Заметки на полях (361). Сам себя пожирающий рак


тишина, музыка наконец восторжествует. Когда всё снова всосётся в матку
времени, хаос вернётся на землю, а хаос - это партитура действительности.
Генри Миллер, "Тропик Рака"
Сдаётся мне, западная литература XX века сильно переоценена разными деятелями, рубящими на этом деле бабло, либо просто ударенными на всю башку точно так же, как были контужены восхваляемые ними писатели.
Возьмём, например, Миллера. Я прочёл его писанину исключительно ради того, чтобы знать за сей предмет, если придётся поддержать с кем-либо светскую беседу. Осталось ли в моём восприятии после ознакомления с творчеством "американского классика" что-нибудь, кроме омерзения? Нет. В "Чёрной весне" и "Тропике Козерога" взгляду не за что зацепиться. "Тропик Рака" чуть вменяемей, но только самую малость.
Что старик Генри делал мастерски - так это херил западный образ жизни и все прочие их "ценности", но разве мог бы он прославиться, если бы не прикрыл своё истинное отношение к "цивилизации" тем, что действительно интересовало западного читателя - разговорами о пизде? Нет, не смог бы. Кто из жителей Нью-Йорка, не будь они столь увлечены половой проблематикой, стерпел бы, например, такое:
...Нью-Йорк! Эти белые тюрьмы; эти тротуары с копошащимися на них червями; эти очереди за хлебом; эти опиокурильни, построенные, как дворцы; эти еврейчики, эти прокаженные, эти бандиты, и надо всем этим - тоска, убийственная монотонность лиц, улиц, ног, домов, небоскрёбов, обедов, афиш, занятий, преступлений, любви… Целый город, возведенный над пропастью пустоты. Над пропастью бессмысленности. Абсолютной бессмысленности. А Сорок вторая улица! Вершина мира - так её называют ньюйоркцы. Где же тогда его подвал? Вы можете целыми днями ходить по Сорок второй с протянутой рукой, и они будут кидать вам в шапку горячие угольки. Бедные и богатые, они ходят здесь задрав голову, рискуя сломать шею, и смотрят на свои великолепные белые тюрьмы. Они ходят, точно слепые гуси, и прожекторы серебрят их пустые лица пудрой восторга.
"Тропик Рака"
Всё остальное творчество Миллера, помимо едких характеристик "вершин мира", чуть более, чем полностью, описыватся старинным анекдотом, который я впервые услышал в такой редакции:
- Товарищ солдат, о чём вы думаете, глядя на эту кучу битого кирпича?
- О пизде, товарищ прапорщик.
- А при чём здесь пизда?
- А я всегда о ней думаю.
По моему скромному мнению, Генри Миллер их всех наебал - литературоведов, издателей, читателей, etc. Он просто жил в своё удовольствие: бухал и пялил всё, что шевелилось; если же что-то не шевелилось, то он шевелил это сам, и таки всё равно пялил. И для того, чтобы вести этот образ жизни, который был ему по душе, он писал о пизде, выдавая сие за оригинальное веяние в литературе.
Нет, я не порицаю Миллера за это. Разве старик Генри был виноват, что западного человека всю дорогу (до триумфа педерастии) интересовала лишь пизда? Ни в коей мере. Но читать это и ахать - благодарю покорно.
С моей точки зрения, сам себя пожирающий рак - это вовсе не мир, а как раз то, что на Западе пытаются выдать за культуру.
