Закат морской сверждержавы

топ 100 блогов mikle102.08.2021 По утверждению Хендрикса*,  опубликованного американским изданием консервативного толка National Review, Китай и Россия «решили активно конкурировать с нами, развертывая новые поколения продвинутых авианосцев, крейсеров, эсминцев и смертоносных бесшумных и быстроходных атомных подводных лодок». Да, такой процесс наблюдается, и является он следствием американского засилья в морях и океанах, которое стало препятствовать глобализации мировых экономических процессов.

Закат морской сверждержавы

Вице-президент Telemus Group с ностальгией вспоминает те времена, когда «все океанические войны и инциденты с пиратством внезапно прекратились в 1945 году, когда Военно-морские Силы Соединенных Штатов вышли из Второй мировой войны с флотом из более чем 6000 кораблей – той подавляющей силой, которую трудно себе вообразить. Под прикрытием этого флота и обеспечиваемой им безопасности Соединенные Штаты оказались в уникальном положении, чтобы менять мир на основе своего мировоззрения». Действительно, после Второй мировой войны экономическая и политическая экспансия США в мире поддерживалась американским флотом.

Как указывает Хендрикс, сегодня около 80% мировой торговли по объему и 70% по стоимости перемещается по морю. Кроме того, около 95% данных в мировой экономике передаются между континентами по подводным кабелям, а всевозрастающая доля бурения и добыча энергоресурсов и сырьевых ресурсов осуществляется со дна океанов.

Китайский эсминец Dalian типа 055 – третий в серии и второй, переданный ВМС НОАК в этом году.

Закат морской сверждержавы

Ныне же, признает Джерри Хендрикс, «американский флот, численность которого резко упала с 6000 кораблей в 1945 году до постыдного количества в 296 готовых к развертыванию боевых кораблей сегодня, из-за ряда неправильных решений… больше не является достаточно большим, чтобы постоянно защищать интересы США по всему миру». И далее: «Если Китай в Южно-Китайском море или Россия в Арктике успешно создадут, а затем смогут сохранять исключения из концепции свободного моря и практически осуществить здесь свою локальную сферу влияния, это кардинально подорвет весь возглавляемый Америкой миропорядок, принесет на планету нестабильность и, несомненно, приведет к разрушительной и дорогостоящей войне».

Что же делать? По твердому убеждению Хендрикса, необходимо поставить военно-морскую мощь на первое место в американской национальной стратегии, уменьшить американские континенталистские обязательства во всем мире и сосредоточить внимание на преимущественном инвестировании в морскую коммерческую торговлю и военно-морскую стратегию. Нечто подобное хотел предпринять предпоследний министр обороны трамповской администрации Марк Эспер. Он собирался резко увеличить ассигнования на военно-морское строительство за счет урезания финансирования ВВС и армии. Но быстро был отправлен в отставку.

Одними деньгами ситуацию не выправишь. Как признает Хендрикс, «сегодня Китай, крупнейшая судостроительная страна в мире, имеет более 1200 верфей, одна из которых производит больше тоннажа в год, чем все судостроение США». За первые пять месяцев этого года судостроительная промышленность КНР передала ВМС НОАК атомную подводную лодку стратегического назначения типа 094А, два эсминца типа 055, которые в США классифицируются как крейсера, четыре эсминца типа 052DL, шесть корветов типа 056А, головной универсальный десантный корабль типа 075, три тральщика-искателя мин типа 082II. Это без учета вспомогательных судов и плавсредств базового обеспечения.

Совсем другая картина в Соединенных Штатах. Американский судпром поставил флоту один эсминец типа Arleigh Burke и два литоральных боевых корабля типа Independence.

Стоимость строительства головной американской атомной ракетной подводной лодки нового поколения Columbia (SSBN-826) составит $15,03 млрд.

Закат морской сверждержавы

...это немногим меньше стоимости создания нового атомного авианосца Gerald R. Ford ($17,5 млрд.).

Закат морской сверждержавы

Пока ВМС США опережают ВМС НОАК по количеству атомных подводных лодок и больших надводных кораблей. Но при нынешних темпах кораблестроения в КНР нетрудно догадаться, в чью пользу обернется гонка морских вооружений двух держав.

Призывы Хендрикса больше инвестировать в военное и гражданское судостроение в Соединенных Штатах, чтобы вновь «стать морской сверхдержавой», выглядят идеалистически. В начале июня группа сенаторов от демократической и республиканской партий внесла законопроект об инвестировании $21 млрд. на обновление мощностей четырех государственных верфей и $4 млрд. на поддержку частных судостроительных предприятий. Но это капля в море. Ведь эти средства предполагается отпустить заводам, которые занимаются судоремонтом. И их еще надо освоить. На что потребуется немало лет. Военное и гражданское судостроение наскоком не возродить, хотя бы потому, что верфи, старые и новые, столкнутся с кадровым дефицитом. На подготовку специалистов уйдет уйма времени и финансовых ресурсов.

Американское кораблестроение неуклонно дорожает. Недавно объявлено, что стоимость строительства головной атомной подводной лодки стратегического назначения нового поколения Columbia (SSBN-826) увеличится на $637 млн. и составит $15,03 млрд. То есть эта ПЛАРБ по стоимости почти догонит головной атомный авианосец Gerald R. Ford ($17,5 млрд.). Но еще не вечер, и у перспективного американского ракетоносца, который еще не заложен, есть возможность перегнать гигантский плавающий аэродром.

Нет никаких сомнений, что китайские темпы военного кораблестроения возьмут верх над галопирующим ростом цен в американском.

И еще. Чтобы Америке вновь стать великой морской сверхдержавой, требуется единство и целеустремленность нации. Но сейчас происходит нечто противоположное. Общественное сознание Соединенных Штатов расколото, и противоречия внутри страны только усугубляются. При таких обстоятельствах о морской сверхдержавности можно только мечтать.

* - Хендрикс работал в аппарате начальника военно-морских операций, то есть главкома ВМС, и министра ВМС США. Закончил  службу в 2014 г. в звании кэптена, то есть капитана 2-го ранга по-нашему, в должности директора Командования военно-морской истории и наследия.
Закат морской сверждержавы
Отставной кэптен поступил на работу в Центр новой американской безопасности – негосударственной организации, где он был старшим научным сотрудником и директором оборонных программ. Потом стал вице-президентом консалтинговой фирмы Telemus Group, специализирующейся на военных вопросах.

Его приглашают в качестве эксперта на Капитолийский холм на слушания по оборонным проблемам. Он – автор таких известных изданий, как Foreign Policy, National Interest, Fox News, New York Observer, Japan Times, Politico и ряда других. В прошлом году увидел свет его трактат «Обеспечивать и поддерживать ВМС: почему военно-морское первенство является первой и лучшей стратегией Америки» (To Provide and Maintain a Navy: Why Naval Primacy is America’s First, Best Strategy), который получил высокую оценку в военных кругах США. Основные позиции этого труда нашли отражение и дальнейшее развитие в статье, опубликованной в National Review.

Выдержка из статьи приведена выше, более полный обзор здесь

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
… Совсем не этих слов ждет женщина от своего мужа. Если же муж стар, груб и сексуально пассивен, то может случиться трагедия. Непременно случится, и не важно, происходит действие в Викторианской Англии или в российской глубинке. Женщины везде одинаковы. Может быть, именно поэтому ...
Испанский цирковой дрессировщик Пабло Ноэль во время выполнения рискованного номера. 1962 год. ...
Я по-прежнему шмыгаю носом, а вот Искандер не пошел на работу - температурит, вызвал доктора. НА улице тепло, +13, но очень ветрено. Видимо, никуда далеко я не поеду, но буду шастать по делам и шуршать по ...
Маска для защиты от короновируса U-образной формы с максимальным внутренним пространством, позволяющим комфортно дышать. Сделана в Корее, сертифицирована в США. Действует скидка 30%. Обеспечивает тройную защиту, благодаря слоям: - антимикробный слой; - блокирующий слой; - ...
Сегодня весь день работал, прихожу домой, покушал, лобио, с луком, с красным ...