Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №8
elika.spb.ru — 26.01.2022
Так уж вышло, что в текущей «Зимней лИСтКУССТВеннице» я вам поведала немало
о зимних и новогодних фильмах. Упустив до сих пор свой самый
любимый отечественный фильм «Чародеи». Сегодня восполняю это
упущение. И прежде всего раскрою вам, кто мог играть, но не сыграл,
в этом замечательном фильме...

А
сперва немного о том, откуда вообще взялись «Чародеи». Идею
сценария писатели-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие взяли из
своей повести «Понедельник начинается в субботу». Но тот сценарий,
что был написан близко к оригиналу, режиссёр Константин Бромберг
забраковал. Дело в том, что Стругацкие были авторами нескольких
запрещённых к печати произведений, и к их творениям относились
особо придирчиво, а тут почти неприкрытая сатира на руководство, ну
и… сами понимаете. Во втором и окончательном варианте сценарий стал
самостоятельной новогодней историей, которая имела мало общего с
повестью
(остался только волшебный институт и несколько
героев). Борис Стругацкий о получившемся фильме говорил так:
«Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не
понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и
теперь вспоминаю его без отвращения».
А вот теперь интересное об актёрах, снимавшихся и так не снявшихся
в фильме.

На
роль доброй чародейки Алёнушки, которую директор института
Шемаханская превратила в ведьму-карьеристку, пробовались: Ирина
Алфёрова, Ирина Муравьёва, Лариса Удовиченко, Наталья
Белохвостикова и многие другие знаменитые актрисы. Но ни с одной не
сложилось. Муравьёвой, например, помешал возраст, Белохвостикова и
Елена Коренева были слишком утончёнными, Ирина Алфёрова, Елена
Цыплакова и Елена Проклова не были убедительны в роли ведьмы… Когда
пробовалась известная своим непростым характером Александра
Яковлева, режиссёр прямо сказал:
«Ведьму-то она сыграет, а вот
Алёнушку вряд ли», однако утвердил именно её. Актриса, кстати,
прекрасно поладила с экранным возлюбленным Александром Абдуловым,
зато у неё были крайне напряжённые отношения с Валентином Гафтом,
их даже старались снимать порознь.

На роль Ивана
пробовались: Олег Янковский, Игорь Старыгин, Николай Ерёменко,
Игорь Костолевский, Михаил Боярский. Режиссёр же утвердил, как вы
знаете, любимца зрителей Александра Абдулова, правда, телевизионное
руководство так долго рассматривало его кандидатуру, что работать
начали без него. Кстати, первые дни роль Ивана играл Сергей
Проханов, и это именно он ехал на лихой тройке под песню «Три белых
коня», а крупные планы Абдулова были сняты и вмонтированы позже.
Когда актёра наконец утвердили, то оказалось, что он может
сниматься только ночами, так как одновременно был занят в пяти
фильмах!
(Эх, везунчик, что и говорить!)

Директора института Киру
Шемаханскую хотели сыграть: Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих и
Маргарита Терехова. Режиссёр больше всего был заинтересован в
кандидатуре Тереховой, но когда на пробы пришла Екатерина
Васильева, внезапно понял, что лучшей Шемаханской ему не найти. В
пару к ревнивой колдунье стали искать всесильного вальяжного
чародея, и на эту роль пробовались Олег Басилашвили и Николай
Гринько, но в результате был выбран совершенно другой типаж, и сама
роль, соответственно, тоже стала совершенно другой. Маг Киврин
оказался забавным, искренним и немного неуклюжим, и сыграл его
Валерий Золотухин.

На роль комической пары
волшебников Коврова и Брыля так же пробовалось множество
замечательных актёров. Ковровым могли бы стать: Георгий Бурков,
Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Евгений Стеблов или Вениамин
Смехов, но утвердили Эммануила Виторгана. После начали искать
Брыля, на роль которого пробовались: Юрий Никулин, Спартак Мишулин,
Олег Анофриев и многие другие. Но однажды режиссёр увидел, как
Эммануил Виторган общается с Михаилом Светиным, которому при этом
приходилось высоко задирать голову, чтобы смотреть на своего
высоченного собеседника, и… Светина моментально утвердили.

Внутренние помещения и
коридоры института НУИНУ, по которым блуждал «герой с юга», снимали
в здании телецентра Останкино и в ДК «ЗИЛ». Внешний вид институт
позаимствовал у московской гостиницы «Союз», на которую при монтаже
добавили крышу от суздальского гостиничного комплекса «Турцентр». В
самом «Турцентре» снимали финальную праздничную сцену фильма. По
сценарию «гость с юга» появлялся в одном эпизоде и произносил всего
четыре фразы, но Семён Фарада сам написал для своего «гостя» целое
множество забавных ситуаций и фраз, которые внесли в сценарий, от
чего роль стала гораздо больше. Знаменитую фразу «Кто так строит?!»
актёр тоже придумал сам после того, как однажды действительно не
смог найти съёмочную группу, работавшую в одном из многочисленных
коридоров телецентра. К сожалению, при монтаже много сцен с его
героем было вырезано…

А
вот от цензуры в фильме пострадал не двуногий, а четвероногий
актёр, то есть кот Василий. Представляете, изначально у него была
целая повествовательная линия, он был очень вежливым говорящим
котом, но поплатился за свою кошачью сущность! Например, в фильме
были эпизоды, когда Василий, видя кошку на улице, приходил к
Шемаханской и просил дать ему отпуск не в январе, а в марте, как у
всех котов. Или, когда он уговаривал Ивана поддаться природным
инстинктам и не бояться поцеловать заколдованную Алёнушку… В общем,
режиссёра вызвали к начальству и сделали строгий выговор
«за
игривые намёки», и ему пришлось всё вырезать, оставив только
два выкрика: «Хам!» и «Ура!». Больше всего, конечно же, расстроился
Георгий Вицин, который озвучивал Василия.
* * *
В 90-х годах у режиссёра Константина Бромберга и сценариста Бориса
Стругацкого возникла идея снять продолжение «Чародеев». Сюжет
продолжения задумывался на злобу дня: институт НУИНУ атаковали
люди, желающие заполучить волшебную палочку, чтобы заняться
бизнесом. Институт со всеми чародеями был вынужден скрыться в
параллельном мире, но Алёна возвращается в мир реальный, где у неё
остались муж и дочка. Увы, этот проект не состоялся из-за проблем с
финансированием…
Это был восьмой выпуск
моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.