Здоровый взгляд на учителей: потенциальные лгуны или потенциальные мудрецы?

Это присвоение подозреваемому статуса невиновного, пока не будет доказано обратное. Даже в случае, если многие свидетельства первоначально склоняют к мысли, что подозреваемый виновен. Почему? Потому что мы можем ошибиться и наказать невиновного. Мы можем повредить невиновному человеку. А повредить невиновному во много раз хуже, чем дать виновному избежать наказания. Если десять преступников захватили одного заложника, мы не уничтожаем их скопом. Десять очков за "правильное" убийство несоизмеримы с вычетом "очка" за неправильное. Это не будет 10-1=9. Мы не будем в плюсе. Потому что отрицательное "очко" по модулю превосходит десять положительных.
О том же свидетельствует и евангельская притча о пшенице и плевелах. Если есть малейшая опасность выдернуть с плевелами и пшеницу, оставим плевелы в покое.
Однако, если нет опасности повредить кому-то, то ситуация переворачивается на 180 градусов.
Мы не будем прятать денег при постороннем человеке. Потому что посторонний человек воспринимается как потенциальный вор, а не как потенциальный порядочный человек. Присваивая ему воображаемый статус "потенциального вора", мы никак не вредим ему, но это позволяет нам быть более осторожными.
Когда мы на пробежке, мы воспринимаем случайную встречную собаку не как восхищенного зрителя, а как потенциального агрессора, который может укусить. И мы правы, и такая наша оценка (предосторожность) никак не вредит собаке.
Тоже самое должно быть в теории и с учителями.
Но пока мы маленькие, у нас нет выбора. Мы воспринимаем учителей как мудрецов и без всякой потенциальности. Причем, мудрецов совсем не случайных. Каждый человек на улице случаен, а наш учитель никак не случаен, он - наш, и, порой, единственный. Таков наш наивный детский взгляд на мир.
Жестокая реальность в том, что, на самом деле, все наоборот. Но это становится понятным, когда мы становимся способными охватить мышлением весь мир.
Мы не выбираем, где родиться. Потенциально мы могли бы родиться и в Афганистане, и в северной Корее, и в Уганде, и в глуши Амазонии.
Представим рождающихся на всей Земле выстроенных в цепочку в порядке их появления на свет. Пусть это будут те звенья, которые близки к нашему собственному рождению. И будто мы наблюдаем их. Поп-поп-поп... Намибия, Сальвадор, Дания, остров Пасхи... каждый следующий выскакивает совершенно в случайном месте, и каждому предназначен совершенно случайный родитель. Поп... Вот и мы выскочили.
Или представим себя в утробе с уже развитым мозгом. И вот у матери начались схватки. Скоро мы выскочим. Но где мы выскочим, в какую культуру окунемся?
Другой важный факт, который становится понятным после того, как мы охватываем мышлением весь мир, - это тот факт, что все люди лгут. А в идеологических вопросах - практически тотально.
Прикладные знания, которые дают нам родители, ценны и важны для усвоения. А вот идеология совершенно случайна.
Причем, вероятность того, что посторонний человек, при котором мы прячем деньги, окажется вором, намного меньше, чем вероятность того, что наша первая идеология окажется конструктивной. Весь мир покрыт лживыми идеологиями.
Кто-то может сказать: "Да, покрыт, но моя идеология правильная". Но также думает и последователь любой другой идеологии. И парадокс в том, что чем ограниченнее последователь, тем сильнее он уверен в своей позиции. Уверен, потому что у него мозг не способен подсказывать слабые места в его идеологии. Все что он видит - это сильная и стройная система, в которой нет ничего, что намекает на изъян.
И, конечно, если бы у нас был первоначально развит мозг, мы должны были бы воспринимать своих первых учителей как потенциальных лгунов. Мы никак не повредим им такой своей осторожностью. Но можем избежать опасности стать безвольными бревнами, плывущими по течению реки, в которую мы попали.
А быть просто бревном в реке, в которой мы родились - это пространный путь. И многие идут им (Мф 7:13).
|
</> |