Неоязычество в смычке с просвещенчеством отрицают важное место религии в жизни
ifc — 03.11.2024Минутка высших инстанций.
Немалое число мордорских троллей обратили внимание на косплей, устроенный накануне Самайна хайповой блондинкой-оккультисткой, сменившей одну форму упоротости на другую - более передовитую (см. мой пост о "прошлом на анаболиках"). Отдельный цимес коего костюмированного представления заключается в том, что изображённая 44-летней онажедевочкой кельтская предводительница Боудикка - восстала в своё время против римлян, а столица любимого нашего Мордора, как известно - это Третий Рим.
Так вот глядя на цирк в исполнении упомянутой блондинки, я не могу не процитировать недельной давности доклад коллеги Мараховского, посвящённый истинным масштабам охвата язычеством ширнармасс Этого Глобуса.
<...> Мы привыкли думать (нас так учили), что религия в современности отступила в тень и на маргиналии жизни.
Но у нас есть основания полагать, что в тень загнали всего лишь религию организованную, институированную, традиционную (про великий поход просветителей на христианскую церковь я уже не раз писал). То, что казалось сто лет назад торжеством разума над религией, было в действительности глубоко социальным порывом. Вызовем в студию дух А. П. Чехова, вчитаемся в известные строки глазами современника:
«Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечённый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек по капле выдавливает из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
- и увидим, что это была не рациональная волна, а волна, так сказать, антисистемная. Поколение разночинцев билось за свою популяционную ценность с держателями устаканившихся корпораций.
Религиозный инстинкт, или рефлекс, если угодно - нимало не исчез после того, как «Святая Русь слиняла в три дня»: изменилось господствующее вероучение, на смену христианской догматике и литургике пришли прогрессизм и сциентизм (причём не стоит агриться только на марксизм - ибо «религия научных фантастов», коммунизм никак не жаловавших, от Азимова с Уэллсом до Кларка с Хайнлайном, вполне синхронизированная с прогрессизмом западного образца, была, конечно, ветвью той же липы).
Но метастазы «светской» религиозности легко увидеть и в поп-психологии с её техниками, и в маркетинге с его навязываемыми ритуалами счастья, и в искусстве с его экстазом на развес.
Мне уже доводилось отмечать, что «догмат о непогрешимости» в вероучительных трудах и проповедях современности приобрёл забавный парадокс, от которого она не в состоянии избавиться. Его можно свести к следующей формуле:
- Верьте Технологии, потому что она не настаивает на своей правоте.
И многие верят. Хотя данные о том, что четверть отечественных бизнесменов прибегает к услугам тарологов и прочей эзотерике (и это только те, что признались), что в Бурятии 70% сделок совершаются с привлечением шамана, а Bloomberg продаёт своим богатым и успешным клиентам медальоны на удачу за 15 000 долларов, заставляет нас предположить, что позиции сциентизма в XXI столетии сильно поколеблены.
Кажущаяся современная светскость и секулярность - на деле явление не уникальное. Всё это уже было: и в древности, и в средние века религиозный вайб того или иного общества кочевал периодически от «полюса самозабвенного служения» к «полюсу пустого ритуала». Во всех этих случаях засыхание и одревеснение официального культа, которому «следуют по привычке», сопровождалось расцветом культов подпольно-экстатических (и здесь мы можем припомнить не только засохшую римскую религию за век до Рождества Христова с одновременным распространением дионисий, но и то чеховское «поповско-лицемерное казённое православие», под которым бурлили раскольники, оккультисты, хлысты, скопцы и прочие неодионисийцы с неоизиаками).
Можно возразить, что современное наукопоклонничество, госпоклонничество, тарология и цифровая порнокультура с БДСМ, футанари, яоем и пониплеем никак не могут быть трактованы в качестве религий, потому что у большинства данных человеческих практик нет никакой стройной догматики, центральной организации и утверждённого вероучения.
Это очень смешное возражение - доказывающее лишь, что современники ошибочно считают «религией» только религию авраамическую. То есть церковь, мечеть и синагогу там. В действительности у подавляющего большинства дохристианских культов никакой догматики не имелось. Это были культы ритуала и личного мистического опыта (см. тот же митраизм - сохранилось ровно ноль каких-либо доктрин, зато осталась куча свидетельств того, как при большом стечении народа желающие очищения проходили в траншее под помостом, на котором заколали быков, и чувствовали себя возродившимися в потоках горячей жертвенной крови убиваемого животного).
В этом смысле современность есть просто откат в язычество - причём не первый, не второй и не третий.
Догматики типа нет, а объекты поклонения есть.
Храмов как бы нет, а жертвы приносятся.
Жрецов формально нет, а ритуалы есть и экстатические переживания испытываются.
И нелепо считать, что мы свободны от религии, на том основании, что «мы не считаем всё это чем-то мистическим, не верим всерьёз, а просто так развлекаемся/отдыхаем/испытываем переживания». Дохлая правда жизни в том, что точно такими же были предки-язычники.
Мы что, всерьёз думаем, что для прожжённых римских скептиков их участие в играх, гладиаторских боях, непристойных луперкалиях и эротизированных ритуалах восточных богинь было чем-то сущностно отличным от мелкомоторики наших ув. современников на богинь аниме, государство, отпуск, пассивный доход и генеративные сети? А почему мы так думаем?
Таким образом, можно дерзко заявить:
- Религия константно занимает в жизни огромное место, обусловленное самой природой человеческой психики. Просто далеко не все наши дела сегодняшние мы воспринимаем в качестве религиозных, ибо нас отучили их распознавать. Мы в среднем проводим массу ритуалов и жертвоприношений, но не признаём их таковыми. Мы в среднем вступаем в близкие контакты третьей степени со множеством духовных (ок, психических) сущностей, но не признаём себя ни их служителями, ни их рабами.
И так будет продолжаться до той поры, покуда понимание глубокой религиозности всей нашей жизни не станет очевидным.
Когда же это произойдёт (или, вернее, в каждом случае, когда это происходит на индивидуальном уровне), человек неизбежно задастся вопросом, кому он служит, кому приносит жертвы, что с этого имеет и кем в результате своей практики становится.
<...>
Религия здорового человека - или, вернее, религия человека сознательного (подчеркну, тут всё очень индивидуально) - начинается там, где сам человек начинает понимать, чему и кому он служит.
Это не обязательно религия именно в хорошем смысле. Не каждый современник захочет инсталлировать в себя знаменитую формулу ув. Фомы Аквинского (воспроизвожу по памяти): «Человек только тогда начинает понимать Бога, когда сознаёт, что Бог превосходит всё, что человек может о Нём помыслить». Кто-то предпочтёт божеств не таких бескрайних и более сговорчивых.
Задача не попасть в жвалы к гражданам, желающим от имени Бога ли, своих богов ли просто нагнуть и поиметь-выгоду-с окружающих лохов - решается тем же способом: ответственность и сознательность.
Нельзя просто желать кружевных трусиков и в Эдем. Нельзя прыгать с разбегу на ручки кому попало. Нельзя ехать в баню с приятными незнакомыми джигитами, если ты девочка и тебе 17.
И если кто не заботится о себе сам, то кто ж о нём позаботится?
Я на днях встретил офигенную новость: почти каждый десятый участник «психоделических ритуалов», направленных на путешествие внутрь себя и раскрытие своих там всяких содержаний, освобождение внутреннего героя и встречу с внутренней богиней и пр. - сообщает о том, что его под разговоры о величии духа и нерабстве нагнул и сексуально использовал инструктор/дон Хуан.
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» в этом контексте означает довольно суровую вещь. Данный тезис ув. св. Серафима Саровского, конечно, многогранен - но в числе прочего он отлично читается как напоминание о величайшей ответственности человека за себя и за свой мир. В первую очередь перед своим Богом.
И если человек не отвечает перед своим Богом за себя - то за что он может отвечать вообще?
А если отвечает, то сама сознательность его действий приносит плоды пользы, расходится кругами и отдаётся в веках.
Такова религия здорового человека.
В описанном контексте экзальтированная блондинка-косплеерша, по крайней мере, хотя бы честнее многих, поскольку не пытается делать вид, что её мировоззрение не является религиозным. Тогда как адепты религии, в которую превратилась усилиями "инженеров человеческих душ" наука - ведут себя ровно противоположным способом:
<...> …Если говорить просто, то причина собщепринятой аллергии на всякую религиозность у отдельных категорий ув. современников - в усвоенном ими априорном постулате, что религия отрицает разум (а также эксперименты, эволюцию, безопасность вакцин от ковида, антропогенные изменения климата, взаимосвязь общественного благополучия с демократическим либеральным устройством, то, что Путин не остановится, если не победить его сейчас, и нападёт на Польшу, а у Саддама есть оружие массового поражения).
Если же сказать современнику из данной категории, что религия не отрицает разум, эксперимент и науку вообще - он в качестве контраргумента, чего доброго, ещё разок сожжёт на костре мирно усопшего священника Коперника вместо мага и религиозного еретика Бруно.
Он попросту не в курсе, что вся заруба религии и науки свелась, по большому счёту, к битвам Нового времени за политическую власть над обществами. И что наряду с дураками-буквалистами в церкви всегда существовали, как и в научной среде, нормальные человеческие люди, признававшие за Библией и образность, и аллегоричность. И что в этой самой Библии множество раз упомянуто, что не в человеческих силах понять устройство Вселенной и её начала, и что мы видим реальность как бы гадательно, сквозь тусклое стекло, и что услышать и постичь - это разные вещи.
Он не в курсе всего этого по банальной причине: его научили думать, что вся религия тождественна ошибочной космогонии и ошибочным версиям происхождения жизни.
То же, что составляет суть религии (человеческий духовный опыт), его научили считать либо несущественным, либо вообще не существующим - то есть всего лишь своеобразным глюком психики высшего млекопитающего.
В том, что данные граждане считают своим научным мышлением, присутствует вполне себе религиозный запрет на личный духовный опыт - ибо его наличие каким-то волшебным образом портит, согласно данному табу, способность мыслить. В то время как абстиненция от всего божественного и принятие всех своих соответствующих переживаний за глюки психики - напротив, сохраняет ум в полном порядке.
Также данным гражданам предписано считать, что верующие в лучшем случае иррациональные лицемеры (если и верят в своего Бога, и изучают эволюционную биологию), а в худшем шизофреники, верящие во взаимоисключающие утверждения (то есть в Адама из буквальной глины и в палеоантропов плейстоценовой Африки).
Это последнее особенно интересно на фоне третьего постулата их просвещенчества - согласно которому Наука, в которую верят приличные люди, ничего не утверждает как догму, а всего лишь логически непротиворечиво интерпретирует накопленные на данный момент экспериментальные факты.
…Ув. друзья уже, конечно, догадались, к чему это я.
Я это к тому, что та «наука», которая «против религии», - то есть современное просвещенство - суть всего лишь ещё одна религия, прикрывающаяся настоящей наукой как инструментом утверждения своего авторитета и пропаганды своих догматов.
Согласно этим догматам, всё не поддающееся исчислению и фиксации приборами иллюзорно, поскольку настоящая реальность ограничивается только этим. Правда, всё фиксируемое уходит (вглубь ли, вовне ли) в нефиксируемое, а все модели упираются в известный предел предсказаний, но это пока.
В связи с этим всё, что воспринимает наше сознание, но не фиксируют приборы и не описывают модели, следует трактовать как глюки и игры несовершенного млекопитающего мозга - по меньшей мере на данный момент.
…Нетрудно понять, что на практике человеку совершенно невозможно жить в столь крошечном пространстве реального. И скептики, конечно, тоже вовсю верят, любят, трепещут, творят, визионерствуют и тоскуют. Но им запрещено воспринимать не то что свои чувства и видения, но даже свои личности как нечто большее чем нарост на биохимических процессах. Поэтому развития этот их опыт не получает - подобно тому как вязь для человека, не изучающего персидский, на всю жизнь остаётся орнаментом и не превращается в стихи Руми.
В итоге и рождается то уникальное высокомерное невежество знающих, которое порождает сверкающие копролиты логики вроде:
«верующий не может работать врачом -
потому что он верит во всякую фигню -
о которой мы ничего не знаем -
потому что это фигня -
потому что нам так сказали -
а мы сказанному верим».
К науке это суеверие имеет лишь то отношение, что лет 150-100 назад просвещенство в своей политической борьбе с церквями навязало себя как официальное вероисповедание гражданам, претендующим на интеллектуальное превосходство над массами. Поскольку ув. научные работники на данное превосходство обыкновенно (и порой обоснованно) претендуют - то догматы данного суеверия имплантируются в большинство из них, как социальный прогрессизм в голливудских звёзд.
К умению же мыслить эта дурацкая религия, по факту отрицающая реальность человеческой личности - не имеет отношения вообще ни малейшего.
Качество критического мышления никак не зависит от количества дипломов и навыков решения задач.
Я не откажу себе в удовольствии ещё раз отметить два факта, рядом смотрящиеся просто поразительно (хотя и оскорбительно).
Первый: избиратели демократической партии США куда образованней избирателей республиканской партии США. И вообще «средний сторонник демократов» - это белая женщина с дипломом, а среди людей из кампусов демократы составляют примерно 9/10.
Второй: эти образованные люди некритично верят СМИ. Это единственная категория американского населения, преимущественно верящая СМИ - несмотря на их бесконечный поток разоблачаемой постфактум, и нередко со скандалами, лжи.
И при этом они считают себя существами мыслящими.
Как представляется, в этом и состоит главная тайна успеха религии просвещенчества: она внушает своим адептам, что те уже умеют думать - и поэтому учиться думать по-настоящему им не нужно.
P.S.
…К сказанному остаётся добавить, что автору этих взволнованных строк неизвестны догматы (по крайней мере, изложенные кратко в Символе Веры), противоречащие синтетической теории эволюции или современным физическим теориям. Я подозреваю, это потому, что современная физика не описывает Бога, а Символ Веры - физическое устройство мироздания.
Очень трудно противоречить друг другу, если один собеседник доказывает, что полотно принадлежит кисти Рафаэля, а второй убеждённо отвечает, что автор гений.
В итоге получается, что яйцеголовые учёные жрецы религии просвещенчества стоят в одном ряду с торговцами "древними традициями", хором озвучивая сакраментальное "trust me, bro" в адрес турбированных хомяков, воображающих себя Очень Умными.
Ведь, как верно констатировал тот же Мараховский:
Самый простой способ врать человеку - объяснить ему, что он умней других и поэтому Знает Правду (одобряемая правда прилагается).
|
</> |