Картина маслом
nikolai_endegor — 02.08.2024 В одной петербургской квартире я увидел картину. Она большая, в человеческий рост, рама стоит на полу, прислоненная к стене в узкой комнате шириной два с половиной метра, свет падает почти вдоль поверхности холста, бликуя на неровностях красочного слоя. Сам удивляюсь, как удалось ее сфотографировать... Видимо потому, что зацепило.Экскурсовод - а в той квартире проходят экскурсии - помнила только, что это чья-то студенческая работа. Но, как говаривал один известный персонаж, разве не достаточно прочесть пять страниц Достоевского, чтобы понять, что он писатель? И разве не достаточно посмотреть на картину, чтобы понять, что ее автор - художник?Через пару дней я связался с хозяйкой квартиры и она назвала мне имя: полотно написала Анастасия Платунова, выпускница Академии художеств (петербургской, конечно).
Авторское название картины мне не известно, но оно, несомненно, определяется изображенным сюжетом, который читается как интересная книга. В центре на сцене сидят трое: слева танцовщик Вацлав Нижинский в костюме фавна, в центре импрессарио Сергей Дягилев, справа художник Лев Бакст. Время действия - период репетиций балета "Послеполуденный отдых фавна", ставшего в Париже гвоздем очередного Русского сезона (премьера 29 мая 1912 года).
Создатели балета сидят на театральной сцене - это парижский театр Шатле, его зал различим на заднем плане. Декорации уже установлены, они видны слева, а это значит, что премьера состоится совсем скоро. На полу разложены эскизы, выполненные Бакстом: виден картон с костюмом для Нижинского-фавна - возможно самая знаменитая работа художника, различимы и эскизы костюмов нимф.
Лев Бакст. Эскиз костюма фавна, 1912
Лев Бакст. Эскизы костюмов нимф к балету "Послеполуденный отдых фавна", 1912
Еще один лист, лежащий на полу, по-видимому, является наброском сценического движения. Такой рисунок мне неизвестен, но существует фотография Адольфа де Мейера (сделанная уже после премьеры), полностью ему соответствующая. Почему бы не предположить, что подобный рисунок мог существовать и до спектакля?
Адольф де Мейер. Сцена из балета "Послеполуденный отдых фавна", 1912
В кулисах видны две фигуры. Лица их различить трудно, но возможно это композитор Клод Дебюсси, автор симфонической поэмы на музыку которой поставлен балет, и друг Дягилева Вальтер Нувель, его правая рука в организации "Русских сезонов".
Нижинский наклонился к Дягилеву, они рассматривают какой-то рисунок. Что на нем может быть изображено? Вероятно, это варианты поз, набросанные танцовщиком - посмотрите, как его левая рука словно повторяет то, на что смотрят глаза. "Послеполуденный отдых фавна" был первой работой Нижинского-хореографа, он был очень не уверен в себе, постоянно сомневался, обсуждал и оттачивал каждое движение. Достаточно сказать, что состоялось более 100 репетиций балета, длящегося всего 10 минут.
Дягилев - барин на вершине барства. Он триумфатор двух прошедших Русских сезонов и хочет, чтобы Париж вновь лежал у его ног. Он понимает, что хореография Нижинского не укладывается ни в какие принятые рамки, что балет будет скандален, но этого Дягилеву и нужно, чтобы публика валом валила на спектакли его труппы. И ему хочется показать свету "своего" Нижинского не только как танцора, но и как актера, и как балетмейстера, поэтому он вполне благосклонен.
Бакст немного отстранен. Он уже сделал свою основную работу. Именно он нашел вместе с Нижинским концепцию балета-фрески, они вместе ходили в Лувр смотреть египетские рельефы и греческую вазопись, мотивы которых сейчас воплощаются в танце. Бакст придумал узкую сцену с выдвинутой вперед плоской декорацией, фигуры танцовщиков развернутые корпусом к залу, но с лицами в профиль, как на античных рисунках и барельефах.
Силен и менада. Ок 450 г. до н.э. Лувр, Париж.
Если в балете бывали революции, то одной из них стал "Послеполуденный отдых фавна". Персонажи картины еще не знают об этом, но мы, глядя на них, можем об этом догадываться. Как можем предвидеть, что через какой-то год с небольшим Дягилев изгонит Нижинского из труппы, не простив ему "измены" - женитьбы на нормальной женщине, а Бакст после неоднократных конфликтов уйдет от Дягилева сам.
...Если чего-то в картине мне не хватило - так это еще одного персонажа, Брониславы Нижинской, любимой сестры Вацлава. Она поддерживала его как начинающего хореографа, с ней он тайком репетировал, искал наиболее выразительные движения. Она танцевала партию одной из нимф, а однажды, когда Вацлав был уже серьезно болен, исполнила и партию фавна.
Адольф де Мейер. Бронислава и Вацлав Нижинские в балете "Послеполуденный отдых фавна". 1912.
Картину, о которой шел рассказ, вы можете увидеть в квартире-музее Бенуа в Санкт-Петербурге. Это частная квартира, но туда можно попасть на экскурсию. Всячески рекомендую это прекрасное место, где бережно сохраняется наследие семьи Бенуа и многое-многое другое.
.
|
</> |