Записки негативиста: Главное - оригинальность!
Софья Романова — 15.10.2014- Ну, надо проявить оригинальность, сказать какой-нибудь комплимент, похвалить, спросить про какую-нибудь вещь.
- Да-да, знаем мы это. Поэтому всем клиентам, которые находятся на окраине, рассказывают, как до них трудно добраться, тем, у кого кондиционера в офисе нет – как у них жарко и душно, а у кого есть – как хорошо и прохладно.
Этот диалог состоялся на тренинге по установлению контакта. Потом тренер рассказал такую полулегенду.
Шел подобный тренинг, и на вопрос, как установить контакт, один из учеников сказал:
- Выбрать какую-то бросающуюся в глаза вещь и сказать о ней несколько слов.
Его поддержали другие ученики. Тренер сказал:
- Хорошо, сделаем так. Сейчас я выйду в другую комнату, Вы будете заходить по одному, устанавливать контакт и оставаться в комнате, посмотреть, как это будут делать другие.
Первый ученик зашел в соседнюю комнату. В комнате не было ничего, всю мебель убрали, стены неброские, посреди пустого пола постелен коврик, на нем сидит тренер, а за его спиной огромная в пол-стены картина со слонами.
- Какая у Вас прекрасная картина! – говорит ученик. – Наверное, историческая ценность!
- Хорошо, садись за мной, - отвечает учитель.
Входит второй.
- Какая интересная картина! Слоны в Индии символизируют мудрость, трудолюбие, богатство!
- Хорошо, садись за мной.
Третий, четвертый… Все тридцать учеников заходили и говорили что-то про эту картину. Последним зашел тот, кто предложил такой способ. Когда он сказал: «Ах, какая прекрасная картина!», - остальные ученики не выдержали и захохотали. Учитель сказал:
- Вот видите, как это выглядит.
***
Однажды мне пришлось понаблюдать за почти такой же ситуацией изнутри.
Вздыбился у нас в аудитории пол, в результате плитка встала пологим домиком и жутко хрустела под ногами. Поскольку в бюджетном учреждении так просто ничего не делается, пока была подана заявка, согласована на всех этажах, собраны все запятые и т.п., посетители продолжали ходить по хрустящей плитке, подпрыгивая от неожиданности. Чтобы несчастная плитка не раскололась, мы поставили три стула и натянули между ними веревку с бумажкой «Не наступать!»
Зашел первый посетитель, окинул взглядом аудиторию, изрек:
- У вас тут Бермудский треугольник, что ли?
Посмеялись – действительно, не заметили, что стульев три, забавно получилось.
Заходит второй:
- О, Бермудский треугольник! Вот где все пропадает!
Смеемся – да-да, уже сказали, Вы не первый.
Заходит третий… Ремонт согласовывали почти три недели, и каждый день мы слушали шутку про Бермудский треугольник раз пять. Предложение поставить четыре стула отвергли – во-первых, пришлось бы слушать шутки про Бермудский квадрат, во-вторых, стульев было и так мало. Поэтому просто сменили бумажку, написали «Осторожно, Бермудский треугольник! Не наступать!» Пару дней поовечали «Да, постоянно спрашивают», а потом все-таки начальники согласовали ремонт несчастного пола.