украина отлетела, а когда-то с Урала можно было доехать до Одессы. С востока казахстанский участок через Петропавловск тоже не способствует росту количества поездов по этому ходу.
Основной поток сейчас идет через Екатеринбург и Тюмень. И стоит теперь это большое здание в городе Златоуст совсем пустое, только толпа охранников его сторожит. Не нужен он такой никому - многие все едут автобусами в Челябинск. И так как было при Союзе не восстановится уже никогда.
42.
43.
44.
45.
46. Поезда дальнего следования. Много не ежедневных.
47.
48. А вот с пригородным сообщением беда. На Челябинск ходит всего две ежедневные пары электричек в сутки. При том, что Златоуст это город с населением 150 тысяч. Никакими "Ласточками" тут и не пахнет. Для сравнения, три других уральских миллионника - Пермь, Уфа, Екатеринбург, обладают гораздо более интенсивным пригородным движением и имеют в расписании много "Ласточек".
Почему отсутствует хорошая межрегиональная жд связь между Уфой и Челябинском? Думаю "Ласточка" не была бы лишней. Трасса М-5 не из лёгких, чтобы всех отослать на автобусы.
49. Привокзальная площадь вся в сталинском стиле.
50.
51.
52. Ломаем стереотипы и разбираем целые завалы в своём сознании. Название ТЦ в городе Златоусте.
|
</> |