Западное побережье Сахалина. Холмск. Невельск
uritsk — 18.07.2018Холмск - город на берегу Татарского пролива. Русское поселение здесь было основано еще в 1870 году, в период с 1905 по 1945 гг. город, как и весь Южный Сахалин, принадлежал Японии и носил имя Маока. Сегодняшний Холмск – это в первую очередь портовый город. В городе находятся Сахалинское морское пароходство и два порта: Торговый и Сахалинский Западный морской порт, которые не замерзают зимой. Кроме этого, через Холмск происходит основная связь острова с материком - с 1973 года действует морская железнодорожная переправа через Татарский пролив Холмск - Ванино.
1. Паромы ходят довольно часто, но мы, к сожалению, не застали ни одного из них в порту. Зато застали вот такого прекрасного морского голубя, который охотно позировал нам с Серегой на фоне морвокзала и паромных железнодорожных терминалов…
2. Портовые пейзажики:
3.
4. На улицах города:
5. Центральная набережная Холмска, где любят отдыхать горожане, а на переднем плане - памятник жене моряка:
6. «Солдатам Отечества Российского от благодарных жителей Холмска» - в 1870 году тут был основан русский военный гарнизон, а в 1945 году здесь высадился советский морской десант, сыгравший огромную роль в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов.
7. Холмский торговый порт, набережная и маяк, о камни которого разбиваются волны, шипя и играя на солнце белой пеной:
8.
9. В Татарском проливе сегодня неспокойно:
10.
С одного из холмов (из-за которых город, собственно, и получил своё название) открывается впечатляющая панорама Сахалинского Западного морского порта. Этот порт является специализированной базой снабжения нефтегазовых проектов сахалинского шельфа (Сахалин-1, Сахалин-2 и в перспективе Сахалин-3) и был основан в 2002 году на базе бывшего Холмского морского рыбного порта, находившегося тогда в состоянии банкротства и разрухи. Порт был полностью реконструирован, а расширение и углубление входного канала до 10 метров позволило принимать к причалам ледоколы-снабженцы, обслуживающие шельфовые проекты, и крупные транспорты с грузами. Да, нефтегазовое портовое хозяйство, конечно, внушает!
11.
12.
13.
Далее мы поехали вдоль побережья Татарского пролива, в Невельск. Дорога туда довольно живописна – она всё время проходит вдоль берега моря, параллельно полузаброшенной узкоколейке. Едем не спеша, в интересных местах по пути делая остановки. Это впечатляющее сооружение мы заприметили на горизонте ещё из Холмска, теперь же у нас получилось познакомиться с ним более детально. Это новейшая плавучая полупогружная буровая установка (ППБУ) «Полярная звезда», которая была построена недавно на Выборгском судостроительном заводе. Установка представляет собой самоходное плавучее сооружение катамаранного типа с двумя понтонами и шестью стабилизирующими колоннами, поддерживающими верхний корпус и верхнее строение. Платформа может работать в арктических условиях при наличии битого льда толщиной до 70 см, при температуре наружного воздуха до минус 30 градусов, на глубинах моря до 500 метров и осуществлять бурение скважин на глубину до 7500 метров. Выборгский судостроительный завод выиграл тендер «Газпрома» на проектирование и строительство двух таких плавучих буровых установок для работ на Штокмановском газоконденсатном месторождении в Баренцевом море. Строительство началось в июле 2008 года, в начале июля 2009 года судостроительный завод спустил на воду первую очередь морской буровой платформы «Полярная звезда», а в 2010 году эту гигантскую платформу Севморпутём гоняли в Корею на частичные швартовные испытания оборудования верхнего строения. По окончании испытаний ППБУ транспортировалась в Холмск, где и встала на рейде. Сейчас «Полярная Звезда» ожидает лета, чтобы по Северному Морскому пути отправиться назад - на место своей дислокации в Баренцево море.
14. «Полярная Звезда» во всей красе!
15. Мы продолжаем путь вдоль побережья Татарского пролива – летом здесь буйство зелени и красок, но есть что-то, что цепляет в этом побережье именно сейчас, когда природа только пробуждается!
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Следующим пунктом поездки стал Невельск – довольно крупный город (один из старейших на Сахалине!) и рыбный порт на берегу Татарского пролива. Своему сегодняшнему облику он «обязан» сильному землетрясению 2007 года, в результате которого Невельск был очень сильно разрушен. Город восстановили – построили новые дома, административные здания, больницу, станцию, школу искусств, наладили инфраструктуру. Очень необычно видеть столь современный город в настолько отдаленном уголке нашей страны!
22. Площадь Ленина:
23.
24. Памятник Г.И.Невельскому:
25. Детская школа искусств:
26. Сегодня в честь Дня Победы сахалинские джиперы устроили массовый выезд на мыс Крильон – самую южную точку Сахалина. Каждый год девятого мая джиперы Сахалина идут на этот мыс, чтобы возложить венок к памятнику Победы. Дорог там нет, связь - только рации и спутник... А сейчас, под вечер, они массово возвращаются обратно – дорога проходит как раз через Невельск.
27. Кинотеатр «Мир» - одно из немногих уцелевших при землетрясении зданий Невельска:
28. На центральной площади молодое поколение играет под бдительным присмотром Ильича:
29. Дом культуры:
30.
31. На холме над городком относительно недавно была построена церквушка:
32. Панорамы Невельска с холма:
33.
34.
35. На обратном пути мы остановились у одного из новых микрорайонов Невельска, построенного после землетрясения на специально намытой в море территории. Газоны, аккуратные домики - если не знать, что мы в глуши Сахалина, можно подумать, что находишься где-нибудь в Норвегии! Чудеса, да и только!
36.
37. Вечерело… Настала пора возвращаться в Южно-Сахалинск. Дорога из Невельска проходит через живописный Ловецкий перевал, а в посёлке Огоньки соединяется с основной трассой Южно-Сахалинск – Холмск. В районе перевала мы сделали ещё несколько остановок, чтобы пофотографировать пейзажи весеннего Сахалина.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.