Загляни в фотоаппарат, что ты там видишь?
strravaganza — 01.11.2017 Среди всех фотографов, которые совершенно не умели фотографировать, именно ЗАГСовские специалисты на протяжении многих лет служили эталоном удивительного непрофессионализма и потрясающей тупости. Десятилетия напролёт они делали свою работу по шаблону, не отклоняясь ни вправо, ни влево. И если тех, которые снимали непосредственно регистрацию, частично оправдывала невозможность вмешательства в процесс, то их коллеги, трудившиеся под крылышком ЗАГСов в городских парках, просто не желали ничего менять.В те времена на каждом месте традиционных свадебных прогулок работало по три фотографа от трёх Краснодарских ЗАГСов, и у каждого их них программа была абсолютно неизменна: пара у берёзки, жених держит невесту на руках, молодожёны возлагают цветы к Вечному огню, и в заключение — групповой снимок на фоне памятника. В результате каждая пара получала совершенно одинаковый набор фотографий, отличавшийся разве что количеством снимков, на которых невеста моргнула.
Всё, что требовалось от фотографа — запомнить, возле какого дерева ставить молодожёнов. Причём мастера художественного фото всегда использовали одну и ту же берёзку, в результате под ней никогда не росла трава, и даже зимой на этом месте всё было вытоптано.
Работая от ЗАГСа, можно было много лет делать одно и то же, и получать весьма неплохие по тем временам гонорары. Неудивительно, что эта работа считалась невероятно престижной, и никто не уходил с неё по своей воле, свободные вакансии появлялись только после того, как кто-то спивался, умирал, или уходил на пенсию.
И вот однажды, когда очередной корифей свадебного фото ушёл на заслуженный отдых, в этот коллектив волею судьбы попал молодой человек по имени, скажем, Иван. В первый же день ему вручили зеркалку "Киев-6С", и показали, куда нажимать. Список обязательных поз он выучил уже к вечеру, и начал скромную карьеру свадебного бомбилы. И влился бы он в коллектив, и стал бы таким же как все, если бы не тяга к творчеству и креативу.
Довольно скоро Ваня ощутил недовольство своей работой. Поточное изготовление штампованных фотографий претило всей его молодой мятущейся душе. И юный фотограф совершил непростительный грех — вместо снимка у берёзки он заставил свою пару прогуляться по парапету, и снял их в движении. Это своеволие никак не могло ускользнуть от пристального взора коллег, и ему сделали замечание. Но на следующий день молодой бунтовщик вновь отступил от канонов, и сфотографировал свою пару по-новому: их взгляды были направлены не в объектив, а друг на друга. День за днём молодой фотограф осторожно менял надоевшие лекала, и разнообразил пресную последовательность традиционных кадров.
Со временем пожилые мастодонты махнули на него рукой, и оставили попытки его перевоспитать. Иван разнообразил свою программу каждый день, его снимки становились всё лучше и лучше. В ответ на это ЗАГСовские динозавры глухо ворчали, и продолжали монотонно шлёпать одни и те же кадры. Молодой мастер смотрел на них с жалостью и недоумением, ему было непонятно, как можно делать свою работу без творчества и вдохновения. И он так далеко зашёл в своём вольнодумии, что однажды в перерыве между свадьбами осмелился раскритиковать работу старших товарищей.
С горячностью, свойственной молодости, он говорил о недопустимости халтуры, и о профессиональном самоуважении, вспоминал имена великих фотографов современности, и приводил в пример их отношение к делу. Когда он закончил, воцарилась мёртвая тишина. Листья шевелились на деревьях, машины ехали по своим делам, но мастодонты фотографии молчали. Иван понял, что наговорил лишнего. Тишину неожиданно нарушил самый старый и самый заслуженный мастер спусковой кнопки, седой и носатый Аркадий. Он поднял взгляд из-под кустистых бровей, поднёс свой фотоаппарат к Ваниному лицу, и неожиданно миролюбиво произнёс:
— "Загляни в аппарат, что ты там видишь?" — Иван прислонил лоб к Аркашиной камере, и растерянно произнёс — "Ннну... не знаю.. Деревья.. Асфальт.." — мэтр хмыкнул, и поправил — "Нет, не прямо сейчас, а когда ты снимаешь, что ты там видишь?" — молодой фотограф нахмурил лоб, и неуверенно ответил — "Жениха с невестой.." — "Ага!" — ответил Аркадий, опуская фотоаппарат, — "А знаешь, что я там вижу?" — Ваня смущённо пожал плечами — "Нет, не знаю. Что?" — старик торжествующе улыбнулся — "Червонец!".
С того дня минуло всего несколько лет, и судьба тех, кто видел в своём видоискателе червонец, очень круто переменилась. Причём это случилось задолго до того, как родились миллионы идиотов, возомнившие себя фотографами с появлением цифровых камер. Как только на рынке свадебного фото появилось достаточное количество тех, кто снимал лучше, чем ЗАГСовские халтурщики, эти динозавры очень быстро вымерли. Конечно же они ещё какое-то время стояли хмурыми нахохленными кучками на своих обычных местах, но свадьбы одна за другой текли мимо, и на все их попытки спросить — "Вы из какого загса?" — ответ был один — "Спасибо, у нас свой фотограф!". Старые пердуны плевались ядом, и злобно шипели вслед молодым конкурентам, уводившим вожделенного клиента.
Вскоре матёрым профессионалам надоело видеть в видоискателе вместо червонца издевательский кукиш. И они просто исчезли с тех мест, где стояли годами, поколение за поколением. Пятачок у берёзки, вытоптанный каблучками невест, впервые за пол столетия заколосился свежей, зелёной травкой. Поразительно, но исчезновения динозавров никто не заметил, они как будто растворились в воздухе, и в один прекрасный день их просто не стало...
Что крайне симптоматично, ни один из этих бронтозавров так и не смог перестроиться, и начать снимать иначе. Вот уж где как нельзя лучше подтвердилась старая поговорка "Старого пса не научить новым трюкам"! Сегодня эти стегозавры влачат жалкое существование в немногочисленных местах, где на них ещё сохранился спрос — в роддомах, и студиях документального фото. Они постарели, от их былой самоуверенности не осталось и следа.
Ну а перед теми, кто когда-то сбросил их с насиженных мест, теперь стоит проблема самим не превратиться в динозавров, ибо слишком уж школиё с цифрозеркалками напирает...
И ещё по теме фотографов из СССР:
Фотографы из ЗАГСа. Многолетняя война с неожиданным финалом.
Лайфхаки дерьмофотографов.
Не дышать/не моргать!
|
</> |