Мои пути-дорожки по Стамбулу. Последняя вводная
sibeaster — 02.11.2020Для самостоятельного путешественника Стамбул - отличное место.
Исторический центр относительно компактен и проходится пешком, в
удаленные примечательные точки легко добраться общественным
транспортом.
Основной вид транспорта в историческом центре - это, странно
звучит для нас, трамвай. По величине интервалов (в часы пик -
буквально 2 мин),немалой скорости движения и габаритам состава
(сцепка из 2 пар вагонов, т.е. всего вагонов - 4) трамвайная линия
№ 1 - это фактически наземное метро: по бОльшей части идет по
изолированной полосе, вход на остановки через турникеты. Трамвай
проходит по главной улице. останавливаясь в ключевых туристических
местах (Лалели, Беязит, Чемберлиташ, Султанахмет, Гюльхане), а
также в точках пересадки на другие внеуличные виды транспорта
(Сиркеджи - пересадка на метро Мармарай, Эминёню - паромы в Азию),
Каракёй (пересадка на паромы по Золотому Рогу и в Азию, плюс -
фуникулёр на улицу Истиклаль), Кабаташ (еще один фуникулёр на
Истиклаль плюс куча паромов).
Паромы Стамбула - это отдельная песня. Их очень много, с их помощью
можно пересечь Босфор из европейской части в азиатскую; проплыть
вверх по Босфору в бывшие прибрежные деревеньки, ставшие теперь
удаленными части огромного мегаполиса (разумеется, по берегу и
автобусы ходят, но они - жертвы пробок); добраться до укромных
уголков вверх по Золотому Рогу (среди этих уголков одна из
мусульманских святынь - мечеть Эйюп, в которой некогда новых
султанов опоясывали мечом Османа; Фенер - место силы вселенского
патриарха; Айвансарай - бывшие Влахерны). Кроме того, только
паромами, по понятным причинам, можно добраться до Адалара - группы
островов в Мраморном море, отличного места для пеших прогулок на
природе. Расписание основных паромных линий можно найти здесь, это - по сути обычный городской транспорт, за
который можно платить проездной карточкой. Кроме того, есть еще ряд
условно "коммерческих" паромов, на которые нужно покупать билеты
прямо на пристани в их кассе, в их числе Mavi Marmara и
Turyol. Методом
научного тыка установлено, что расписания находятся в разделе
Tarifeler.
В Стамбуле есть и метро, аж 5 линий, но я пользовался только линией
2, ведущей из центра через Бейо'лу с Таксимом на север, и
коротенькой линией 6 (мне показалось, что от ее конечной можно
дойти до крепости Румелы Хысары; можно, но там местами очень крутые
спуски)
Местным автобусом я воспользовался лишь один раз, когда с той самой
Румелы Хысары возвращался в Стамбул. Карабкаться вверх к метро по
склону я не решился (там, кстати, строят фуникулер, так что в
будущем проблема будет решена), прогулялся от крепости до
следующего "дачного" поселка - фешенебельного Бебека и обратно, а
потом сел на автобус. Не слишком-то большое расстояние до Таксима
мы преодолели...за 1,5 часа - пробки-с, так что автобус я
порекомендовать вам не могу.
С оплатой транспорта проблема решается крайне просто: около любой
остановки есть накрытый сверху крышей от непогоды автомат по
продаже и пополнению проездной карты Istanbulcard. Необходимо лишь
превый раз преодолеть себя и купить эту самую карту (автомат
номинально многоязычный, но на первом же действии "прыгает" в свое
естественное туркоязычное состояние), а далее просто кладешь карту
на стеклышко справа, на экране слева отражается имеющаяся на карте
сумма, в прорезь сверху пихаешь купюры, на все том же экране слева
отражается внесенная сумма и новый баланс. На турникете в метро,
трамвайной остановке, паромном причале прикладываешь карту, на
экранчике опять-таки появляется информация о списываемой сейчас
сумме и остатке на карте. Все просто и понятно, даже на турецком
языке)))
Ну а теперь краткий рассказ, где был и что видел. По причинам,
изложенным в прошлый раз, я называю все объекты так, как они
именуются сейчас. Все эти прежние византийские церкви, ставшие
мечетями, в моем перечне мечетями и являются, но ради снисхождения
к любителям поверженного Второго Рима выделены жирным.
15 октября (чт). Айа-София, мечеть Султанахмет (почти все
внутри закрыто на реставрацию - пока идти нет смысла), мавзолей
Ахмеда I, площадь Султанахмет (бывший византийский Ипподром) с
обелисками, мечеть Соколлу-паши, музей Мозаик Большого дворца,
развалины дворца Вуколеон, мечеть Кючук-Айа-София,
Базилика-Цистерна, мавзолей Махмуда II, мечеть Нуросмание, мечеть
Беязит, мечеть Бодрум, мечеть Лалели. В последней
фотоаппарат разрядился, и "съемочный день" пришлось прекратить. Все
пройдено пешком
16 октября (пт). Музеи Топкапы и Археологический, парк Гюльхане,
Готская колонна
17 октября (сб) - в основном, день неудач. Новая мечеть и мечеть
Рустем-паши (закрыты на реставрацию), мечеть Сулеймание, мечеть
Календерхане (закрылась перед носом), мечеть Шехзаде, мечеть
Килисе (глухая реставрация снаружи и внутри, плюс все дома
вокруг сносятся - еще повезло, что через забор удалось поснимать),
мечеть Зейрек, мечеть Эски-Имарет (вообще из-за лесов
не видна - нет пока смысла туда брести), колонна Маркиана,
мечеть Фенари-Иса, мечеть Фатих, мечеть Карие (ну
ладно-ладно, музей Хора), мечеть Фетхие (из-за лесов не
видать - нет смысла пока идти), мечеть Ахмет-паши (как и
указывал путеводитель, занята суперконсервативной общиной - не
решился даже близко подойти), мечеть Селима Явуза. Все пройдено
пешком. Оставалось еще время и зарядка на фотоаппарате, а потому
решил оттуда спуститься на Фенер.
Полил дождь, заблудился в закоулках трущоб. Откуда-то вынырнул
дедушка, спросил меня "Балат?", я ответил "Фенер" (это два
соседних района), и он показал мне верную кривую дорожку через
трущобы, а сам пошел вперед. Пока я якобы любовался окрестностями
(ш-ш-ш, зашел поссать в развалины одного из домов), он успел зайти
в свой дом, находившийся чуть дальше, и из своего окна протянул
проходящему мне пачку печенья и бумажку с двумя именами (Мухаммад и
Лейла с возрастами - очевидно просьба помолиться о болящих). Вот и
думай после этого плохо о мусульманах...
В Фенере была сплошная неудача: собор св. Георгия и патриаршья
резиденция закрыты, болгарская церковь св. Стефана закрыта. Плюнул
на все это безобразие и уплыл на пароме домой.
18 октября (вс). Прогулялся по Истиклаль под дождем, был на мессе в
соборе св. Духа (см. предыдущий пост). Уехал на метро до станции
Атаюрк Ото Санай, чтобы увидеть султанский павильон Маслак. Оттуда
на метро с пересадкой на станции Левент доехал до станции Бойязичи
Юниверситеси и оотуда спустился к крепости Румелы Хысыры. Оттуда
пешком прогулялся до Бебека и обратно; начался дождь, и я уехал
оттуда на автобусе.
19 октября (пн). На пароме съездил на все четыре доступных для
посещения Принцевых острова (по-турецки просто Адалар, т.е.
Острова): Кыналыада, Бургазада, Хейбеллиада и Бюйюкада. На Бюйюкаде
в тот момент, когда стало темнеть, и стало понятно, что к
предпоследнему парому я пешком не успею, пришлось неспортивно
воспользоваться местным электробусом. Фанаты рухнувшей империи, я
был в Халкинской семинарии!
20 октября (вт) - день Золотого Рога, т.е. паромов и ног. Сначала
на пароме доплыл до Фенера, где все-таки попал в патриарший собор
св. Георгия (спойлер - говно, нечего время драгоценное тратить).
Потом на пароме переплыл Рог до Хаскёя, откуда дошел до султанского
павильона Айналыкавак. Опять паром на другую сторону до Айвансарая,
где побывал во Влахернской церкви, а затем прошел через трущобы до
дворца Текфур и - внезапно! - до мечети Карие. Спуск
через те же трущобы вниз, новый паром и мечеть Эйюп Султан.
21 октября (ср) - день паромов и Азии. Сначала на метро проехал под
Босфором до Ускюдара, из четырех обещанных мечетей были открыты
только Иени Валиде и Михримах. Потом паромом доплыл до султанского
дворца Бейлербей (спойлер - класс!), еще одним паромом - до
султанского же павильона Кючуксу (еще один класс!). Паромом
вернулся в Ускюдар, откуда, как белый человек, паромом же вернулся
в Европу.
22 октября (чт) - день расслабухи. Только Бюйюкада - только горы,
сосновый лес и море, ну и еще монастырь Георгия
Кудунского.
23 октября (пт). Султанские дворец Долмабахче, павильон Ихламур и
парк Йылдыз.
24 октября (сб) - еще один день расслабухи, снова Бюйюкада
25 октября (вс). Последний раз прогулялся по Истиклаль, был на
мессе у св. Антония Падуанского, а потом отплыл паромом на
Бюйюкаду.
Слишком много Бюйюкады, - спросите вы. ПризнАЮсь, да. Вообще-то на
чт и сб предполагались однодневные выезды в Эдирне и Бурсу, но я
поленился. Ехать долго, от автостанции в обоих городах до центра
еще как-то добраться надо, а что в итоге? Опять одни и те же
одноообразные мечети? Нет, я ими сыт по горло. Вместо этого я два
лишних дня погулял по прекрасному острову: там час от пристани до
начала т.н. Бюйюк Тура - 1,5часового маршрута вокруг южной половины
острова. Вот я по тому Бюйюк Туру и гулял, пока не приходило время
возвращаться на паром. Бюйюкада и ее Бюйюк Тур - лучшее место в
Стамбуле!
Этим постом заканичвается серия длинных и нудных введений, далее
будут привычные посты с картинками!
|
</> |