запись Ильи

Икона «Богоматерь Бюро Находок»
Мария смотрит на нас.
За ее спиной –
бесконечные выдвижные ящики
от пола до потолка
(но комната ли то пространство,
в котором она находится?
возможны ли там пол и потолок?)
-- chest of drawers,
как скажет лондонский дзен-
сочувственник-всему-живущему.
В этих широких и плоских ящиках –
как в Хельсинкском университетском музее,
только лучше.
Открываешь любой из них,
и в лицо –
зеленый и золотой свет:
видишь тот сад,
куда ведут все эти ящики,
но в каждом –
свое отдельное лицо или мордочку.
Они не здесь,
мы просто видим каждого или каждую
через особый ящик.
Пропавшие без вести солдаты,
заблудившиеся собаки,
растерзанные собаками коты,
исчезнувший на улицах Петербурга трамвай,
девочка Маша, державшая в руках голову Андре Шенье,
сам Шенье и его многорукие опечаленные сокамерники –
все они там.
Те, кого забили насмерть в тюрьме,
кто потерял душу, подписав ложные показания после пыток,
кто ехал на переполненном пароходе в Америку и умер от дизентерии –
все они,
когда архангелы заиграют джаз, выходящий за собственные пределы –
все они побегут
и, почти не замечая Марии,
начнут лихорадочно выдвигать ящики, один за другим.
И лица людей, кошек, собак, попугаев и дельфинов
будут им сочувственно моргать
и показывать в сторону соседних ящиков:
там они! там они! отодвигайте внимательно!
А потом они увидят друг друга –
потерянные души
десятилетиями, а может, и веками ждавшие встречи
и только тогда
вспомнят,
обернутся к Марии,
спросят удивленно:
-- Это была ты? Это ты отмолила, чтобы мы встретились?
А Мария скажет:
-- Вот бюро находок.
Открывайте ящики.
Каждое лицо кем-то потеряно.
Найдите каждый сам себя или саму себя,
а потом посмотрите в глаза
и скажите:
это я,
экспонат из бюро находок,
приехавший на конечную остановку трамвай,
привез вам блудного попугая.
Заходите,
поговорим.
31.12.2010—1.01.2011