ЗАГАДОЧНАЯ КЛАРА ПЕТЕРС

топ 100 блогов nikonova_alina18.08.2023
Клара Петерс. Натюрморт с цветами и золотым бокалом. 1611
Клара Петерс. Натюрморт с цветами и золотым бокалом. 1611

Часть 2.

        Следующие документы, касающиеся Клары Петерс-художницы, фиксируют ее пребывание в Амстердаме в 1611 году и в Гааге в 1617-м. То есть, скорее всего по каким-то причинам между 1607 и 1611 годами она покинула Антверпен и перебралась из испанских Южных Нидерландов в Голландию.

Фредерик де Вит. Вид Амстердама в 1699 году
Фредерик де Вит. Вид Амстердама в 1699 году
Неизвестный голландский художник пер.пол.17 в. Вид Гааги. 1625
Неизвестный голландский художник пер.пол.17 в. Вид Гааги. 1625

        Маловероятно, что это могло быть связано с ее работой, скорее всего, причины были семейные. Даже если Клара родилась в 1594 году, то к 1611-му 16-17-летнюю девушку уже вполне могли выдать замуж, а если она на самом деле была старше, то тем более. Для художниц 16-17 века замужество было вполне обычным делом, хотя и не обязательным. Предшественницы Клары Петерс Софонисба Ангвиссола и Катарина ван Хемессен (южнонидерландская миниатюристка, работавшая в Базеле) были замужем, также, как и ее современницы Артемизия Джентилески и Юдит Лейстер. А вот Элизабета Сирони и младшая сестра Софонисбы Агвиссолы Лючия, в браке не состояли, хотя возможно, это связано с тем, что обе они ушли из жизни очень молодыми, и просто не успели обзавестись супругами.

Клара Петерс. Натюрморт с сыром, артишоками и вишней
Клара Петерс. Натюрморт с сыром, артишоками и вишней

        Не так давно появилась версия, что Клара Петерс происходила из семьи какого-то антверпенского художника, и якобы именно поэтому никаких записей о ней, ее учебе и связи с антверпенской гильдией святого Луки и не существует, ведь все ее проблемы разрешались ее отцом. Однако пока это всего лишь фантазия, не подкрепленная никакими документальными доказательствами. Кроме того, известно, что часть документов антверпенской гильдии святого Луки, относящаяся как раз к интересующему нас периоду начала 17 века, по разным причинам тупо не сохранилась.

        И, кстати, почему все вообще зациклились на фамилии Петерс? Клара при рождении могла носить какую-то другую фамилию, а Петерс стать после вступления в брак. Может, натюрморт 1607 года она подписала уже не своей девичьей фамилией, а фамилией мужа? Тем более, что его тематика вполне соотносится и с брачными мотивами.

        Второй официальный документ, на который опираются биографы Клары Петрес относится уже к 1639 году. Это запись о венчании Клары Петерс и некоего Хенрикуса Йосена 31 мая 1639 года, находящаяся в церковной книге все той же антверпенской церкви святой Вальбурги. И в связи с этой информацией возникает не меньше вопросов, чем по поводу крещения Клары Петерс в 1594 году. Если речь идет о все той же Кларе Петерс, художнице, то получается, что в брак она вступила в возрасте 45 лет, а возможно, и еще более почтенном, если на самом деле родилась еще раньше. Хотя она могла быть вдовой и вступить во второй и даже третий брак, особенно, если у нее были деньги.

Клара Петерс. Натюрморт с крабом, креветками и лобстером
Клара Петерс. Натюрморт с крабом, креветками и лобстером

         Почему она снова вернулась из Амстердама в Антверпен, тоже непонятно. Исследователи предполагают, что в Амстердаме у нее могла быть собственная мастерская и некоторое количество учеников, а также заказы на работы, поскольку ее натюрморты пользовались большим спросом. Следовательно, если она неплохо устроилась в голландской столице, а потом все бросила и вернулась на родину в Антверпен, то эта резкая смена места жительства опять-таки должна быть как-то связана с ее личной жизнью. Рискну предположить, что она овдовела, и уже не хотела или не смогла жить одна.

Клара Петерс. Натюрморт с дичью. 1611 (Считается первым натюрмортом с дичью в истории искусства)
Клара Петерс. Натюрморт с дичью. 1611 (Считается первым натюрмортом с дичью в истории искусства)

        Вообще, я бы выстроила ее биографию так:

        Родилась в Антверпене, может, в художественной семье, может в состоятельной купеческой или в семье ремесленников, скорее всего в 1580-х годах. Аристократическое происхождение на мой взгляд менее вероятно. Училась у отца (если он был художником) или у Осиаса Берта Старшего, поскольку из всех художников, упомянутых в качестве ее предполагаемых учителей, его стиль более всего соответствует ее стилю.

        В 1607 году вышла замуж и взяла фамилию Петерс по мужу. С этого же времени начала работать самостоятельно. Возможно, муж тоже художник и связан с антверпенской гильдией святого Луки. В 1611 году семья переезжает в Амстердам, в 1617 году некоторое время пребывает в Гааге, а потом, возможно, снова возвращаются в Амстердам. В середине-второй половине 1630-х годов муж Клары Петерс умирает, и она возвращается в родной Антверпен, где выходит замуж второй раз.

      Как дата ее смерти упоминались 1621 год, что маловероятно, поскольку у Петерс есть работы, подписанные более поздними датами, или же 1654, 1657, 1659 или даже 1679 годы. На мой взгляд более реалистичны 1650-е годы, хотя кто знает.

Продолжение следует…


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Володченко, Володченко...депутат, депутат… Дети! Учитесь, как надо!!! Пресс-секретарь премьер-министра Латвии Лаймдоты Страуюмы Джейна Тамулевича принимала участие в кастинге у французского порнорежиссера и фотографа Пьера Вудмана : Перевод титров: " Мы, партия "Единст ...
mochalkina советовала мне "Путешествия с тетушкой" Г. Грина - душевное ей спасибо за совет. Это прекрасная во всех отношениях книга, а кроме того, я нашел, что оттуда ...
Не тушкой, так чучелком. Ты его в дверь – он в окно. Это к теме давешнего чугунного «вето» в Совбезе ООН, которое извлекла Россия и грохнула американо-японскую Резолюцию по ядерному ...
Вечный спор о том, что такое русская кухня – это, пожалуй, только наше отечественное изобретение. Честно говоря, не встречал столь оживленных дискуссий относительно французской, итальянской или китайской кухни в среде их соотечественников. Хотя, может, они уже отспорили свое. У нас же ...
Если честно, то однообразие в ЖЖ задрало. Я понимаю, что в силу языка, на котором пишу и читаю, обречена на выборы и митинги. Гражданское общество - это вам не хрен в шоколаде. Терплю, но устала. Зато не понимаю причину стонов и визгов уважаемых ...