Yablor.ru - рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.
Фототоп - альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.
В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.
elika — 21.12.2023Ну, что ж, наконец-то в эфире — первый зимний выпуск «лИСтКУССТВенницы», которая, как вы помните, в
этот раз будет посвящена истории создания киносказок. А начну я с
рассказа об одном из самых любимых фильмов всех советских
школьников, срежиссированном постановщиком «Человека-амфибии» и «Снежной королевы», то есть Геннадием Казанским. Итак,
сейчас вы узнаете, как в 1956 году не пожалели денег на спецэффекты
и затмили Голливуд нашим отечественным «Стариком
Хоттабычем».
Сценарий
этой сказки написал Лазарь Лагин по мотивам своей же книги,
изданной в 1938 году. В то время она была абсолютным бестселлером
детской отечественной литературы. По сюжету школьник Волька находит
в реке древний сосуд и выпускает на волю после тысячелетнего
заточения джинна по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Мальчик и
могущественный волшебник, которого тот называет по отчеству —
Хоттабыч, попадают в невероятные приключения.
Картина снималась на студии «Ленфильм». Когда было объявлено о
начале проб, туда потянулись тысячи школьников. Во время кастинга
они читали стихи, а на следующем отборочном этапе разыгрывали
сценки, в которых изображали, что попали под сильный дождь или
ураганный ветер. В итоге на роль Вольки отобрали Алёшу Литвинова,
на роль Жени — Гену Худякова, а на роль Гоги — Лёву Ковальчука.
А вот на роль
главного героя, т.е. Хоттабыча, пробовались... Евгений Лебедев и
Георгий Вицин, но в итоге утвердили артиста из Одессы Николая
Волкова. Ему тогда было 54 года, но стоило загримировать его под
старика, как режиссёр воскликнул: «Берём!». К слову, после
«Старика Хоттабыча» карьера Волкова в кино взлетела до небес — он
сыграл ещё в нескольких десятках фильмов, среди которых ленты
«Полосатый рейс», «Начальник Чукотки», «Двенадцать месяцев» и
многие другие.
Для середины 50-х
«Старик Хоттабыч» был прецедентом по количеству и качеству
спецэффектов. Компьютерной графики тогда, ясное дело, ещё не было,
но эта киносказка стала примером невероятной изобретательности и
мастерства советских кинематографистов. Негласной задачей при
производстве фильма было превзойти Голливуд. Денег на съёмки не
жалели. В НИИ телевидения для этого проекта даже специально
разработали новую кинокамеру и проявочную машину. От работников
всех цехов «Ленфильма» требовали по максимуму применить свои
способности и таланты.
Пожалуй, самыми
забавными получились футбольные сцены, в которых ворота «играли»
так, как хотел Хоттабыч: штанги и перекладины изгибались, то
отбивая, то пропуская мяч. Эти самые волшебные ворота были
изготовлены на заказ, были раздвижными и могли уменьшаться и
увеличиваться в размерах. Плюс ко всему, ворота установили на
рельсы, чтобы в нужный момент направлять их к мячу. Одну из штанг
сделали резиновой. По сигналу сидевшие в яме рабочие тянули за
тросы, и штанга «пропускала» гол.
Если помните, перед
тем, как заколдовать ворота, Хоттабыч решил, что каждому футболисту
будет приятно играть с собственным мячом, вместо того, чтобы
гоняться всем скопом за одним. Эпизод, в котором с неба падает
множество мячей, снимали на маленьком ленинградском стадионе
«Светлана», которому дорисовали большие трибуны, табло и
прожекторы. Режиссёр Казанский дал игрокам по мячу и попросил
подкинуть их высоко вверх, а потом при обратной прокрутке кадров
получилось, что мячи летят наоборот, то есть сверху вниз. Стадион
«Светлана» был небольшим, поэтому вместо массовки трибуны заполнили
«болельщиками» из картона, а вот крупные планы людей, сидящих на
трибунах, доснимали позже на центральном ленинградском стадионе
имени Кирова (ныне — стадион «Петровский», что расположен
буквально через мост от моего дома — прим. Элики). А вот
футболисты были настоящими — для съёмок пригласили
профессионалов.
Самыми сложными
были съёмки полёта на ковре-самолёте. Сцену на диковинном средстве
передвижения снимали в павильоне, а потом наложили нужный фон.
Облака создали с помощью дыма, из-за которого у исполнителя роли
Жени потекли слёзы, когда он сбрасывал вниз подаренные индусами
бананы. Но это было так к месту, что режиссёр решил оставить всё
как есть. Эти фантастические съёмки собирали в четвёртом павильоне
«Ленфильма» толпы народу.
Кстати, о бананах: единственным «ляпом» на весь фильм стал их
зелёный цвет. А всё потому, что мастера реквизиторского цеха,
которые делали бананы из папье-маше, никогда не видели эти
заморские фрукты спелыми. Бананы появились в советских магазинах
только в конце 50-х годов. Поэтому изготовленные для фильма из
папье-маше бананы покрасили как бог на душу положит — изумрудной
краской.
А вот ещё немного о съедобном в этом кино. Сыгравшему Хоттабыча
Николаю Волкову пришлось пройти через серьёзное испытание, когда
снимали сцену в цирке. По сюжету джинн поглощает одно мороженое за
другим и в итоге простужается. Актёр ел не мороженое, а
глазированные сырки, насаженные на палочку. Дублей было много, и,
когда режиссёр наконец сказал заветное «Снято!», Волков
проглотил уже столько сырков, что с трудом передвигался.
Наибольшая нагрузка, как вы можете догадаться, легла на цех
комбинированных съёмок. В НИИ телевидения, как уже говорилось выше,
специально для «Старика Хоттабыча» даже разработали новую
кинокамеру и проявочную машину. Благодаря использованию передового
по тем временам метода «блуждающей маски», на экране из ниоткуда
возникали роскошные дворцы...
Лето 1956 года,
когда снималась картина, выдалось холодным. Дрессировщики
категорически отказывались выводить на улицу тигров, слонов и
верблюдов, чтобы те не заболели. Поэтому съёмочной группе пришлось
следовать за цирком по разным городам — из Ленинграда в Москву,
затем в Сочи. Ещё перед тем, как группа выехала в Сочи, директор
картины Тамара Самознаева позвонила известному дрессировщику,
заслуженному артисту РСФСР Александру Корнилову. В это время его
зверинец находился как раз в сочинском цирке. Они договорились, что
питомцы Александра Николаевича примут участие в съёмках.
А ещё именно в Сочи (а точнее — в сочинском санатории имени
Серго Орджоникидзе) сняли знаменитый эпизод, в котором герои
приземляются на ковре-самолёте в фонтан. Этот шедевр сталинского
ампира, с его неподражаемым архитектурным ансамблем в стиле
итальянского палаццо, действительно легко спутать с римским
дворцом. На центральной площади искрится роскошный фонтан с восемью
обнажёнными девами. Называется он «Танцующие вакханки». Вот именно
этот фонтан у длинной и могучей лестницы главного корпуса и можно
увидеть в фильме, когда волшебник с промокшей бородой говорит:
«Мы пропали! Мы попали во дворец могущественного владыки! Сейчас
появится стража, и нам отрубят головы…». Оказывается, до съёмок
фильма много лет фонтан не работал, и лишь по настоянию директора
киногруппы его починили и запустили впервые после войны. Есть
информация, что не работает фонтан и сейчас. – Сам полёт на ковре
снимали в студии, – вспоминал Геннадий Худяков, исполнитель
роли Женьки. – Мы сидели втроём, а за нами экран, на котором шли
кадры с уже отснятым ранее небом и самолётами. Помню, делали сцену,
когда мой Женька с жалостью кидает вниз связку бананов и кричит:
«Эх, прощайте, бананчики!» А у меня в этот момент от дыма, который
специально напустили в студии, глаза защипали, и слёзы потекли…
Потом в санатории у бассейна рабочие выстроили трамплин, и
ковёр-самолет вместе с нами скатывался по нему в воду. На экране же
получилось, будто мы просто падаем вниз с неба. Вообще, когда
снимали в Сочи, мы с Лёшей (Волькой) пошли купаться, и так круто
ныряли, что исцарапали лица о камни. Режиссёр Геннадий Казанский
страшно ругался, завидев нас побитыми, и объявил настоящий выговор.
На съёмках царапины пришлось тщательно замазывать гримом.
Премьера фильма состоялась в Ленинграде в конце августа 1957 года.
Сказка сразу покорила зрителей и имела огромный успех — за первые
полгода её аудитория достигла 40 миллионов человек. По количеству
спецэффектов картина превзошла многие голливудские проекты того
времени. Сегодня на киностудии «Ленфильм» бережно хранят раритетный
реквизит этой советской сказки — соломенную шляпу Хоттабыча,
будильник, пионерский галстук Вольки и, конечно, тот самый кувшин,
из которого появился джинн.
Это был первый выпуск
моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
Я уверен, что нет. Потому что действительно заслужил. Он - единственный, кто не подкармливает террористов, а пытается их уничтожить. В сложное для собственной страны время. Прямо в их гнезде. Не дадут. Обаме, который ничего не сделал для мира во всем мире, дали. Президенту Колумбии, при ...
Бывает, встречаем мы человека, - он нас сразу цепляет, он нам интересен, мы читаем его, слушаем, нам он нравится, он будоражит, бодрит. Мы ищем с ним встречи, контакта. Потом мы сближаемся и начинаем закидывать его советами каким ему надо стать, ...
Мне говорят: "Зачем ты столько говоришь о грудном вскармливании? Корми себе тихонько и не вступай в споры". Само собой. Но я вижу, что речь идет не только о грудном вскармливании. Речь идет о моем теле женщины и о том, что общество считает, я должна делать/не делать с моим телом. Я не в ...
Помните вчера мы с вами обсуждали историю и значение такого жеста как - "коза" , а сегодня один из френдов прислал мне вот такое фото, которое первоначально повергло меня в шок. Хоть я человек и далекий от религии, но что то мне показалось тут не так. Что это такое? Фотошоп? Монтаж? ...