Мои пути-дорожки по Стамбулу. Последняя вводная

топ 100 блогов sibeaster02.11.2020

Для самостоятельного путешественника Стамбул - отличное место. Исторический центр относительно компактен и проходится пешком, в удаленные примечательные точки легко добраться общественным транспортом.

Основной вид транспорта в историческом центре - это, странно звучит для нас, трамвай. По величине интервалов (в часы пик - буквально 2 мин),немалой скорости движения и габаритам состава (сцепка из 2 пар вагонов, т.е. всего вагонов - 4) трамвайная линия № 1 - это фактически наземное метро: по бОльшей части идет по изолированной полосе, вход на остановки через турникеты. Трамвай проходит по главной улице. останавливаясь в ключевых туристических местах (Лалели, Беязит, Чемберлиташ, Султанахмет, Гюльхане), а также в точках пересадки на другие внеуличные виды транспорта (Сиркеджи - пересадка на метро Мармарай, Эминёню - паромы в Азию), Каракёй (пересадка на паромы по Золотому Рогу и в Азию, плюс - фуникулёр на улицу Истиклаль), Кабаташ (еще один фуникулёр на Истиклаль плюс куча паромов).

Паромы Стамбула - это отдельная песня. Их очень много, с их помощью можно пересечь Босфор из европейской части в азиатскую; проплыть вверх по Босфору в бывшие прибрежные деревеньки, ставшие теперь удаленными части огромного мегаполиса (разумеется, по берегу и автобусы ходят, но они - жертвы пробок); добраться до укромных уголков вверх по Золотому Рогу (среди этих уголков одна из мусульманских святынь - мечеть Эйюп, в которой некогда новых султанов опоясывали мечом Османа; Фенер - место силы вселенского патриарха; Айвансарай - бывшие Влахерны). Кроме того, только паромами, по понятным причинам, можно добраться до Адалара - группы островов в Мраморном море, отличного места для пеших прогулок на природе. Расписание основных паромных линий можно найти здесь, это - по сути обычный городской транспорт, за который можно платить проездной карточкой. Кроме того, есть еще ряд условно "коммерческих" паромов, на которые нужно покупать билеты прямо на пристани в их кассе, в их числе Mavi Marmara и Turyol. Методом научного тыка установлено, что расписания находятся в разделе Tarifeler.

В Стамбуле есть и метро, аж 5 линий, но я пользовался только линией 2, ведущей из центра через Бейо'лу с Таксимом на север, и коротенькой линией 6 (мне показалось, что от ее конечной можно дойти до крепости Румелы Хысары; можно, но там местами очень крутые спуски)

Местным автобусом я воспользовался лишь один раз, когда с той самой Румелы Хысары возвращался в Стамбул. Карабкаться вверх к метро по склону я не решился (там, кстати, строят фуникулер, так что в будущем проблема будет решена), прогулялся от крепости до следующего "дачного" поселка - фешенебельного Бебека и обратно, а потом сел на автобус. Не слишком-то большое расстояние до Таксима мы преодолели...за 1,5 часа - пробки-с, так что автобус я порекомендовать вам не могу.

С оплатой транспорта проблема решается крайне просто: около любой остановки есть накрытый сверху крышей от непогоды автомат по продаже и пополнению проездной карты Istanbulcard. Необходимо лишь превый раз преодолеть себя и купить эту самую карту (автомат номинально многоязычный, но на первом же действии "прыгает" в свое естественное туркоязычное состояние), а далее просто кладешь карту на стеклышко справа, на экране слева отражается имеющаяся на карте сумма, в прорезь сверху пихаешь купюры, на все том же экране слева отражается внесенная сумма и новый баланс. На турникете в метро, трамвайной остановке, паромном причале прикладываешь карту, на экранчике опять-таки появляется информация о списываемой сейчас сумме и остатке на карте. Все просто и понятно, даже на турецком языке)))



Ну а теперь краткий рассказ, где был и что видел. По причинам, изложенным в прошлый раз, я называю все объекты так, как они именуются сейчас. Все эти прежние византийские церкви, ставшие мечетями, в моем перечне мечетями и являются, но ради снисхождения к любителям поверженного Второго Рима выделены жирным.

15 октября (чт). Айа-София, мечеть Султанахмет (почти все внутри закрыто на реставрацию - пока идти нет смысла), мавзолей Ахмеда I, площадь Султанахмет (бывший византийский Ипподром) с обелисками, мечеть Соколлу-паши, музей Мозаик Большого дворца, развалины дворца Вуколеон, мечеть Кючук-Айа-София, Базилика-Цистерна, мавзолей Махмуда II, мечеть Нуросмание, мечеть Беязит, мечеть Бодрум, мечеть Лалели. В последней фотоаппарат разрядился, и "съемочный день" пришлось прекратить. Все пройдено пешком

16 октября (пт). Музеи Топкапы и Археологический, парк Гюльхане, Готская колонна

17 октября (сб) - в основном, день неудач. Новая мечеть и мечеть Рустем-паши (закрыты на реставрацию), мечеть Сулеймание, мечеть Календерхане (закрылась перед носом), мечеть Шехзаде, мечеть Килисе (глухая реставрация снаружи и внутри, плюс все дома вокруг сносятся - еще повезло, что через забор удалось поснимать), мечеть Зейрек, мечеть Эски-Имарет (вообще из-за лесов не видна - нет пока смысла туда брести), колонна Маркиана, мечеть Фенари-Иса, мечеть Фатих, мечеть Карие (ну ладно-ладно, музей Хора), мечеть Фетхие (из-за лесов не видать - нет смысла пока идти), мечеть Ахмет-паши (как и указывал путеводитель, занята суперконсервативной общиной - не решился даже близко подойти), мечеть Селима Явуза. Все пройдено пешком. Оставалось еще время и зарядка на фотоаппарате, а потому решил оттуда спуститься на Фенер.

Полил дождь, заблудился в закоулках трущоб. Откуда-то вынырнул дедушка, спросил меня  "Балат?", я ответил "Фенер" (это два соседних района), и он показал мне верную кривую дорожку через трущобы, а сам пошел вперед. Пока я якобы любовался окрестностями (ш-ш-ш, зашел поссать в развалины одного из домов), он успел зайти в свой дом, находившийся чуть дальше, и из своего окна протянул проходящему мне пачку печенья и бумажку с двумя именами (Мухаммад и Лейла с возрастами - очевидно просьба помолиться о болящих). Вот и думай после этого плохо о мусульманах...

В Фенере была сплошная неудача: собор св. Георгия и патриаршья резиденция закрыты, болгарская церковь св. Стефана закрыта. Плюнул на все это безобразие и уплыл на пароме домой.

18 октября (вс). Прогулялся по Истиклаль под дождем, был на мессе в соборе св. Духа (см. предыдущий пост). Уехал на метро до станции Атаюрк Ото Санай, чтобы увидеть султанский павильон Маслак. Оттуда на метро с пересадкой на станции Левент доехал до станции Бойязичи Юниверситеси и оотуда спустился к крепости Румелы Хысыры. Оттуда пешком прогулялся до Бебека и обратно; начался дождь, и я уехал оттуда на автобусе.

19 октября (пн). На пароме съездил на все четыре доступных для посещения Принцевых острова (по-турецки просто Адалар, т.е. Острова): Кыналыада, Бургазада, Хейбеллиада и Бюйюкада. На Бюйюкаде в тот момент, когда стало темнеть, и стало понятно, что к предпоследнему парому я пешком не успею, пришлось неспортивно воспользоваться местным электробусом. Фанаты рухнувшей империи, я был в Халкинской семинарии!

20 октября (вт) - день Золотого Рога, т.е. паромов и ног. Сначала на пароме доплыл до Фенера, где все-таки попал в патриарший собор св. Георгия (спойлер - говно, нечего время драгоценное тратить). Потом на пароме переплыл Рог до Хаскёя, откуда дошел до султанского павильона Айналыкавак. Опять паром на другую сторону до Айвансарая, где побывал во Влахернской церкви, а затем прошел через трущобы до дворца Текфур и - внезапно! - до мечети Карие. Спуск через те же трущобы вниз, новый паром и мечеть Эйюп Султан.

21 октября (ср) - день паромов и Азии. Сначала на метро проехал под Босфором до Ускюдара, из четырех обещанных мечетей были открыты только Иени Валиде и Михримах. Потом паромом доплыл до султанского дворца Бейлербей (спойлер - класс!), еще одним паромом - до султанского же павильона Кючуксу (еще один класс!). Паромом вернулся в Ускюдар, откуда, как белый человек, паромом же вернулся в Европу.

22 октября (чт) - день расслабухи. Только Бюйюкада - только горы, сосновый лес и море, ну и еще монастырь Георгия Кудунского.

23 октября (пт). Султанские дворец Долмабахче, павильон Ихламур и парк Йылдыз.

24 октября (сб) - еще один день расслабухи, снова Бюйюкада

25 октября (вс). Последний раз прогулялся по Истиклаль, был на мессе у св. Антония Падуанского, а потом отплыл паромом на Бюйюкаду.

Слишком много Бюйюкады, - спросите вы. ПризнАЮсь, да. Вообще-то на чт и сб предполагались однодневные выезды в Эдирне и Бурсу, но я поленился. Ехать долго, от автостанции в обоих городах до центра еще как-то добраться надо, а что в итоге? Опять одни и те же одноообразные мечети? Нет, я ими сыт по горло. Вместо этого я два лишних дня погулял по прекрасному острову: там час от пристани до начала т.н. Бюйюк Тура - 1,5часового маршрута вокруг южной половины острова. Вот я по тому Бюйюк Туру и гулял, пока не приходило время возвращаться на паром. Бюйюкада и ее Бюйюк Тур - лучшее место в Стамбуле!



Этим постом заканичвается серия длинных и нудных введений, далее будут привычные посты с картинками!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Глобальная комиссия по политике в области наркотиков, в которую входят бывшие президенты ряда стран, объявила провальной войну с наркомафией в мире. Эксперты предложили государствам смягчить политику жестких мер по борьбе с наркотиками. По их ...
Доволен как слон!Проехался по трассе Кола на 130 непоколебим к ухабам и ямам. На сельской дороге так же без проблем, но в говна не засаживал. И главное отлично работает авторитетом, сгонять лишний раз тошнотов в левом ряду не надо, автоматом ...
Газета «Коммерсант» под заголовком «Россия будет находиться в состоянии конфронтации с Западом еще довольно длительное время». Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин о новом балансе сил в мире» опубликовала интервью директора Московского центра Карнеги Дмитрия ...
Люблю архитектуру. Говорят, что она - застывшая музыка в камне. Так и есть, с поправкой на то, что кроме внешней гармонии при строительстве нужно соблюдать еще и необходимый баланс удобства. Можно создать прекрасный особняк, но в нем будет холодно и неудобно жить. Кто выберет его для ...
Тот самый случай, когда логопед пьян и ему пора домой. Можно представить, чему такие пациентов научат. ...