Загадка Иакова, брата Иисуса.

топ 100 блогов pretre_philippe05.11.2020 Попробую по следам его календарной памяти выделить основные интересные моменты, с ним связанные.

Насчет «братьев Господа» существуют 4 точки зрения. В восточно-православной традиции считается, что Иаков не был в числе 12 апостолов, но упоминается в числе «братьев Господних», которые не веровали в Иисуса при Его земном служении. Признаётся также, что упоминаемые в Мф. 13:55 и параллельных местах Евангелий братья Иисуса Христа являлись детьми Иосифа от первого брака. Наиболее чётко эта точка зрения была выражена Епифанием Кипрским, но в первый раз она появляется в апокрифическом протоевангелии Иакова (второй в. по Р.Х.). Одним из аргументов в пользу этой теории является то, что Иисуса называли «сыном Марии» (Мк. 6:3) – обычно именовали по отцам, но в данном случае это имело смысл, если отец либо не был известен, либо нужно было различать детей одного и того же отца, но родившихся от разных матерей. Вторая точка зрения возобладала в Западной Церкви и была сформулирована блаж. Иеронимом Стридонским в полемике с Гельвидием. Сочинение Гельвидия дошло только в цитатах самого Иеронима. Он отрицал приснодевство Марии и считал, что братья Иисуса были Его родными, кровными братьями, родившимися от Иосифа и Марии (это, соответственно, третья точка зрения). Так, он обращал внимание на то, что Иисус назван первенцем Девы Марии в Мф. 1: 24-25 и Лк. 2:7, что могло подразумевать рождение других детей после. Также стихи Мф. 1:18, 25 можно понимать в том ключе, что после Рождества Иисуса могли последовать нормальные супружеские отношения Марии и Иосифа. Гельвидий ссылался на точку зрения Тертуллиана, которая была сходной. В Новое время теория Гельвидия была возрождена протестантскими экзегетами.
Чтобы отстоять точку зрения на приснодевство Марии, Иероним детально анализировал все тексты, связанные с братьями Господними, и пришёл к выводу, что Иаков – это Иаков Алфеев, апостол от 12, прозванный Младшим, чтобы отличить его от Иакова Зеведеева, Старшего, убитого в 44 г. по приказу Ирода Агриппы. В частности, Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, упомянутая в Мк. 15:40, является другой Марией, именуемой «Марией Иаковлевой» (Мк. 16:1, Мф. 27:56, Лк. 24:10, то есть, матерью Иакова, хотя сама по себя формулировка не ясна - то ли его мать, то ли жена). И поскольку в Ин. 19:25 отдельно упоминается Мать Иисуса и Её сестра, Мария Клеопова, то блаж. Иероним сделал вывод, что Алфей и Клеопа – имена одного и того же человека, отца Иакова (Алфеева), и тогда братья Господни являются Иисусу двоюродными, а не родными. Теорию Епифания, которая также подтверждала приснодевство Марии, Иероним отверг, поскольку она основана на апокрифе. Именно такое решение проблемы было принято Католической церковью и официально закреплено на Тридентском соборе. Несмотря на свой апокрифический характер, протоеванг. Иакова является одним из важных свидетельств развития представлений ранней Церкви о Иакове, да и как минимум сюжеты двух церковных праздников в честь Богоматери были взяты именно оттуда. Он сам вероятнее всего подразумевается автором этого сочинения. Иаков и другие братья Иисуса, согласно протоевангелию, являются детьми Иосифа от первого брака. О прав. Иосифе сообщается, что он был вдовцом и уже в почтенном возрасте (по Епифанию Кипрскому, ему было около 80 лет), когда по жребию он был избран охранять Пресв. Деву. Существовала и четвертая точка зрения, в древности распространенная среди эбионитов, которые отрицали непорочное зачатие Иисуса и полагали, что Иаков был сыном Марии и родным старшим братом Иисуса. В апокриф. Евангелии от Евреев, дошедшем до нас лишь во фрагментах (цитатах, приводимых блаж. Иеронимом), также содержатся некоторые дополнительные сведения о Иакове. Например, говорится, что Иаков был среди учеников на Тайной Вечере и после того, как испил чашу, поклялся, что не вкусит хлеба, пока не увидит Воскресшего Христа. Тогда Господь явился ему, принес хлеб, благословил его, преломил и подал Иакову со словами: «Мой брат, съешь свой хлеб, так как Сын Человеческий восстал от спящих». О том, что Иисус по Воскресении являлся отдельно Иакову, свидетельствует и апостол Павел в послании 1-м к Коринфянам (15:7). Это весьма авторитетное свидетельство, причем самое раннее из всех текстов Нового Завета! А вот в канонических Евангелиях Иаков либо не упоминается вообще, либо вместе с другими братьями Иисуса весьма прохладно, в основном в негативном ключе. Ничего о явлении ему Христа по Воскресении нигде не говорится. В том числе у Луки, который не скрывает первенствующую роль Иакова в молодой Иерусалимской церкви первых десятилетий. И только в начале Деяний говорится, что братья Господни по Воскресении уже пребывали вместе с ближайшими 12 учениками (Деян. 1:14). Ап. Павел называет Иакова одним из "столпов" ранней Церкви (Гал. 2: 9). Видно, что на апостольском совещании, названном впоследствии первым церковным собором (Деян., гл. 15) председательствует Иаков, он же говорит заключительное слово, на основании которого составляется резолюция. Как и в случае последующих церковных соборов, были приняты компромиссные формулировки и решения, вокруг которых основная борьба лишь только разгоралась впоследствии.

Решения, принятые тогда, в 49-50 г., к сожалению, не послужили к умиротворению общей ситуации, если считать, что конфликт в Антиохии, упомянутый Павлом, произошёл после него. Кто были те "лжебратия" (Гал. 2:4-5) и посланцы от Иакова в Гал. 2:12 - одни ли те же или разные лица и группы? Насколько они отражали точку зрения самого Иакова? Скорее всего, они ее искажали и радикализировали - Иаков занимал вполне умеренную позицию, находясь "между двух огней", чтобы уважить и обращенных язычников с трудами апостола Павла и Варнавы, и иудеохристиан. Иерусалимская община, которую возглавил Иаков, состояла из иудеев и прозелитов, которые, уверовав во Христа, продолжали посещать Иерусалимский храм и соблюдать закон Моисеев, внешне ничем не отличаясь от остальных иудеев. Иудейские власти, несмотря на вспыхивавшие ранее конфликты, в целом допускали возможность существования в своей среде тех, кто уверовал в пришедшего Христа как Мессию. Однако в этот период обострились отношения между иудеями и римскими властями в Палестине. Среди зилотов появилось множество сторонников вооруженной борьбы с язычниками и теми, кто с ними сотрудничал (так наз. сикариев). По этой причине деятельность ап. Павла компрометировала христиан из евреев в глазах зилотов. Поэтому, когда Павел прибыл в Иерусалим после своего третьего длительного путешествия, и слухи о его контактах с язычниками стали распространяться по городу, Иаков предложил ап. Павлу пройти обряд очищения, чтобы отвести от местных иудеохристиан подозрения в отказе от закона Моисея и защитить апостола от толпы фанатиков, не меняя при этом отношения к христианам из язычников (см. Деян. 21:18-25). Но это не помогло – Павел едва не был растерзан толпой, от чего его спас только арест римскими властями. Возможно, что нараставший антагонизм между иудеохристианами и иудеями, отвергнувшими Христа, привёл к дальнейшей эскалации конфликта в Палестине и к гибели Иерусалима через десяток лет, а с ним и прекратила существования Иерусалимская община христиан. Иосиф Флавий сообщает, что Иаков был убит в то время, когда умершего прокуратора Феста сменил Альбин, на основании чего можно датировать его мученичество в 62-63 гг. Согласно Флавию, главную роль в убийстве сыграл первосвященник Анан второй (младший). Иаков («брат Иисуса, называемого Христом») и некоторые с ним были обвинены перед синедрионом в нарушении закона и приговорены к побитию камнями. Расправа состоялась как раз тогда, когда новый прокуратор еще не прибыл. Егезипп, древний историк и писатель, чьи цитаты приводит Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории», подробно рассказывает о мученической кончине Иакова. Он пишет о его исключительной святости, признаваемой в том числе и иудеями-нехристианами. Ему дано было прозвище «праведный», чтобы, во-первых, отличать его от других Иаковов, которых было много, а во-вторых, что он был «свят от чрева матери», не пил вина, не ел мяса, не брился, не мылся в бане и носил одежды из льна. Ему было позволено входить во Святое Святых Иерусалимского Храма, где он молился, преклонив колени, о прощении избранного народа. То есть, в изображении Егезиппа Иаков предстаёт истинным Первосвященником. В отличие от Флавия, Егезипп возлагает ответственность в убийстве Иакова не на первосвященника и саддукейскую партию, а на фарисеев и книжников, которые попросили Иакова убедить народ, что Иисус не был Мессией. Они поставили Иакова на крыло храма и закричали: «Праведный! Мы все обязаны тебе доверять. Народ в заблуждении об Иисусе Христе распятом; объяви нам, что это за «дверь Иисуса»». И ответил он громким голосом: «Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных». Многие вполне убедились и прославили свидетельство Иакова, говоря: «Осанна Сыну Давидову». Тогда книжники и фарисеи стали говорить друг другу: «Худо мы сделали, позволив дать такое свидетельство об Иисусе. Поднимемся и сбросим его, чтобы устрашились и не поверили ему». И они закричали: «О! И праведный в заблуждении!» Они исполнили написанное у Исаии: «Уберем праведного, он для нас вреден; они вкусят плоды дел своих». Они поднялись и сбросили праведника. И говорили друг другу: «Побьем камнями Иакова Праведного», и стали бросать в него камни, т. к., сброшенный вниз, он не умер, но, повернувшись, встал на колени, говоря: «Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти им, ибо не знают, что делают». Когда в него так бросали камнями, один из священников и сыновей Рехава, сына Рехавима, о ком свидетельствовал прор. Иеремия, закричал: «Остановитесь! Что вы делаете? Молится за вас праведник!» Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил праведника по голове скалкой, употребляемой в его деле. Иаков мученически скончался» (Евсевий, Церк. ист., II.23: 12-18).

Но почему же тот, кто занимал ключевую роль в Иерусалимской общине первые три десятилетия, совсем не упомянут в Евангелиях в положительном ключе?.. Которые, между прочим, писались как раз в это самое время, либо накануне разрушения Иерусалима, либо вскоре после него? Очевидно, не всё в среде первых христиан было гладко, исключая, может, самые первые годы, которые были на необыкновенном энтузиазме и подъёме. Про серьёзные разногласия по поводу принятия язычников в новообразованную Церковь уже было написано. Поведение Петра в Антиохии можно по-своему оправдать, поскольку, если придерживаться закона Моисея в отношении язычников, то с ними нельзя есть и пить за одним столом, и потому, когда посланцы от Иакова, ревнители закона, прибыли в Антиохию, Петр стал их сторониться, дабы не смутить ревнителей. Но для Павла разделение единого Тела Христа на "первосортных" и "второсортных" христиан было, конечно, недопустимо. Можно предположить, что брат Иисуса по плоти как лидер иерусалимских христиан вызывал возражения у многих христиан вне Палестины, где могло, например, быть написано Евангелие от Марка, одно из первых. В таком случае скрытая полемика между разными течениями могла так или иначе отразиться на евангельских текстах, и чтобы подчеркнуть, что духовное родство с Иисусом выше родства кровного, братья Господни упоминаются скорее в сдержанном тоне (можно вспомнить также Ин. 7: 3-8). А фигура Иакова, волей Божией оказавшаяся во главе первой церковной общины, выглядит скорее трагической. Может быть, как раз видя разные разделения среди христиан по доктринальным проблемам, он писал: "Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете -- и не имеете; убиваете и завидуете -- и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете -- и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак. 4: 1-3). Известно, что ревность о чистоте веры часто может быть продиктована обыкновенным духом превозношения над другими, любоначалием или просто желанием быть членом самой-самой верной и правильной организации. В этом плане нет ничего нового под солнцем с тех древних пор.

А католическая точка зрения, отождествляющая Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым от 12, выглядит отсюда по-своему интересной и обоснованной. Поскольку если взять Иакова Алфеева отдельно, самого по себе, то о нем практически никаких сведений не находится, кроме самых общих и неопределенных фраз. Да, если буквально понимать евангелистов, что при жизни Иисуса "братья Его не веровали в Него", то Иаков не мог быть в числе ближайших учеников. А если все-таки Иаков был в конце земного служения близок к Иисусу, учитывая свидетельство не дошедшего до нас "Евангелия евреев"? И принимая важное свидетельство Павла, что Иисус отдельно явился по Воскресении Иакову?.. Тогда на этот вопрос уже поневоле смотришь по-другому.

Использованные источники:
1. Православная энциклопедия (Иаков)
2. Pierre-Antoine Bernheim. Jacques, frère de Jésus (1996)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера вечером на российском ТВ народный депутат Украины Олег Царёв заявил, что " на Украине сейчас идёт война против России ". Второе утро слушаю этот гимн ...
ТРИ ФАМИЛИИ Это выражение, появившееся в России чуть больше 100 лет назад, стало настолько популярным, что вскоре переросло в поговорку. Там упоминаются фамилии трёх известных людей. У ПЕРВОГО и ВТОРОГО из них позже появились однофамильцы, ставшие куда более известными, чем они сами. ...
...
О «конфликте на острове Даманский» 2 марта 1969 года произошёл (а точнее сказать – начался) советско-китайский конфликт на острове Даманский. Есть мнение, что именно это событие прервёт «вечную дружбу братских народов»… на самом деле, противоречия между двумя ...
С 1 августа государство кинет им лишь пару сотен на палку колбасы, да и то не всем. В последние несколько дней в сообщениях российских информагентств различного калибра активно появлялись сообщения о том, что российским пенсионерам полагается доплата за так называемый «советский стаж» в ...