рейтинг блогов

Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1

топ 100 блогов elika21.12.2023 Ну, что ж, наконец-то в эфире — первый зимний выпуск «лИСтКУССТВенницы», которая, как вы помните, в этот раз будет посвящена истории создания киносказок. А начну я с рассказа об одном из самых любимых фильмов всех советских школьников, срежиссированном постановщиком «Человека-амфибии» и «Снежной королевы», то есть Геннадием Казанским. Итак, сейчас вы узнаете, как в 1956 году не пожалели денег на спецэффекты и затмили Голливуд нашим отечественным «Стариком Хоттабычем».

Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 Сценарий этой сказки написал Лазарь Лагин по мотивам своей же книги, изданной в 1938 году. В то время она была абсолютным бестселлером детской отечественной литературы. По сюжету школьник Волька находит в реке древний сосуд и выпускает на волю после тысячелетнего заточения джинна по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Мальчик и могущественный волшебник, которого тот называет по отчеству — Хоттабыч, попадают в невероятные приключения.

Картина снималась на студии «Ленфильм». Когда было объявлено о начале проб, туда потянулись тысячи школьников. Во время кастинга они читали стихи, а на следующем отборочном этапе разыгрывали сценки, в которых изображали, что попали под сильный дождь или ураганный ветер. В итоге на роль Вольки отобрали Алёшу Литвинова, на роль Жени — Гену Худякова, а на роль Гоги — Лёву Ковальчука.

Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 А вот на роль главного героя, т.е. Хоттабыча, пробовались... Евгений Лебедев и Георгий Вицин, но в итоге утвердили артиста из Одессы Николая Волкова. Ему тогда было 54 года, но стоило загримировать его под старика, как режиссёр воскликнул: «Берём!». К слову, после «Старика Хоттабыча» карьера Волкова в кино взлетела до небес — он сыграл ещё в нескольких десятках фильмов, среди которых ленты «Полосатый рейс», «Начальник Чукотки», «Двенадцать месяцев» и многие другие.

Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 Для середины 50-х «Старик Хоттабыч» был прецедентом по количеству и качеству спецэффектов. Компьютерной графики тогда, ясное дело, ещё не было, но эта киносказка стала примером невероятной изобретательности и мастерства советских кинематографистов. Негласной задачей при производстве фильма было превзойти Голливуд. Денег на съёмки не жалели. В НИИ телевидения для этого проекта даже специально разработали новую кинокамеру и проявочную машину. От работников всех цехов «Ленфильма» требовали по максимуму применить свои способности и таланты.

Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 Пожалуй, самыми забавными получились футбольные сцены, в которых ворота «играли» так, как хотел Хоттабыч: штанги и перекладины изгибались, то отбивая, то пропуская мяч. Эти самые волшебные ворота были изготовлены на заказ, были раздвижными и могли уменьшаться и увеличиваться в размерах. Плюс ко всему, ворота установили на рельсы, чтобы в нужный момент направлять их к мячу. Одну из штанг сделали резиновой. По сигналу сидевшие в яме рабочие тянули за тросы, и штанга «пропускала» гол.

Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 Если помните, перед тем, как заколдовать ворота, Хоттабыч решил, что каждому футболисту будет приятно играть с собственным мячом, вместо того, чтобы гоняться всем скопом за одним. Эпизод, в котором с неба падает множество мячей, снимали на маленьком ленинградском стадионе «Светлана», которому дорисовали большие трибуны, табло и прожекторы. Режиссёр Казанский дал игрокам по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх, а потом при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи летят наоборот, то есть сверху вниз. Стадион «Светлана» был небольшим, поэтому вместо массовки трибуны заполнили «болельщиками» из картона, а вот крупные планы людей, сидящих на трибунах, доснимали позже на центральном ленинградском стадионе имени Кирова (ныне — стадион «Петровский», что расположен буквально через мост от моего дома — прим. Элики). А вот футболисты были настоящими — для съёмок пригласили профессионалов.

Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 Самыми сложными были съёмки полёта на ковре-самолёте. Сцену на диковинном средстве передвижения снимали в павильоне, а потом наложили нужный фон. Облака создали с помощью дыма, из-за которого у исполнителя роли Жени потекли слёзы, когда он сбрасывал вниз подаренные индусами бананы. Но это было так к месту, что режиссёр решил оставить всё как есть. Эти фантастические съёмки собирали в четвёртом павильоне «Ленфильма» толпы народу.

Кстати, о бананах: единственным «ляпом» на весь фильм стал их зелёный цвет. А всё потому, что мастера реквизиторского цеха, которые делали бананы из папье-маше, никогда не видели эти заморские фрукты спелыми. Бананы появились в советских магазинах только в конце 50-х годов. Поэтому изготовленные для фильма из папье-маше бананы покрасили как бог на душу положит — изумрудной краской.

А вот ещё немного о съедобном в этом кино. Сыгравшему Хоттабыча Николаю Волкову пришлось пройти через серьёзное испытание, когда снимали сцену в цирке. По сюжету джинн поглощает одно мороженое за другим и в итоге простужается. Актёр ел не мороженое, а глазированные сырки, насаженные на палочку. Дублей было много, и, когда режиссёр наконец сказал заветное «Снято!», Волков проглотил уже столько сырков, что с трудом передвигался.
Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 Ho98ORrNEEE.jpg Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1
Наибольшая нагрузка, как вы можете догадаться, легла на цех комбинированных съёмок. В НИИ телевидения, как уже говорилось выше, специально для «Старика Хоттабыча» даже разработали новую кинокамеру и проявочную машину. Благодаря использованию передового по тем временам метода «блуждающей маски», на экране из ниоткуда возникали роскошные дворцы...

Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 Лето 1956 года, когда снималась картина, выдалось холодным. Дрессировщики категорически отказывались выводить на улицу тигров, слонов и верблюдов, чтобы те не заболели. Поэтому съёмочной группе пришлось следовать за цирком по разным городам — из Ленинграда в Москву, затем в Сочи. Ещё перед тем, как группа выехала в Сочи, директор картины Тамара Самознаева позвонила известному дрессировщику, заслуженному артисту РСФСР Александру Корнилову. В это время его зверинец находился как раз в сочинском цирке. Они договорились, что питомцы Александра Николаевича примут участие в съёмках.

А ещё именно в Сочи (а точнее — в сочинском санатории имени Серго Орджоникидзе) сняли знаменитый эпизод, в котором герои приземляются на ковре-самолёте в фонтан. Этот шедевр сталинского ампира, с его неподражаемым архитектурным ансамблем в стиле итальянского палаццо, действительно легко спутать с римским дворцом. На центральной площади искрится роскошный фонтан с восемью обнажёнными девами. Называется он «Танцующие вакханки». Вот именно этот фонтан у длинной и могучей лестницы главного корпуса и можно увидеть в фильме, когда волшебник с промокшей бородой говорит: «Мы пропали! Мы попали во дворец могущественного владыки! Сейчас появится стража, и нам отрубят головы…». Оказывается, до съёмок фильма много лет фонтан не работал, и лишь по настоянию директора киногруппы его починили и запустили впервые после войны. Есть информация, что не работает фонтан и сейчас.
Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1
Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1 – Сам полёт на ковре снимали в студии, – вспоминал Геннадий Худяков, исполнитель роли Женьки. – Мы сидели втроём, а за нами экран, на котором шли кадры с уже отснятым ранее небом и самолётами. Помню, делали сцену, когда мой Женька с жалостью кидает вниз связку бананов и кричит: «Эх, прощайте, бананчики!» А у меня в этот момент от дыма, который специально напустили в студии, глаза защипали, и слёзы потекли… Потом в санатории у бассейна рабочие выстроили трамплин, и ковёр-самолет вместе с нами скатывался по нему в воду. На экране же получилось, будто мы просто падаем вниз с неба. Вообще, когда снимали в Сочи, мы с Лёшей (Волькой) пошли купаться, и так круто ныряли, что исцарапали лица о камни. Режиссёр Геннадий Казанский страшно ругался, завидев нас побитыми, и объявил настоящий выговор. На съёмках царапины пришлось тщательно замазывать гримом.

Премьера фильма состоялась в Ленинграде в конце августа 1957 года. Сказка сразу покорила зрителей и имела огромный успех — за первые полгода её аудитория достигла 40 миллионов человек. По количеству спецэффектов картина превзошла многие голливудские проекты того времени. Сегодня на киностудии «Ленфильм» бережно хранят раритетный реквизит этой советской сказки — соломенную шляпу Хоттабыча, будильник, пионерский галстук Вольки и, конечно, тот самый кувшин, из которого появился джинн.
Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №1
Это был первый выпуск моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Я уверен, что нет. Потому что действительно заслужил. Он - единственный, кто не подкармливает террористов, а пытается их уничтожить. В сложное для собственной страны время. Прямо в их гнезде. Не дадут. Обаме, который ничего не сделал для мира во всем мире, дали. Президенту Колумбии, при ...
Бывает, встречаем мы человека, - он нас сразу цепляет,  он нам интересен, мы читаем его, слушаем, нам он нравится, он будоражит, бодрит. Мы ищем с ним встречи, контакта. Потом мы сближаемся и начинаем закидывать его советами каким ему надо стать, ...
Мне говорят: "Зачем ты столько говоришь о грудном вскармливании? Корми себе тихонько и не вступай в споры". Само собой. Но я вижу, что речь идет не только о грудном вскармливании. Речь идет о моем теле женщины и о том, что общество считает, я должна делать/не делать с моим телом. Я не в ...
Помните вчера мы с вами обсуждали историю и значение такого жеста как - "коза" , а сегодня один из френдов прислал мне вот такое фото, которое первоначально повергло меня в шок. Хоть я человек и далекий от религии, но что то мне показалось тут не так. Что это такое? Фотошоп? Монтаж? ...