Занавес Эрмитажного театра

Эрмитажный театр, Концерт в Эрмитажном театре 9 декабря 2014 , К юбилею Эрмитажа.

Современный занавес Эрмитажного театра
(Моя фотография)
Занавес театральный, один из элементов оформления зрительного зала, а также часть сценографии спектакля. Закрывая сцену от зрителей, передний (основной) занавес. подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки. Занавесы бывают поднимающимися, раздвигающимися и подбирающимися по диагонали к углам зеркала сцены. За порталом сцены обычно располагается противопожарный занавес. (железный или асбестовый).
В 17 веке занавесы стали делать подъёмными. Их расписывали крупные мастера (в России, к примеру, М. А. Врубель, Л. С. Бакст, А. Я. Головин). В росписях занавеса использовались мифологические или аллегорические сюжеты, иногда – пейзажные мотивы. Некоторые занавесы украшались символикой театра, как, например, упомянутая "Чайка" в МХТ или советская эмблематика в Большом театре в Москве, 1931, худ. Ф. Ф. Федоровский.

Большой театр, Москва (Из Интернета)
В современном театре в некоторых спектаклях, в связи с выносом действия на просцениум и даже в зрительный зал, занавес может не использоваться.
В Эрмитажном театре театральный занавес был оформлен по эскизу знаменитого художника-декоратора Пьетро Гонзага, который был приглашен в Петербург по рекомендации Д. Кваренги.
История Эрмитажного театра связана с именем этого выдающегося итальянского художника. В 1789 году, архитектор Дж. Кваренги, знакомый с творчеством Гонзаго в Италии, намеревался пригласить его в Санкт-Петербург для создания декораций в Эрмитажном театре. Но художник прибыл в Россию только в конце 1791 или в начале 1792 года. Гонзаго в Россию пригласил князь Н. Б. Юсупов, будущий директор Императорских театров. В то время он был послом России при Туринском дворе. По приезде Гонзаго много работал с натуры, рисовал пейзажи Санкт-Петербурга, его архитектурных памятников в беглой манере тушью, сепией или бистром, пером и кистью.

Сцена Эрмитажного театра (моя фотография)
Для занавеса Эрмитажного театра он решил повторить свой успех в Милане. Для миланского театра Ла Скала в 1779 году Гонзаго создал занавес, на котором очень точно был изображён тот же театр, только снаружи. Публика была в восторге.
В собрании Эрмитажа хранится рисунок Гонзаго, на котором бистром и тушью изображён Эрмитажный театр со стороны Невы. Итак, вместо привычной декоративной живописи на занавесе был изображен фасад Эрмитажного театра
В 1796 году в театре появился новый занавес, созданный по эскизу художника Г.Ф.Дуайена. На занавесе был изображен Аполлон и аллегорические фигуры Искусства, Добродетели и Науки на фоне полукруглого храма с колоннами.

Дуайен, Габриэль-Франсуа (1726-1806). Проект занавеса художника Г.Ф.Дуайена
Материал, техника
Бумага; перо тушью, кисть серым тоном
История Эрмитажного театра была насыщенной. Частенько он испытывал преобразования, в том числе и ремонт. Последний по времени ремонт начался в 1980-е годы XX века. Тогда проводилась реконструкция и капитальный ремонт здания. В ходе работ в зале появилась система синхронного перевода и компьютерное управление освещением сцены и зала. Под залом Эрмитажного театра были проведены археологические раскопки, открывшие сохранившие фрагменты Зимнего дворца Петра I: парадный двор, комнаты, сени.
7 января 1991 года Эрмитажный театр открыл свои двери для зрителей.

В зрительном зале (Моя фотография)
В настоящее время здесь выступают знаменитые музыканты со всего мира, проходят спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе театра проводятся выставки, посвященные тем, чья деятельность связана с Эрмитажем.
Сцена Эрмитажного театра стала одной из самых модных площадок Санкт-Петербурга. На ней был проведен фестиваль "Скрипка Паганини в Эрмитаже", на котором известный скрипач С.Стадлер исполнил классические произведения на скрипке Паганини, специально доставленной из Генуи. Здесь же состоялся фестиваль, посвященный 100-летию финского композитора Я.Сибелиуса, "Возвращение легенды". 1 января 1995 года из Эрмитажного театра транслировались на весь мир выступления М. Ростроповича в программе "Симфония мира". На сцене театра прошел ряд замечательных премьер, среди которых "Борис Годунов" М. Мусоргского в постановке Театра камерной оперы Санкт-Петербурга, "Саломея" Р.Штрауса, представленная в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра. Постоянно проходят концерты выпускников Академии балета им. А.Я.Вагановой. Стали традицией выступления Оркестра Государственного Эрмитажа.

В новогоднем фойе Эрмитажного театра
Приоткрывая тайны Эрмитажного театра, композитор Сергей Евтушенко, художественный руководитель Эрмитажной Академии Музыки, рассказывая об Эрмитажном театре, отмечает:
"В театр мы привнесли дух, который здесь создавался. Это удивительное пограничное состояние сна-пробуждения, когда понимаешь, что находишься и здесь, и там… Все ищут национальную идею, а она здесь – в нашей истории, её нигде больше быть просто не может. Для меня национальная идея – это город, в котором я живу, это Эрмитаж, это Чайковский, Римский-Корсаков, тот же Сарти, те же Паизиелло и Чимароза. В этой идее нет национальности, в ней есть ценность культуры, к которой мы принадлежим. Поэтому национальная идея – это культура".
* * *
Читать:
Театр Екатерины Великой
Автор: Ирина Кленская
https://story.ru/istorii-znamenitostej/istoriya-tsivilizatsii/teatr-ekateriny-velikoy-/
Эпилог: национальная идея – это Эрмитаж
|
</> |