о последствиях возможного приобретения американцами
украинского предприятия «Мотор Сич».
Из сохранившихся украинских машиностроительных предприятий
«Мотор-Сiч», заинтересовавшее сейчас американских бизнесменов,—
одно из лучших. Это актив не просто национального, но мирового
значения. Его ценность определяется способностью производить
двигатели для сверхтяжелых военно-транспортных самолетов вроде
«Русланов» и — теоретически — дальнемагистральных пассажирских
лайнеров. В мире есть еще только две компании, обладающие
аналогичными компетенциями,— американская General Electric и
британская Rolls-Royce. Заметим, что Россия на сегодня двигателей
такого класса мощности пока не строит. Второй ценнейший актив этой
компании — производство моторов для вертолетов семейства Ми-17.
Наконец, третий актив «Мотор-Сiч» — обладание документацией на
двигатель Д-27 — вершину советской двигателестроительной мысли.
Хотя все эти двигатели находятся на технологическом уровне конца
80-х годов прошлого века, для китайцев доступ к таким технологиям
стал бы настоящим квантовым скачком в развитии моторостроения.
Несмотря на все грандиозные экономические и технологические
успехи, авиационные двигатели передового уровня китайцы строить
пока так и не научились и закупают далеко не самые современные
моторы — и в России, и у того же «Мотор-Сiч».
Что теряет или приобретает Россия в случае гипотетической
«аннексии» запорожской жемчужины американцами? Во-первых, развитие
китайского двигателестроения затормозится. Понятно, что главная
цель американцев — перекрыть китайцам доступ к технологии
производства двигателей большой мощности и к шедевральному мотору
Д-27. Очевидно, что это полностью отвечает интересам российских
двигателестроителей. Более того, цинично говоря, в наших интересах
было бы низведение этого предприятия до полного ничтожества, как
это случилось с николаевскими верфями или антоновским
конструкторским бюро, которое фактически превратилось в
авиатранспортную компанию. Превращение китайцев в наших конкурентов
состоится теперь на несколько лет или даже на десятилетие позже.
Более того, поскольку у китайцев теперь не остается других
вариантов кроме сотрудничества с российскими двигателистами,
возникает ненулевая вероятность того, что они станут не
конкурентами, а партнерами.
Во-вторых, теперь у Министерства обороны России исчезнет даже
гипотетическая вероятность закупки на Украине двигателей для
«Русланов» и для вертолетов семейства Ми-17.
Вообще-то к такому варианту развития событий надо было
готовиться еще 15 лет назад — с момента украинской оранжевой
революции 2005 года.
Уже тогда было очевидно, что рассчитывать на бесперебойные
поставки украинских авиационных двигателей не приходится и что
необходимо инвестировать в собственное двигателестроение, прежде
всего в разработку и организацию производства двигателя большой
мощности типа ПД-35, а также в развитие российских двигателей для
вертолетов. То, что это не было сделано в тучные нулевые годы, не
лучшим образом говорит о качестве промышленной политики в России, а
в более широком смысле — в целом о качестве государственного
управления в стране. Надо быть слепоглухонемым, чтобы еще в 2005
году не понять, что необходимо создавать независимую от Украины
двигателестроительную базу в России. Вне зависимости от того,
уничтожат американцы «Мотор-Сiч» или сохранят его в качестве
ремонтного предприятия для парка вертолетов Ми-17 своих сателлитов,
ясно, что мы не можем более рассчитывать на украинские двигатели.
А, значит, пришла пора отдавать деньги не в Запорожье, а в Пермь и
Петербург.