Законы физики и создание истории
arch_heritage — 29.08.2021 Обожаю это фото. На снимке великий Храм Амона-Ра в Луксоре (в этой части сделан в 1400 году до н.э. при Аменхотепе III). NYPL, выставившая это фото, относит дату съемки к периоду 1870-1875 годов.Бросаются в глаза подпорки. После разлива Нила слегка поехали эти грандиозные колонны, и их подперли брусом из мачтовых деревьев. Возникает вопрос: а как стояли-то эти великие колонны без малого три с половиной тысячи лет, если простой разлив их колышет?
К счастью в Луксоре катастрофы не случилось. Ученым удалось отстоять и закрепить этот ряд, сегодня им любуется ЮНЕСКО и человечество. А вот в другом великом Храме - Карнакском, в части, построенной в 1500 году до н.э. Тутмосом I, таки рухнула колоннада, как домино. После разлива 1899 года поднялся уровень грунтовых вод и упали 11 грандиозных карнакских колонн (прочтите о шоке ученых, обнаруживших после падения липовые фундаменты, т.е. фактически отсутствие таковых - как они стояли-то 3,5 тыс. лет?), и их восстанавливали много лет.
Но есть на фото и еще более интересная вещь, чем подпорки. Прямо перед нами загадочно распавшийся блок.
Что распался - совсем не загадка. Качество смеси во всей мегалитике Египта чаще всего ниже плинтуса. Настоящая загадка: почему этот распавшийся набор висит? Нижняя многотонная глыбища отошла, но вместо того, чтобы рухнуть по законам природы, слегка провисла левым дальним краем, и все.
Сетевым историкам академического и альтернативного направлений, и ютупоисторикам заодно, предлагается угадать ответ с восьми раз.
Этот же набор за два десятка лет до того. 1856 год. Удаляется опалубный грунт и городок строителей. Видно, что многотонная глыба за двадцать лет только слегка провисла в дальней части и отъехала в дальнюю (от нас) сторону.
Показанная динамика отвечает на два вопроса.
Первый вопрос: почему эти гигантские колонны стали падать от разливов только в 19 веке? Как они достояли до этого времени, будучи регулярно подверженными разливам? Ответ: вот так и стояли в опалубном грунте и впервые оказались без него только когда грунт был убран в 19 веке.
Во-вторых, тот же грунт дает ответ на вопрос: как громоздили мегатонны перекрытий на второй ярус сооружений вроде Карнакского и Луксорского Храмов при отсутствии соответствующей техники до 19 века? Ответ еще проще: никак. Формовали мега-блоки на грунте, грунт убирали. Простейшей технологией, которая вообще не требует техники.
*
Еще один разлив в том же гипостиле Луксора, на этот раз в какой-то из 1860-1869 годов. Угрожающе подвинулась, к счастью, только одна колонна.
Но самая главная красота не там, а на дальнем плане.
Почему эти десятки тонн, бывший блок, висят, только чуть прогнувшись, хотя место слома уже крошится давно, уважаемые историки сети и ютупоисторики?
Довисел этот блок аж до 1908 года. Вот как хорошо сделали его формовщики!
Не буду больше мучить сете- и ютупоисториков вопросом. Причина проста: насколько плохо сработали бракоделы-изготовители формованной смеси, настолько добросовестно - формовщики-арматурщики. Армировочные элементы из ковкого чугуна, использовавшиеся в строительстве еще в 16-17 веках, держат распавшийся блок.
*
Еще Луксор. Этот блок архитрава над стутей Рамзеса в принципе не может висеть без сквозных стержней, причем нескольких.
Он же, вид снизу, 1870 год.
А это снимок комический. 1859 год. Строительный грунт уже убрали. Деревня строителей, ставшая ко времени допуска ученых и фотографов вполне респектабельным населенным пунктом, также убрана, но домик привилегированного сословия деревни еще стоит. Не во всех строительных городках был жесткий бесчеловечный режим, как в последнем лагере строителей на Гизе, где-то администрация из числа самих лагерников договорилась с прорабами и начала развивать свой населенный пункт с пользой для себя и поселка.
Нас же интересует лопнувший блок, на котором поставило часть своего домика местное привилегированное сословие.
Какие еще вопросы к структуре блока?
*
Напомню уже показывавшиеся фокусы с гравитацией, объясняющиеся возведением данных объектов в индустриальную эпоху методом армированной формованной смеси, и пойдем смотреть новые.
Тайна висящей арки в Карнаке на фото 1856 и 1859 годов вызвала животрепещущие, очень забавные отклики историков ЖЖ, прочтите, не пожалеете.
Чудесный карнакский мегалит. 1857 год.
Немного с другого ракурса.
Великолепное фото Бонфилса 1867 года. Помимо прекрасного распавшегося мегалита видны балки от мегалитов распавшихся и рассыпавшихся полностью. Чугун, разумеется. Карнакский Храм, без сомнений делался во времена, когда Каир был Вавилоном, а Египет - частью классического античного мира греко-римлян. Рецидив этих времен мы видели на первой в истории карте Карнака Ричарда Поукока, где он был Храмом Юпитера. И это, 17 век, эпоха чугуна.
Еще любимый Карнак. Гипостиль. Распавшийся блок. 1869 год.
А это 1909 год. Восстановительные работы вследствие катастрофы колонн 1899 года и общего неважного качества все еще идут. Хрупких, но добросовестно армированных мегаблоков очень много.
*
Триумфальную арку Септимия Севера в Пальмире с повисшим на арматуре центральным арочным элементом и почти полностью рассыпавшимся блоком над ней фиксировали многие художники и фотографы. Этот абсурд полвека не волновал внематричного заказчика, хотя фактически сдавал сквозные металлоизделия в формованных элементах любому грамотному человеку.
Элемент повис из-за расхождения опор арки. Блок рассыпался из-за крайне низкого качества смеси, характерного для всех памятников Пальмиры.
После более чем полувековой паузы реставраторы зафиксировали элемент более естественным образом. Стягивать опоры не рискнули - развалится сооружение, воткнули вставку. А сейчас, после разрушения арки игилодебилами можно будет поставить памятник монументально.
Еще Пальмира. Бонфилс. 1867 год. Редкий пример добросовестной формовки при характерном для Пальмиры отвратительном качестве смеси. Блок перекладины этих ворот лопнул, но не упал, сквозной металл удержал его, а нагрузку приняли аналогичные элементы блоков перекрытия и правая (от нас) боковая стойка.
Внизу городушки Тадмора, городка строителей, преобразовавшегося, как и в Луксоре, из лагеря в респектабельную деревню, выселенную в 1930 году. Не обращайте внимания.
Бонфилс не был бы Бонфилсом, великим фотографом, если бы не снял это дело подробнее.
*
Дворец Хатры, прославившийся на весь мир после сбивания игилодебилами в 2015 году двух голов на швеллерах из ковкого чугуна. Здесь и оставленных голов, бесспорно таких же, и других свидетельств постройки в индустриальную эпоху хватает. Самое явное - в книге археолога Вальтера, работавшего в Хатре в 1906-1911 годах, и в свидетельстве архзеолога, ассириолога, дипломата и т.д. Гертруды Белл.
На чем держатся эти много тонн, если не на сквозной балке из металла?
Это невозможно по законам физики.
Особенно доставляет квадратный блок к нижней части перекрытия.
Он же, в подробностях, на фото Гертруды Белл. Видно, что мадам снимала после археолога. Вертикальный блок у стены успел отвалиться, но загадочным образом не упал, а повис. Хотя внизу (см. снимок археолога) нет никаких куч, на которые он мог бы упасть и замереть подобным образом.
Как ни старались Гертруда и археолог передать древность объекта, а объективно они таки-сдали постройку индустриальной эпохи.
*
Эпически висели десятки тонн над входом Храма Бахуса в Баальбеке. Съемки той и другой стороны висящего куба показали причину такого вываливания и зависания. Два из армировочных элементов нижней части куба не были сквозными, они сломались либо выдернулись при обваливании куба. Верхнюю часть куба проложили добросовестно, элементы натянулись, прорезали пазы и куб, но уцелели.
Любуемся также двумя блоками над повисшим кубом, которые по законам физики так висеть не могут.
Именно в съемках Баальбеке, невероятным образом попавших в общий доступ, были показаны сквозные армировочные элементы в мегалитических блоках.
Сверзилось с исполинской стены Храма Бахуса и раскололось нагромождение древнеримских блоков, таинственными (но не для знающих о строительном грунте) технологиями поднятых наверх. Что не удивляет, учитывая качество ниже плинтуса всех памятников древности и руин памятников древности из наследия ЮНЕСКО и человечества. Выяснилось, что они сделаны из формованной смеси и проложены металлическими балками, мегалитической арматурой, цветным прокатом. Это именно цветмет, а не ковкий чугун, выплавляемый еще и в 17 веке. Чугун, даже ковкая модификация, использовавшаяся в строительстве вплоть до эпохи стали, расколется при таком падении и сгибе.
На всех последующих съемках арматуру вытащили, пазы пусты. У кого еще есть какие-то сомнения в происхождении этих пазов, каких полно на всех мега-блоках и конструкциях Баальбека? И не только Баальбека, естественно.
Продолжим рассматривать этот памятник.
Дважды в 1860-х годах были сняты пропилеи памятника с переломившимся пополам мега-блоком, который не может висеть по законам физики, если половины не связаны армированием.
*
Не все части Храма Бахуса подошли для ученых и человечества. Много городьбы древнеримлян второго уровня было снесено к сатурновой матери. Кстати, правильно; оставленный минимализм вполне достаточен. Многое и доделали, например, три мега-колонны. Сравните нынешний вид с тем, что видел в 1860-х годах Феликс Бонфилс. Ракурс немножко другой, но нас интересует второй ярус, и он прекрасно виден. Любимое публикой сравнение "было-стало".
Самая большая удаленная часть - странный павильон на антаблементе на дальней (от нас) части входа в Храм. В показывавшемся проекте, представленном Робертом Вудом в 1757 году в книге Les ruines de Balbec, autrement dite Heliopolis dans la Coelosyrie , где еще планировалось делать девять колонн Храма Юпитера вместо окончательных шести, там действительно стояла абсурдная будка, и ее начали делать.
Но ученые скорректировали проект, и будку снесли. Тем не менее, она также дает представление о технологиях Баальбека.
Считается, что это фото 1880 года.
Обращаем внимание на повсеместные пазы, из которых вынули, срезав-сломав, чер- и цветмет, и на часть, отошедшую от блока архитрава, которая не обрушилась даже находясь под нагрузкой.
Еще одно фото отвалившейся части архитрава.
Подробно дырки и отпавший кусок. Видно, что насовали всякие разные профили - квадратный, круглый, прямоугольные... Эпоха проката цветмета и катанного чугуна.
И не зря старались!
Снизу видно, что прекрасное панно треснуло в двух местах, и части серьезно разъехались, но все-таки не упали. На радость сегодняшним историкам, туристам, ЮНЕСКО и человечеству.
Здесь любуемся арматурами и пазами.
И еще одно свидетельство отличной работы формовщиков с арматурщиками, на другой стороне Храма. Треснул пополам блок архитрава, трещина слегка разошлась, но блок остался висеть, а с ним и замечательные панно нижней стороны антаблемента.
*
В очередной раз любуемся на Киоск Траяна, последний по времени постройки памятник Филе и один из последних топ-памятников Египта, достраивавшийся еще в 1830-х годах.
Блок архитрава с барельефом на фасаде висел как минимум с 1851 года (более ранних снимков фасадной части не существует, судя по всему).
Продолжал висеть в 1867 году.
И лишь к 1870 году его зафиксировали надлежащим образом.
На чем висела эта многотонная глыба? Само собой, не на честном слове.
Традиция эта на Филе не нова. Колоннада Храма Изиды сплошь несет в архитравах такие же честные слова с того же 1851 года.
*
Храм в Курне, начатый Сети I в 1290 году до н.э., завершенный Рамзесом II в 1279 году до н. э., снимается с 1850 года.
1856 год.
Еще и в 1900 году не дошли руки у хранителей истории исправить армированное безобразие этой пары фараонов.
Памятник не самый топовый; взгляните, как выглядит в наши дни.
*
Храм Калабша построен при Октавиане Августе в 30 году до н.э. в честь нубийского бога солнца с красивым именем Мандулис. Перед постройкой Асуанской ГЭС Храм эвакуировали из зоны затопления.
1850 год.
К 1880 году висящие остатки блоков фасада все еще загадочно держались неведомыми силами.
Храм не из самых великих топовых, для знакомства - нынешний вид собранного на новом месте Храма. Разумеется ничего не висит.
*
Великий Храм двум богам Гору и Себеку Ком-Омбо, детище династии Птолемеев 180-47 годов до н. э. после удаления опалубного грунта потерял половину мегаблоков периметра. Неважно обстояли дела с качеством формованной смеси у Птолемеев, который раз убеждаемся. Но самый видный лопнувший пополам фасадный блок - слава Себеку с Гором! - уцелел. И радовал ценителей древнеегипетской архитекуры периода эллинистического влияния с 1850 года.
Обратите внимание, что и упавшие половины блока по правую сторону от фасадных не распались. Рухнули они вследствие разрушения угловой опоры ненадлежащего качества. Растащили их уже в следующие годы.
Половины висели и радовали ценителей следующие полвека.
Вид изнутри, тогда же в 1850-х.
Только в 1900 году подвели стальную опору под это безобразие.
Ну а в наши дни Храм, естественно, как новый. Лучше, чем у Птолемеев!
Вот такими непростыми были отношения с законами физики у создателей истории - строителей памятников истории.
Ума и здоровья.
Другие материалы о создании истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.
|
</> |