Зиновий Гердт: я не мог оставаться в тылу, когда страна воюет...
amarok_man — 07.05.2023Когда началась война Залман Храпинович (настоящее имя Зиновия Ефимовича Гердта) был актёром Московской государственной театральной студии. И как он сказал: не мог оставаться в тылу, когда началась война. Он и ещё несколько его коллег-артистов этого театра ушли на фпрнт добровольцами.
Но на фронт артист попал не сразу.
Так как у Гердта имелось техническое образование, он был направлен в Московское военно-инженерное училище, где проходил обучение сапёрному делу. Затем младший лейтенант Храпинович стал командиром сапёрного взвода 81-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Шафаренко.
Основной задачей его подразделения было разминирование немецких минных полей перед наступление наших войск. Это были нейтральные полосы между противниками, а иногда даже и подконтрольная немцам территория.
На фронте Гердт отрастил усы (в центре, июль 1942 г.).
Перед очередным наступлением, обычно ночью, в полной темноте и в прямом смысле на ощупь, мы выползали вперед, чтобы разминировать проходы для проезда танков и наступающей пехоты. Всё мы разминировать не могли, но шестиметровые полосы для наших танков делали. Их наносили на карту, а по краям этих проходов оставляли метки. И потом, во время наступления, механики-водители могли на полной скорости гнать танки по этим проходам, уже ничего не опасаясь. Наступающая пехота тоже придерживалась наших меток и старалась за них не заступать.
А зимой, рассказывал Герд, даже метки были не нужны, так как вся разминированная полоса была вытоптана и выглажена нашими животами и хорошо выделялась на целинном снегу.
В феврале 1943 года началась Харьковская наступательная орепация. Дивизии в которой служил Гердт пришлось воевать с одной из самых боеспособных дивизий вермахта “Гросс Дойчланд”. «ст. лейтенант Храпинович, будучи начальником инженерной службы полка, при наступлении 12 февраля 1943 г. лично принял участие в разминировании минных полей противника, обеспечив проход танков. При выполнении этого задания был тяжело ранен в ногу». Рядом с Гердтом разорвался снаряд и его война окончилась. «Как будто оглоблей ударили по ноге. Я упал. И вижу, как моя левая нога сама собой ходит, как хвост дракона какого-то. И тут я понял, что её у меня нету».
Вера Павловна Кретинина (Веденина) — санинструктор 81-го гвардейского полка, 13 февраля 1943 года
Удаленный на половину коленный сустав не позволял ноге сгибаться в колене, но это была его нога, которая позволяла не только ходить, но и бегать. Правда, всю жизнь ему пришлось делать на заказ специальную обувь.
Ещё до окончания войны актёр с инвалидностью выписался из госпиталя и был принят в труппу знаменитого театра кукол Образцова. Почему пошёл в кукольный? Да потому что там, за ширмой, зрители не видели его ужасную хромоту.
Лишь через несколько лет он научился ходить почти не хромая и смог играть не только в обычном театре, но и сниматься в кино.