
Захар Беркут


И вновь перед нами славянское
героико-романтическое фэнтези, разве что снятое не в России на фоне зелёного
экрана, а американо-украинской командой, съездившей
ради этого в Карпатские горы. С непременным визитом на озеро
Синевир и в другие колоритные места.
Основой же для фильма стала одноименное произведение известного в
СССР революционного деятеля и писателя Ивана Франко (1856-1916).
Который сочинил свою якобы историческую повесть аж в 1882 году,
хотя по нынешним меркам это типичная не-магическая фэнтезюха и
есть.
Также справедливо назвать "Захара Беркута" римейком одноименной картины 1971 года, снятой на студии Довженко. Разве что в советском фильме - немыслимое дело! - чудом обошлись без импортных актёров. Зато в нынешней экранизации голливудские лица оккупировали практически все (!) ведущие роли. Что ещё больше понизило градус серьёзности этой и без того сказки в духе снайдеровских "300 спартанцев", тем более, что под конец она цитирует именно их безо всякого стеснения.

Как и положено в романтической фэнтезятине, здесь
нет никаких полутонов в характерах героев. Все они делятся на
"наших", кристально честных и благородных, и прочих - сплошь
вероломных мерзавцев, в кого ни ткни копьём или мечом.
"Наши" - это старейшина горной деревушки Тухля Захар Беркут (Роберт
Патрик), два его молодца-сына Иван да Макс и все прочие (уж
простите) тухлянцы, живущие душа в душу без скандалов и
междоусобиц. Рай земной, да и только... Ну или как он там назывался
у язычников, молившихся деревьям и истуканам, ибо новая вера в их
края покамест не доехала.
Впрочем, одной лишь кайфовой житухой зрителя у
экрана не удержишь, поэтому вскоре для Захара наступают
лихие 90-е 1240-е
годы.
Первым нагрянул в его глухомань некий боярин Тугар Волк (Томми
Флэнаган). Который заявил, что все окрестные земли ему подарил
князь. А вместе с землями - слышь-те, вы, лузеры! - в подарок
входят и живущие на них смерды. То есть ты, Беркут, и прочие
аборигены.
Смерды из Тухли вмиг попритухли.
Бли-и-ин! Кланяться в ножки и платить дань незнакомому типу с
мордой байкера из "Сынов анархии"
никому не улыбалось. Только вот насадить башку Тугара на
копьё означало бы обидеть князя, а с ним рамсить уж точно было не
резон. Поэтому полфильма Волк и Беркут перетирают сей щепетильный
вопрос в меру своего гонора и взаимных понтов.

Однако не успели их разборки устаканиться, как
нате вам, очередная беда: с востока на лошадях Пржевальского
прискакали монголы со своим ханом Пржевальским Бурундаем! И первое, что они
сделали, даже не перемотав с дороги портянок - нахватали по всей
округе девок. А кто посмел это опротестовать, того пустили в расход
вкупе со всем его движимым и недвижимым имуществом.
Тухлянцы, которых ордынский киднеппинг тоже коснулся, осерчали и
потопали задать охреневшим бурундаевцам пару дерзких вопросов.
Хотя, пока шли, передумали, а, дойдя, тупо нашинковали один из
вражьих отрядов на фрикасе. Разумеется, с дальнейшим перезахватом
заложниц и возвращением их в родную Тухлю.
Монголы, которым поживиться в этих бедных краях
было почти нечем, хотели было поскакать дальше. Но тут вдруг
выяснилось, что любимый сынишка Бурундая получил вчера ночью по
черепу тухлянским топором и уже никуда не скачет.
Ого! От такой новости хан тотчас впал в пессимизм и фрустрацию. А
поскольку монголы 13 века и в хорошем настроении были не самые
приятные собеседники... Короче, решили ордынцы решили задержаться
тут ещё на недельку-другую. Затем чтобы объяснить аборигенам смысл
умного слова "геноцид" на примере Захара Беркута. Ну а Беркут не
будь дурак решил повтыкать топорики и в других монголов, ведь когда
ещё в его захолустье случалась такая крутая движуха.

***
В общем, если после "Игры престолов" вас вдруг
пробило на фольклорно-лубочное фэнтези, снятое по лекалам 40-летней
давности, то можно, конечно, отыскать в интернете старенького "Хон
Гиль-дона". Да только зачем, если там уже красуется новенький
"Захар Беркут"! А в нём есть почти всё то же самое, разве что
местное "тхэквондо" пониже, да пафос чуток пожиже.
Ну и отсылки к "300 спартанцам" Снайдера опять-таки изрядно
забавляют. А также "компьютерный" медведь в начале, нарисованный
так халтурно, что лишь постаревшие физиономии Патрика и Флэнагана
говорят нам о том, что это кино снято в 2019-м, а не на заре 90-х.
Хотя именно там ему было бы самое место, ибо сегодня воспринимать
его без иронии и сарказма, увы, не получается, какую бы высокую
мораль ни пытались донести до зрителя его создатели.

источник
|
</> |