Записки психиатра

Паранойя в клиническом смысле слова (паранойяльный бред, параноидное расстройство личности) встречается не так часто. Но подозрительность, стремление узнать "что за этим кроется", "кто за этим стоит", "кто управляет процессом", "кому это выгодно" - явление настолько частое, что я иногда говорю о "параноидной литературе".
*
Бесконечные разговоры о "мировой закулисе", "жидо-масонском заговоре" представляют для меня двойной интерес. Во-первых, профессиональный, как устойчивая параноидная концепция. Во вторых - личный. Я, будучи евреем, на практике сталкивался с обвинениями в свой адрес. То, что в свое время я принял крещение, совсем не исправляло дело. И Аркадий Львов, набросившийся на меня с обвинением в том, что я пошел на этот шаг, чтобы слиться с агрессивным большинством и избежать дискриминации, очень плохо представлял себе всю двойную уязвимость "православного еврея" в семидесятые годы... Для слияния с агрессивным большинством тогда нужно было вступать в партию и разоблачать сионизм. Что многие мои соплеменники делали весьма успешно.
*
Но я отвлекся. Сейчас хочу говорить о паранойяльной общественной установке с чисто профессиональной позиции.
В основе такой установки лежит общая атмосфера страха и неблагополучия. острое ощущение опасности. Эта опасность, как и в индивидуальной паранойе, может восприниматься как внешняя, и как внутренняя. Симптом открытости мыслей превращается в шпиономанию. Кто-то знает наши тайны. Кто-то проникает в самые глубины наших секретов, под бетонные перекрытия бункеров, как под черепную коробку. И даже если опасность ощущается внутри, ее источник видится вовне.
*
Иными словами, психотическая проекция (внутренняя опасность переживается как внешняя) и рационализация, то есть стремление "разумно" объяснить психотический страх становится уже не индивидуальной проблемой пациента, а общественным феноменом. Но основное отличие таково. Индивидуальный психотический страх, индивидуальная паранойя неуправляемы, не поддаются контролю. Лечение психотропными препаратами приносит временное облегчение. В психотерапию паранойи я не верю. Психотерапевт немедленно будет восприниматься как один из врагов, связанный тысячей нитей с источником тревоги... Общественная паранойя управляема. Исключительную роль играют тут средства массовой информации. Распространяемый ими бред, даже если ему не верят, все равно порождает у населения тревогу.
Но если напор агитации. сила информационной атаки ослабевает, то и массовая паранойя постепенно угасает.
*
Иными словами, общественный бред есть бред индуцируемый. Кто теперь боится ядерной зимы? Кто боится нашествия марсиан? Кто боится японских шпионов и врачей-убийц?
А всего этого боялись. Общественная паранойя превращалась в общественную, массовую панику.
*
Многие наверное знают, какую панику вызвала радиопостановка по роману Уэллса "Война миров" в США. Дело в том, что часть людей включила радио не с начала, и сообщения о прилете космических кораблей, которые неслись из радиоприемников, восприняли как сводку последних известий. Этот случайный эксперимент весьма показателен. Другие примеры, которые я привел не случайны. Тоталитарным режимам выгодно держать население в атмосфере подозрительности и страха. Этот прием слишком прост и соблазнителен, чтобы не воспользоваться им.
|
</> |