Занавес Эрмитажного театра

топ 100 блогов marfa_nikitina411.08.2023 Как ни странно, но тему сегодняшнего поста навеял тег "птицы по четвергам", а именно "чайка". Я вспомнила, что чайка изображена на занавесе МХТ им. Чехова, а на занавесе Эрмитажного театра изображён орёл, причём не простой орёл, а с короной и с лирой, а ещё чуть выше - российский герб с двуглавым орлом. А поскольку в Эрмитажном театре я бывала чаще, чем в любом другом театре города, то я решила написать о занавесе, хотя о самом Зрмитажном театре я уже писала:
Эрмитажный театрКонцерт в Эрмитажном театре 9 декабря 2014 , К юбилею Эрмитажа.



Занавес Эрмитажного театра


Современный занавес Эрмитажного театра
(Моя фотография)

Занавес театральный, один из элементов оформления зрительного зала, а также часть сценографии спектакля. Закрывая сцену от зрителей, передний (основной) занавес. подвешивается в виде драпировки с внутренней  стороны портальной арки. Занавесы бывают поднимающимися, раздвигающимися и подбирающимися по диагонали к углам зеркала сцены. За порталом сцены обычно располагается противопожарный  занавес. (железный или асбестовый).

В 17 веке занавесы стали делать подъёмными. Их расписывали крупные мастера (в России, к примеру, М. А. Врубель, Л. С. Бакст, А. Я. Головин). В росписях занавеса использовались  мифологические  или аллегорические  сюжеты, иногда – пейзажные мотивы. Некоторые занавесы украшались символикой театра, как, например, упомянутая "Чайка"  в МХТ или  советская эмблематика в  Большом театре в Москве, 1931, худ. Ф. Ф. Федоровский.



Занавес Эрмитажного театра

Большой театр, Москва (Из Интернета)


Занавесы нередко создавался для определённого спектакля, он мог располагаться за основным (портальным) занавесом.. театра либо заменять его. Являясь частью общего худож. решения спектакля, он был призван дополнять сценографию (напр., в балетах "Петрушка" И. Ф. Стравинского, худ. А. Н. Бенуа, 1911; "Парад" Э. Сати, худ. П. Пикассо, 1917; 10 занавесов для каждой картины "Маскарада" М. Ю. Лермонтова, худ. А. Я. Головин, 1917, и др.).

В современном театре в некоторых спектаклях, в связи с выносом действия на просцениум и даже в зрительный зал, занавес может не использоваться.

В Эрмитажном театре театральный занавес был оформлен по эскизу знаменитого художника-декоратора Пьетро Гонзага, который был приглашен в Петербург по рекомендации  Д. Кваренги.

История Эрмитажного театра связана с именем этого выдающегося итальянского художника.  В 1789 году, архитектор Дж. Кваренги, знакомый с творчеством Гонзаго в Италии, намеревался пригласить его в Санкт-Петербург для создания декораций в Эрмитажном театре. Но художник прибыл в Россию только в конце 1791 или в начале 1792 года. Гонзаго в Россию пригласил князь Н. Б. Юсупов, будущий директор Императорских театров. В то время он был послом России при Туринском дворе. По приезде Гонзаго много работал с натуры, рисовал пейзажи Санкт-Петербурга, его архитектурных памятников в беглой манере тушью, сепией или бистром, пером и кистью.



Занавес Эрмитажного театра

Сцена Эрмитажного театра (моя фотография)


Для занавеса Эрмитажного театра он решил повторить свой успех в Милане. Для миланского театра Ла Скала в 1779 году Гонзаго  создал занавес, на котором очень точно был изображён тот же театр, только снаружи. Публика была в восторге.

В собрании Эрмитажа хранится рисунок Гонзаго, на котором бистром и тушью изображён Эрмитажный театр со стороны Невы. Итак, вместо привычной декоративной живописи на занавесе был изображен фасад Эрмитажного театра

В 1796 году в театре появился новый занавес, созданный по эскизу художника Г.Ф.Дуайена. На занавесе был изображен Аполлон и аллегорические фигуры Искусства, Добродетели и Науки на фоне полукруглого храма с колоннами.


Занавес Эрмитажного театра


Дуайен, Габриэль-Франсуа (1726-1806). Проект занавеса  художника Г.Ф.Дуайена
Источник: https://fotostrana.ru/public/post/317742/1275026464/
Проект занавеса для Эрмитажного театра Конец XVIII в.
Материал, техника
Бумага; перо тушью, кисть серым тоном


История Эрмитажного театра была насыщенной. Частенько он испытывал преобразования, в том числе и ремонт. Последний по времени ремонт начался в 1980-е годы XX века. Тогда проводилась реконструкция и капитальный ремонт здания. В ходе работ в зале появилась система синхронного перевода и компьютерное управление освещением сцены и зала. Под залом Эрмитажного театра были проведены археологические раскопки, открывшие сохранившие фрагменты Зимнего дворца Петра I: парадный двор, комнаты, сени.

7 января 1991 года Эрмитажный театр открыл свои двери для зрителей.



Занавес Эрмитажного театра

В зрительном зале (Моя фотография)


В настоящее время здесь выступают знаменитые музыканты со всего мира, проходят спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе театра проводятся выставки, посвященные тем, чья деятельность связана с Эрмитажем.

Сцена Эрмитажного театра стала одной из самых модных площадок Санкт-Петербурга. На ней был проведен фестиваль "Скрипка Паганини в Эрмитаже", на котором известный скрипач С.Стадлер исполнил классические произведения на скрипке Паганини, специально доставленной из Генуи. Здесь же состоялся фестиваль, посвященный 100-летию финского композитора Я.Сибелиуса, "Возвращение легенды". 1 января 1995 года из Эрмитажного театра транслировались на весь мир выступления М. Ростроповича в программе "Симфония мира". На сцене театра прошел ряд замечательных премьер, среди которых "Борис Годунов" М. Мусоргского в постановке Театра камерной оперы Санкт-Петербурга, "Саломея" Р.Штрауса, представленная в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра. Постоянно проходят концерты выпускников Академии балета им. А.Я.Вагановой. Стали традицией выступления Оркестра Государственного Эрмитажа.



Занавес Эрмитажного театра


В новогоднем фойе Эрмитажного театра


Приоткрывая тайны Эрмитажного театра, композитор Сергей Евтушенко, художественный руководитель Эрмитажной Академии Музыки, рассказывая об Эрмитажном театре, отмечает:

"В театр мы привнесли дух, который здесь создавался. Это удивительное пограничное состояние сна-пробуждения, когда понимаешь, что находишься и здесь, и там… Все ищут национальную идею, а она здесь – в нашей истории, её нигде больше быть просто не может. Для меня национальная идея – это город, в котором я живу, это Эрмитаж, это Чайковский, Римский-Корсаков, тот же Сарти, те же Паизиелло и Чимароза. В этой идее нет национальности, в ней есть ценность культуры, к которой мы принадлежим. Поэтому национальная идея – это культура".

* * *
Читать:
Театр Екатерины Великой
Автор: Ирина Кленская
https://story.ru/istorii-znamenitostej/istoriya-tsivilizatsii/teatr-ekateriny-velikoy-/
Эпилог: национальная идея – это Эрмитаж

(Из открытых источников)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ребят, тут пообщался с одним человечком. всё. я больше не dead[ok!], я теперь буду именоваться по старой дачной кликухе - глобус. прошу отнестись к этому без стёба. просто сёдня случайно заметил, что после наклеивания именной наклейки на попу волги, ...
По некоторым обстоятельствам я рассматриваю разъезд с мужем. По договоренностям и по документам старший мой, младшая его. Проблема в том, что котики, во-первых, сильно привязаны к друг другу, во-вторых, к мужу, но судя по тому, что происходит сейчас, мы с мужем не коммуницируем, а оба уша ...
Как известно, стремление нашего героя непрестанно расширять спектр обозреваемых гаджетов (а иногда и не гаджетов) постоянно порождает массу лулзов, ибо расширение этого спектра обратно пропорционально степени разбирательства Леши в предмете обзора. Сегодня Леша дообозревался до мышей ...
Заточили крысу в четырех стенах Где на подвальных жителей она нагоняет страх А ну-ка раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три Бедная животная, целый день одна По ночам голодная рыскает она А ну-ка раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, ...
Сегодня с утра российское интернет-пространство будоражит умело превращенный некоторыми центральными СМИ в ТОП-овую новость слух о том, что, якобы руководство Чеченской государственной телерадиокомпании «Грозный» обязало женскую ...