Не смотрите наверх! И вообще не смотрите
elika.spb.ru — 23.01.2022 Задумывая фильм «Не смотрите наверх», его создатели, видимо, желали явить на свет что-то наподобие сатирической антиутопии. По части антиутопии взяли избитый сюжет: к планете Земля движется огромная комета диаметром 7-10 км, которая буквально через полгода на нас обрушится, и «мы все умрём». По части сатиры ввели двух персонажей: профессора-астронома Рэндалла Минди (Леонардо Ди Каприо) и его студентку Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс), что заметили эту комету и пытаются донести эту информацию до остальных. Вот только остальные то над ними насмехаются, то засовывают в какое-то нелепое ТВ-шоу сродни нашему Малаховскому, короче, всерьёз нависшую угрозу не воспринимают и воспринимать не хотят. Причём абсолютно все, вплоть до президента США (Мэрил Стрип). Потом, правда, правительство выдумает извлечь из этой самой кометы некую выгоду, что ещё больше обогатит богачей и даже озолотит бедняков, но и из этой затеи ничего не выйдет...Наверняка на уровне идеи и даже сценария – то была очень неплохая история. Но, к сожалению, попала в руки американцам, а посему ничего путного из неё не вышло. Американский кинематограф лишний раз доказал, что сатира и ирония – не его конёк. Вроде бы и замахнулись высмеять все пороки современного общества, даже президентом женщину сделали (привет безмозглым феминисткам!), даже карикатурно представили правительство и журналистов, двух хороших актёров пригласили (я про Ди Каприо и Мэрил Стрип), а получилось всё топорно и в лоб. Из серии: «Я сейчас шутку шутить буду, если не поймёшь, следующие 15 минут экранного времени буду её объяснять». В итоге где-то до середины, а то и до финальной одной трети, фильм неимоверно затянут и откровенно скучен, было даже желание бросить его смотреть, но, слава Богу, к упомянутому времени там наконец-то что-то стало происходить, а посему даже возник интерес узнать, чем же всё в итоге завершится. Ну, а юмор… ну, что поделать: американцы всегда были и будут сильны только в одном – в гэгах. В зависимости от режиссёра и исполнителей эти самые гэги могут быть хорошими или плохими, смешными и не очень, но всё равно оставаться гэгами. Сатира и ирония – это не про Америку. Попади такой сценарий, например, к французам, наверняка на выходе было бы тонкое и ироничное кино, отлично высмеивающие пороки общества. Но, к сожалению, как я уже сказала, ни к французам, ни к кому бы то ни было ещё, кроме американцев, сценарий не попал.
Впрочем, по части актёрской игры ничего плохого сказать нельзя, по крайней мере, относительно Ди Каприо и Мэрил Стрип. Наверное, потому, что эти актёры в принципе, как я обычно говорю, не умеют играть плохо. Прекрасно понимаю, почему Лео согласился в этом всём сниматься: романтическим героем он пред зрителями не раз представал, с комедийной стороны блестяще себя раскрывал, бизнес-воротилой и аферистом мы его тоже видели, а вот образ чудаковатого и нелепого профессора Лео примерил на себя впервые. Ясное дело, что ему, как актёру, это было интересно. Мэрил Стрип в роли глупой президентши США тоже прекрасна. И даже не сильно раздражает Тимоти Шаламе: видимо, роли обычных современников ему удаются гораздо лучше, чем герои фантастических вселенных («Дюна»), что лишний раз доказывает, что актёр он – никакой.
Словом, этот фильм – наглядный пример того, как хорошая идея и, смею предположить, не менее хороший созданный на её основе сценарий могут превратиться у плохого режиссёра в полное ничто. И даже хорошая актёрская игра тут уже не помогает. Порадовало то, что это, наверное, первый голливудский фильм, где американцы не спасли мир. Ну, хоть какое-то нестандартное решение избитого вопроса. Просто тем, кто по сюжету и был способен на этот самый подвиг, сперва не поверили и от высокой миссии фактически отстранили, и в итоге в самый разгар апокалипсиса потенциальные спасатели предпочли просто провести напоследок время в кругу семьи и друзей.
|
</> |