Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №4
elika.spb.ru — 30.12.2021«Что ж ты синеешь, герой, у нас же цветное кино!»
_____
© из популярного эстрадного монолога Андрея Миронова о том, как зимой киногруппа снимает летнюю пляжную сцену :)
Из предыдущих выпусков «Зимней лИСтКУССТВенницы» вы уже знаете, как и кем в кино создаётся фейковая еда. А то, что в кино может быть запросто и фейковая зима, знаете? Ну уж в том, что хотя бы догадывались об этом, я уверена.
* * *
Рассказываю. Всем известную кинокартину «Девчата» начали снимать в 1961 году. В павильонах «Мосфильма» построили… интерьеры уральского посёлка лесорубов, там же высадили около 300 елей. Актёры были в полном восторге: пять минут пешком от гримёрной, и ты оказываешься в «тайге», то есть на съёмочной площадке. Но, увы: даже несмотря на такие дорогостоящие приготовления, нужной картинки заснеженного леса всё равно добиться никак не удавалось.
Тогда режиссёр Чулюкин решил быстренько отснять натурные сцены на Северном Урале в Пермской области в настоящем и действующем леспромхозе. И вот, в самый разгар зимы, вся съёмочная группа прибыла на место, где лесхозовские специалисты принялись учить актёров водить тракторы и орудовать бензопилой «Дружба», строго следя за техникой безопасности, конечно. Но опять незадача: очень скоро выяснилось, что снимать в таких условиях просто невозможно. Из-за жестоких морозов постоянно отказывала техника, операторы укутывали кинокамеры полушубками и грели керосинками, да и это мало помогало. В свою очередь, гримёры жаловались, что красные носы и щёки актёров невозможно скрыть уже ни под каким гримом. Вдобавок, как вы уже знаете, из-за сильных морозов актёр Рыбников едва не лишился главного актёрского инструмента, то есть языка.
Тогда съёмки решили отложить до более благоприятных условий, и вот уже ближе к лету Чулюкин переместился в Тверскую область, договорившись с руководством другого действующего леспромхоза. А чтобы превратить лето в зиму и создать аутентичную картинку, реквизиторы привезли сотни килограммов ваты и нафталина. Они укутывали ими брёвна и посыпали ветки, а тракторы и краны красили извёсткой, чтобы сымитировать иней. Клубы пара, врывающиеся в тёплое помещение с морозной улицы, создавали при помощи специального газа. Актёры морщились от едкого запаха, но стоически выносили все испытания ради искусства.
Словом, получилось так, что основные натурные сцены отсняли весной и летом 1961 года, а вот финал доснимали уже в августе, и не где-нибудь, а на ялтинской киностудии. Конечно же, в Крыму потребовалось ещё больше белой ваты и ещё больше терпения. Теперь актёрам приходилось сниматься в тёплых ватниках и полушубках при тридцатиградусной жаре. Гримёры в перерывах между дублями изводили целые упаковки салфеток, промакивая пот со лба киногероев.
Кстати, самую-самую финальную сцену фильма, где герои Надежды Румянцевой и Николая Рыбникова целуются, сидя посреди сугробов под заснеженными елями, снимали всё в той же Ялте. Зимой, как вы уже поняли, снять не успели, а картину уже пора было заканчивать. По счастью на Ялтинской киностудии нашёлся свободный павильон, его засыпали искусственным снегом, актёров опять укутали в ватники и шапки и… успешно сняли сцену из жизни лесорубов в зимней сибирской тайге.
И ещё несколько интересных фактов об этом фильме.
Советские критики приняли «Девчат» весьма прохладно, сочтя картину «чересчур бытовой и мелковатой для советского киноэкрана», а чиновники и вовсе присвоили ему третью прокатную категорию, одобрив выпуск лишь 891-й копии (что для огромного Советского Союза было очень скромной цифрой). Однако зрители составили совсем иное мнение: народ валом валил в кинотеатры. Кстати, по задумке режиссёра, «Девчата» должны были стать только первым фильмом в целой серии рассказов о каждой из героинь, но всё те же чиновники «Мосфильма» добро на продолжение съёмок так и не дали.
Лидером советского проката в 1962 году «Девчата» всё же так и не стали, поскольку выдержать конкуренцию с «Человеком-амфибией» и «Гусарской балладой», вышедшими в том же году, было непросто. Тем не менее, фильм собрал почти 35 миллионов зрителей и быстро разлетелся на цитаты, превратившись в поистине народную картину.
В зарубежном кинопрокате картина получила название “The Girls” и взяла несколько наград на международных кинофестивалях: почётный диплом жюри Международного фестиваля фильмов для молодёжи в Канне (Франция), почётный диплом Эдинбургского международного кинофестиваля (Шотландия) и приз за лучшую женскую роль на IV Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина). Кстати, аргентинцы настолько были впечатлены игрой Надежды Румянцевой, исполнявшей роль Тоси, что прозвали её «Чарли Чаплином в юбке» – самое почётное звание для комедийной актрисы, а итальянцы сравнивали её с Джульеттой Мазиной, женой Федерико Феллини.
Это был четвёртый выпуск моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
</> |