Зеленчукская. На том самом месте, спустя 35 лет.
flackelf — 03.04.2023 И правду говорят - не возвращайся , не ищи прошлое и особенно ушедшую молодость. Ничего того, что запомнил, в мире настоящем нет, оно ушло.Но ведь всё равно тянет, особенно когда вокруг такая красивая природа.
Много лет мечтал побывать еще раз на этом месте и вот это у меня получилось. Думаю мало кто из тех кто там служил со мной в прошлом веке, еще раз приезжал в эти места у предгорий Большого Кавказского хребта.
Днем 19 марта после прибытия на маршрутке из Ставрополя в Зеленчукскую, что заняло 4,5 часов, после того как заселился в центре станицы, рядом с автовокзалом, уже не минуты не было мне покоя. Быстро перехватив каких-то пирожков, кинув сумку в квартире, бросился пешком через всю станицу туда - на ее северную окраину. Туда, где был в 80-е годы военный городок и мне почему-то казалось, что идти недалеко. А оказалось не менее 4-х километров, по грунтовым улицам станицы. В 80-е, когда уезжал на дембель, мне показалось что расстояние от городка до центра станицы и автовокзала сильно меньше.
1. Перехожу по пешеходному мосту через реку Большой Зеленчук. Мне туда - ближе к этому горному хребту.
2. Вот особенно долго шел по этой улице, которая просто не имела конца. В голове путались какие-то смутные воспоминания, я все пытался найти глазами что-то знакомое, но кроме горного хребта ничего пока не улавливал.
3. Вот он городок. За забором и те самые дома где жили наши офицеры. Мне они 35 лет назад выше казались, да и забора кажется этого не было.
Что там сейчас? Можно ли пройти? А вдруг все огорожено?
4. Издалека из-за новой крыши мне этот дом показался как будто-бы прошедшим реконструкцию. Но когда я подошел ближе всё оказалось совсем не так.
5.
6. И с восточной сторону тоже стоит забор. Но кажется там вдали есть проход.
А вдруг туда нельзя заходить? Ведь неизвестно кто тут сейчас обитает.
7. Все в этом мире меняется, только не горы которым миллионы лет. Большая гора под названием "Джисса" все так же доминирует с севера над станицей Зеленчукской. Это одна из вершин Скалистого хребта, идущего параллельно Главному Кавказскому хребту. Высота ее 1600 м. Она никак не изменилась и именно такой я ее и запомнил.
Пишут, что у подножия этой горы есть остатки оборонительных сооружений периода русско-турецких войн XIX столетия.
8.
9.
10. Ничего не узнаю кроме этих жилых домов.
11. Ну вот я зашел туда. Никакой там не военный городок. Все военные лет 30 назад скорее всего отсюда съехали.
Сейчас это самая удаленная и депрессивная окраина Зеленчукской, куда даже таксисты ехать не хотят, из-за убитой дороги.
Кто тут живет сейчас - понятия не имею.
12. Вот именно тут жили наши офицеры, гражданский строительный персонал, также офицеры комендантской роты, персонал госпиталя, офицеры роты "летунов", которые были в форме ВВС. Вот эти "летуны", это были как раз те, для кого мы строили здешние объекты. Ведь в СССР у Космических войск не было своей отдельной формы и они носили форму как у ВВС.
Я в этих домах как электрик, иногда в квартирах что-то частенько чинил. После этого как правило меня кормили нормальным сытным "гражданским" обедом и это было самым лучшим вознаграждением.
В период с декабря 1987 года по май 1989 года, я периодически и подолгу бывал на всех точках здешней стройки. Эта точка внизу в Зеленчукской лишь одна из них. Здесь находился главный штаб, госпиталь, гауптвахта, комендантская рота, одна из из рот нашей ВЧ 11685. Но большую часть времени за эти полтора года, я всё же провел на Чапалах, что в горах, а также на "восьмерке", что за станицей Сторожевая. Тем не менее, меня как электрика постоянно дергали между всеми точками нашего расположения.
Уже поди и в живых осталось не более половины из тех, с кем и под чьим командованием я тут служил. Да и где все эти люди, разорванные 31 год по многим бывшим республикам? Особенно те кто родом из бывшей УССР, а таких было немало.
13. Вот этот ракурс немного врезался мне в память.
Но в целом я тогда в Телеге прямо тут сидя на скамейке написал следующее:
"Хотел тут один в прошлое вернуться, молодость повстречать, "побывать" в весне не 2023, а 1989 года. Ну ну... Правду говорят, что не стоит этим заниматься. Ничего тут нет. От воинской части и следов почти не осталось, там фермерское хозяйство сейчас. Жилые дома где офицеры жили на месте - жалкое зрелище. Капитальное здание штаба на месте, но кажется полузаброшено. И только прекрасные горы Кавказа, знакомые с юности их очертания и воздух все тот же, что 35 лет назад. И потом да, тогда весной 89-го я отсюда должен был возвращаться в свой родной уже перестроечный, но ещё советский Киев. А вот теперь мне нужно в Ленинград..."
14. Во тут должны быть одноэтажные казармы барачного типа. Где они??
15.
16.
17. Вот этот ракурс показался мне очень знакомым.
18. Решил обойти это по кругу, пока позволял световой день.
19. Это вообще не помню. Хотя постройка старая.
20. Это тоже не знакомое.
21. Вот кажется показалась знакомая дорога из бетонных аэродромных плит, которая в 80-е была совсем новенькая.
22. Вот тут ее лучше видно. Этот ракурс не изменился. Справа - бывший штаб УИРа. И очертания гор знакомые.
23. Вот это седловидную гору тоже запомнил.
24.
25.
26.
27. Вот бывшее здание УИРа поближе. Кажется используют только часть здания. Возможно фермеры.
28. И какой идиот решил поверх бетонных плит асфальт положить. Из-за этого сюда таксисты ездить не хотят.
29. Виды гор конечно захватывают! Это я еще в Архыз не съездил на тот момент.
30.
31.
32.
33. Этого озера вроде не было. И того, что за ним тоже.
34. Обхожу территорию по кругу.
35.
36. Какое-то жалкое зрелище. Но живности повсюду пасущейся много.
37. Вот - остатки казарм. Точно узнаю.
38. Тут еще где-то была столовая и госпиталь. А еще гарнизонная губа.
39.
40. Вот это здание с полосочками тоже узнаю.
40. Это кажется наш госпиталь. Мне в нем операцию на ноге делали. Большие шрамы до сих пор напоминают.
41.
42. Теперь там огорожено и скот находится. Не подойти.
43. Вот этот валун на горе Джисса так и лежит где лежал в 80-е годы.
44.
45. Где-то тут была медсанчасть наша в отдельном домике.
46. Кран с автомобиля КРАЗ. Возможно из нашего автопарка.
47. Вернулся к домам и стал вызывать такси, ибо идти 5 километров назад сил уже не было. Еле вызвал - с доплатой.
48. Все - прощальный взгляд.
Только не подумайте, что все что мы делали развалилось и пошло прахом.
На Чапалах стоит на боевом дежурстве в интересах ВКС России РЛС "Крона". На Сторожевой-2 стоит горная бригада, которая тут появилась в нулевые годы. Искусственное озеро "миллионник", которое мы копали, судя по картам - на месте. Только туда сейчас не попасть, не 80-е годы на дворе, когда тут был проходной двор. Там военная закрытая зона. К тому же это Кавказ, да и граница не так далеко. (вся эта информация открытая и есть в свободных источниках).
Поездка в станицу Сторожевая по трассе Зеленчукская - Лабинск.
Это недалеко, километров 15-17 западнее Зеленчукской. За помощью опять обратился к местному таксисту.
49.
50. Трасса на Лабинск, что уже в соседнем Краснодарском крае.
51.
52.
53.
54.
55. Запись из Телеги от 21 марта:
"Гора Сухая Вершина, которая господствует с севера у станицы Сторожевая, что расположена в километрах 10 западнее Зеленчукской.
Эта гора тоже часть Скалистого хребта, который относится к предгорьям Большого Кавказа и который доминирует севернее над цепочкой станиц от Кардоникской до Преградной, связанных региональной автодорогой, которая далее уходит в Краснодарский край на Лабинск.
Я очень хорошо запомнил эту гору.
В ясную погоду эту вершину в 1300 метров было отлично видно сверху с объекта "Чапалы".
Помню как смотрел на неё с грустью тогда, совсем еще молодой когда даже один год казался бесконечностью и думал - вот где-то за этой горой, там на севере находится Невинномысск, где станция, железная дорога и целых два проходящих поезда в мой родной Киев - кисловодский и бакинский. И всё мечтал, что наступит тот день, когда я дембелем, быстрее птицы полечу в "невинку" на станцию, чтобы побыстрее уехать домой. Этот день помню настал 15 мая 1989 года."
В те годы мне показалось бы абсолютно невозможным - желать еще раз сюда вернуться.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62. Отворот на юг, в сторону гор, на Сторожевую 2 и Чапалы. Дорога строилась для больших военных КАМАЗов.
Запись из Телеги от 22 марта:
"В кадр также попала военная бетонка, проложенная еще в конце 70-х и которая вела на все точки нашей грандиозной военной стройки. Стройки давно закончены, а бетонка осталась и даже по прежнему используется военными КАМАЗами повышенной проходимости. Вот эти КАМАЗы тоже за 35 лет совсем не изменились, в отличие от нас всех живущих. Сколько же я раз тогда трясся по этой бетонке сидя в кузове военного ЗИЛ-130, когда спускался с Чапалов или Сторожевой-2 в Зеленчукскую."
63. Станица Сторожевая. Доводилось мне через нее в 80-е пешком ходить.
Основана в XIX веке как казачья станица в предгорьях Главного Кавказского хребта. Сейчас большинство жителей - карачаевцы.
64. Попросил проехать несколько километров по этой вот бетонке.
65. Вот тут она поворачивает на север и дальше ехать нет смысла, потому как скоро КПП и все равно развернут назад.
66. Вот там находится Сторожевая 2 - бывшая "восьмерка".
67. Проехали через Сторожевую на обратном пути.
68.
69.
70.
71.
72.
|
</> |