
Зарплаты россиян на треть меньше, чем у западных европейцев


Блогер

(Для дотошных. Вот статья ВВС, вот пафосное исследование, на которое ссылается BBC, а вот разбор ошибок швейцарцев).
Однако мой глаз всё же зацепился за весьма любопытный график в статье, который показывает, насколько сильно наши доходы отстают от европейских:

График на первый взгляд содержит очевидные странности. Так, например, средняя зарплата в трёх богатых европейских странах, с которыми нас сравнивают — около 2 тысяч евро в месяц, в России — около 500 евро. Я не уверен, что разница в ценах у нас и в Европе настолько велика, что 500 евро в России эквивалентны 1400 евро в Германии.
Вторая странность — получается, что мы живём сейчас примерно на уровне конца семидесятых годов. Однако ассортимент магазинов в СССР был, мягко говоря, не вполне на уровне. Жить подобно немцам тех лет — с личным автомобилем, с регулярными поездками за рубеж, с полным набором бытовой техники, с нормальной одеждой, с предметами для хобби и так далее могли, пожалуй, разве что представители номенклатуры.
Предвосхищая очевидное возражение, с квартирами тогда тоже было не очень, на одного человека приходилось примерно вдвое меньше квадратных метров, чем сейчас.
В общем, график достаточно спорный. Вместе с тем, как говорил один исторический персонаж, другого графика у меня для вас нет. И, следовательно, было бы здорово такой график создать.
Я бы сделал это так: взял бы среднего россиянина, составил бы полный список его расходов. Потом подсчитал бы, во сколько всё то же самое обошлось бы в Европе. А потом посмотрел бы, сколько у европейца остаётся денег. Тогда подсчёт получился бы более-менее показательным, мы бы сравнивали метры с метрами, а килограммы с килограммами.
Вместо подведения итога замечу, что наши журналисты, конечно, те ещё халтурщики. Западные исследования о России они перепечатывают не обсуждая и даже не задумываясь о них. Однако не меньшими халтурщиками являются и наши отечественные экономисты. Они не создают достаточно ярких и понятных исследований, чтобы привлечь внимание журналистов.